Комплексное использование водных ресурсов

Анапьянова Самал Багдатовна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина изучает принципы планирования и использования водных ресурсов, методы управления их количеством и качеством, требования различных отраслей экономики к режиму и качеству воды, методы прогноза этих требований, причины загрязнения и истощения водных и других природных ресурсов, пути экономии воды и уменьшения отрицательного влияния водохозяйственных систем на окружающую среду.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Интегрированное использование водных ресурсов

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)*

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Формирование у студентов профессиональных знаний и навыков в деле качественной и количественной оценки запасов водных ресурсов и проектирования сооружений водохозяйственного комплекса.
Задача
  • Приобретение навыков в деле качественной и количественной оценки запасов водных ресурсов и проектирования сооружений водохозяйственного комплекса.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать основные законы охраны природы, законы и правила использования и охраны водных ресурсов.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Иметь навыки управления водохозяйственными системами, технологическими приёмами оперативного управления водными ресурсами.
Результат обучения: формирование суждений
  • Способность эффективно решать задачи управления водохозяйственными системами, охраны водных ресурсов, применять методы составления водохозяйственного баланса
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Способность эффективно решать задачи комплексного использования и охраны водных ресурсов в качестве члена команды или руководителя
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Способность эффективно решать задачи комплексного использования и охраны водных ресурсов на основе последних достижений науки и техники
*TeachingMethods(zh-CN)*

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - Методы активизации деятельности: Дискуссия ; Работа в команде ; Опережающая СРС ; Индивидуальное обучение; -Обучение на основе опыта ; Проблемное обучение; Поисковый метод ; Исследовательский метод; Формы организации обучения: Практические занятия; СРС. На лекциях: информационная лекция; проблемная лекци

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Практические занятия 1-2 0-100
Практические занятия 3-5
СРО
Рубежный контроль
2  *Rating(zh-CN)* Практические занятия 6-7 0-100
Практические занятия 8-10
СРО
Рубежный контроль
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Тема 1. Экологический подход к комплексному использованию и охране водных ресурсов и природы. Цели устойчивого развития с позиции безопасности водного сектора (ОБСЕ). Современная нормативная база КИОВР. ЦУР 6- чистые воды
  • Тема 2. Водное хозяйство Республики Казахстан, определение, структура, функции, основные черты. Взаимодействие водного хозяйства с другими отраслями экономики страны на основе систем государственного учета вод и водного кадастра.
  • Тема 3. Потребление воды различными отраслями экономики. Прогноз потребности в воде в изменяющемся мире . Водохозяйственный баланс. Виды водохозяйственных балансов, методика составления водохозяйственных балансов.
  • Тема 4. Понятие о водохозяйственном комплексе Республики Казахстан. Классификация ВХК по масштабам распространения и типам сооружений. Основные участники водохозяйственных комплексов РК в разрезе Бассейнового принципа. Требования водопользователей к количеству и качеству водных ресурсов и режиму водоисточников.
  • Тема 5. Коммунально-бытовое хозяйство – основной участник ВХК. Требования к количеству и качеству потребляемой воды. Водоотведение в системе коммунально-бытового хозяйства и его влияние на окружающую среду. Охрана водных ресурсов при спуске сточных вод. Пути экономии потребления воды в коммунально-бытовом хозяйстве. Качество отводимых вод. Рыбное хозяйство - участник ВХК. Требования к качеству воды и к режимам уровней в водохранилище. Рыбозащитные сооружения в составе комплексного гидроузла.
  • Тема 6. Сельское хозяйство - участник ВХК. Особенности, требования к количеству и качеству воды, виды потребления. Качество отводимых вод. Защита водных ресурсов от сброса сточных вод.
  • Тема 7. Энергетика- участник ВХК. Потребители электрической энергии и энергетической системы. Гидроэнергетические ресурсы Республики Казахстан. Защита водных объектов от тепловых сточных вод.
  • Тема 8. Промышленность -участник ВХК. Особенности промышленного водоснабжения. Требования к количеству и качеству воды, используемой в различных отраслях промышленности. Пути экономии водных ресурсов в промышленности. Охрана водных ресурсов от производственных сточных вод. Решение вопросов замкнутого водооборота.
  • Тема 9. . Водный транспорт- участник ВХК. Транспортные попуски. Рекреация- участник ВХК. Требования к количеству и качеству воды, и к режимам уровней в водохранилищах. Природные комплексы - участник ВХК. Понятие о природном комплексе. Условия, необходимые для охраны природных объектов при создании ВХК. Выделение природоохранных зон.
  • Тема 10. Понятие о водохозяйственных комплексах (ВХК) и водохозяйственных системах (ВХС). Понятие о перспективном и оперативном управлении водохозяйственными комплексами. Основные задачи комплексного интегрированного управления водными ресурсами.
  • Тема 11. . Загрязнение и засорение рек, подземных вод, морей и океанов. Основные понятия и показатели качества природных вод. Современное состояние качества природных вод в Республике Казахстан, уровень загрязненности. Основные источники загрязнения поверхностных и подземных вод вод. Мероприятия по сохранению и восстановлению чистоты водоемов , водотоков и подземных вод. Технические условия отведения сточных вод в водные объекты и их согласование.
  • Тема 12. Способы очистки сточных вод, прогноз возможных загрязнений поверхностных и подземных вод дренажным стоком. Охрана подземных вод от загрязнения промышленными, сельско-хозяйственными, и т.д. сточными водами
  • Тема 13. Истощение водных ресурсов и их причины. Мероприятия по предотвращению истощения водных подземных источников. Водоохранные зоны. Водная безопасность в условиях изменения климата.
  • Тема 14. Региональные водохозяйственные проблемы. Водохозяйственные проблемы на основных реках Казахстана. Проблемы Аральского моря и озера Балхаш. Проблемы рек Урал и Или. Волго-Каспийская проблема.
  • Тема 15. Комплексное использование водных ресурсов в условиях надвигающегося кризиса нехватки водных ресурсов. Пути решения противоречий между водопотребителями и водопльзователями
Основная литература
  • Маркин В.Н., Раткович Л.Д., Соколова С.А. Комплексное использование водных ресурсов и охрана водных объектов. Учебное пособие -М.:МГУП, 2015.
  • Зәуірбек Ә.К. Су шаруашылық кешенін жобалау: оқу құралы құралы / Ә. К. Зәуірбек, М. Маханов ; Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі. - Тараз : Тараз университеті, 2013. - 340 б
  • Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года (с изменениями и дополнениями), Астана
  • Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года, Астана
  • Impact of climate change to water resourses in central Asia. Consolidate Report. Almaty, 2009
Дополнительная литература
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормы "Санитарно-эпидемиологические требования по охране поверхностных вод от загрязнения" № 3.02.003-04 от 28 июня 2004 года N 506
  • Комплексное использование водных ресурсов: Учебник для вузов по специальности «Водоснабжение и водоотведение»/ С.В. Яковлев, И.Г. Губий, И.И. Павлинова, - М: Высшая школа, 2008;
  • РДС РК 1.04-11-2002. Правила приема сточных вод в системы канализации населенных пунктов.- Астана, 2002