Meteorology, Climatology and Hydrology
Description: Курс направлен на изучение строения атмосферы, движения воздушных масс, радиационного и теплового баланса, метеорологических элементов, климата и прогнозов его изменения, климатообразующих факторов, рационального использования природных ресурсов и закономерностей формирования речного стока, режима рек, озер, болот, способов и технических средств измерения и определения основных гидрологических характеристик водотоков и водоемов.
Amount of credits: 5
Пререквизиты:
- Fundamentals of Ecology and Health and Safety
Course Workload:
| Types of classes | hours |
|---|---|
| Lectures | 15 |
| Practical works | 30 |
| Laboratory works | |
| SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) | 30 |
| SAW (Student autonomous work) | 75 |
| Form of final control | Exam |
| Final assessment method |
Component: Component by selection
Cycle: Base disciplines
Goal
- Получение студентами основ знаний в области метеорологии, климатологии и гидрологии суши, необходимых в их дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Objective
- Изучение закономерностей атмосферных процессов, определяющих погодно-климатические условия территорий; закономерностей гидрологического режима рек и других водных объектов; влияние климата и природных вод на природные территориальные комплексы, хозяйственную деятельность, продуктивность естественных и сельскохозяйственных ландшафтов; знакомство с методами метеорологических и гидрологических прогнозов; овладение навыками решения задач, анализа погодно-климатических процессов и инженерно-гидрологических расчетов.
Learning outcome: knowledge and understanding
- - студент знает строение и состав атмосферы, закономерности распределения атмосферного давления; закономерности поступления и трансформации в атмосфере и на земной поверхности солнечной радиации, формирование радиационного и теплового балансов, теплового режима атмосферы и почвогрунтов; образования гидрометеоров и облаков, их виды, характеристики и распределение атмосферных осадков; закономерности циркуляции атмосферы, основные сведения о гидросфере, о физических и химических свойствах воды.
Learning outcome: applying knowledge and understanding
- - применять теоретические положения курса для правильного выявления, картирования и описания природно-территориальных комплексов на полевых и производственных практиках, выполнения метеорологических и гидрологических расчетов, при написании курсовых и выпускных работ;
Learning outcome: formation of judgments
- - студент умеет решать задачи по определению плотности сухого и влажного воздуха, задачи на использование барометрических формул, адиабатических изменений температуры воздуха, потенциальной температуры; - студент умеет расчитывать характеристики влажности воздуха, строить и анализировать графики суточного и годового хода метеорологических элементов, климатические диаграммы; строит и анализировать карты распределения температур воздуха и атмосферных осадков; - рассчитывает морфометрические характеристики речных бассейнов, рек и водоемов; на определение характеристик жидкого и твердого стока растворенных веществ, анализировать многолетние колебания стока.
Learning outcome: communicative abilities
- Способность к выполнению организационно-управленческих функций в коллективе.
Learning outcome: learning skills or learning abilities
- - способность применять знания и умения, полученные в результате изучения курса.
Topics of lectures
- Предмет и задачи метеорологии, климатологии и общей гидрологии как науки и как учебной дисциплины, их связь с другими отраслями знания с геологией, с геоморфологией, физической географией, почвоведением, ландшафтоведением
- Солнечная радиация и ее спектральный состав
- Вода в атмосфере
- Динамика атмосферы
- Погода и климат
- Гидросфера
- Подземные воды
- Поверхностные воды
Key reading
- Хромов С.П. Метеорология и гидрология. – Л.: Гидрометеоиздат, 1983.
- Хромов С.П., Петросянц М.А. Метеорология и климатология. –М.: Изд-во МГУ, 1999.
- Лосев А.П., Журина Л.Л. Агрометеорология. –М.: Колос, 2001
- Климат Юго-Западного Алтая/Под ред.А.В. Егориной. –Усть-Каменогорск, 2002