Комплексное использование водных ресурсов
Beschreibung: Дисциплина изучает принципы планирования и использования водных ресурсов, методы управления их количеством и качеством, требования различных отраслей экономики к режиму и качеству воды, методы прогноза этих требований, причины загрязнения и истощения водных и других природных ресурсов, пути экономии воды и уменьшения отрицательного влияния водохозяйственных систем на окружающую среду.
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Интегрированное использование водных ресурсов
Arbeitsintensität der Disziplin:
| Unterrichtsarten | Uhr |
|---|---|
| Vorträge | 15 |
| Praktische Arbeiten | 30 |
| Laborarbeiten | |
| AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
| SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
| Endkontrollformular | экзамен |
| Form der Endkontrolle |
Komponente: Вузовский компонент
Zyklus: Базовые дисциплины
Цель
- Формирование у студентов профессиональных знаний и навыков в деле качественной и количественной оценки запасов водных ресурсов и проектирования сооружений водохозяйственного комплекса.
Задача
- Приобретение навыков в деле качественной и количественной оценки запасов водных ресурсов и проектирования сооружений водохозяйственного комплекса.
Результат обучения: знание и понимание
- Знать основные законы охраны природы, законы и правила использования и охраны водных ресурсов.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Иметь навыки управления водохозяйственными системами, технологическими приёмами оперативного управления водными ресурсами.
Результат обучения: формирование суждений
- Способность эффективно решать задачи управления водохозяйственными системами, охраны водных ресурсов, применять методы составления водохозяйственного баланса
Результат обучения: коммуникативные способности
- Способность эффективно решать задачи комплексного использования и охраны водных ресурсов в качестве члена команды или руководителя
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Способность эффективно решать задачи комплексного использования и охраны водных ресурсов на основе последних достижений науки и техники
Lehrmethoden
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - Методы активизации деятельности: Дискуссия ; Работа в команде ; Опережающая СРС ; Индивидуальное обучение; -Обучение на основе опыта ; Проблемное обучение; Поисковый метод ; Исследовательский метод; Формы организации обучения: Практические занятия; СРС. На лекциях: информационная лекция; проблемная лекци
Bewertung des Wissens der Studierenden
| Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
|---|---|---|
| 1 Bewertung | Практические занятия 1-2 | 0-100 |
| Практические занятия 3-5 | ||
| СРО | ||
| Рубежный контроль | ||
| 2 Bewertung | Практические занятия 6-7 | 0-100 |
| Практические занятия 8-10 | ||
| СРО | ||
| Рубежный контроль | ||
| Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
| Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Тема 1. Экологический подход к комплексному использованию и охране водных ресурсов и природы. Цели устойчивого развития с позиции безопасности водного сектора (ОБСЕ). Современная нормативная база КИОВР. ЦУР 6- чистые воды
- Тема 2. Водное хозяйство Республики Казахстан, определение, структура, функции, основные черты. Взаимодействие водного хозяйства с другими отраслями экономики страны на основе систем государственного учета вод и водного кадастра.
- Тема 3. Потребление воды различными отраслями экономики. Прогноз потребности в воде в изменяющемся мире . Водохозяйственный баланс. Виды водохозяйственных балансов, методика составления водохозяйственных балансов.
- Тема 4. Понятие о водохозяйственном комплексе Республики Казахстан. Классификация ВХК по масштабам распространения и типам сооружений. Основные участники водохозяйственных комплексов РК в разрезе Бассейнового принципа. Требования водопользователей к количеству и качеству водных ресурсов и режиму водоисточников.
- Тема 5. Коммунально-бытовое хозяйство – основной участник ВХК. Требования к количеству и качеству потребляемой воды. Водоотведение в системе коммунально-бытового хозяйства и его влияние на окружающую среду. Охрана водных ресурсов при спуске сточных вод. Пути экономии потребления воды в коммунально-бытовом хозяйстве. Качество отводимых вод. Рыбное хозяйство - участник ВХК. Требования к качеству воды и к режимам уровней в водохранилище. Рыбозащитные сооружения в составе комплексного гидроузла.
- Тема 6. Сельское хозяйство - участник ВХК. Особенности, требования к количеству и качеству воды, виды потребления. Качество отводимых вод. Защита водных ресурсов от сброса сточных вод.
- Тема 7. Энергетика- участник ВХК. Потребители электрической энергии и энергетической системы. Гидроэнергетические ресурсы Республики Казахстан. Защита водных объектов от тепловых сточных вод.
- Тема 8. Промышленность -участник ВХК. Особенности промышленного водоснабжения. Требования к количеству и качеству воды, используемой в различных отраслях промышленности. Пути экономии водных ресурсов в промышленности. Охрана водных ресурсов от производственных сточных вод. Решение вопросов замкнутого водооборота.
- Тема 9. . Водный транспорт- участник ВХК. Транспортные попуски. Рекреация- участник ВХК. Требования к количеству и качеству воды, и к режимам уровней в водохранилищах. Природные комплексы - участник ВХК. Понятие о природном комплексе. Условия, необходимые для охраны природных объектов при создании ВХК. Выделение природоохранных зон.
- Тема 10. Понятие о водохозяйственных комплексах (ВХК) и водохозяйственных системах (ВХС). Понятие о перспективном и оперативном управлении водохозяйственными комплексами. Основные задачи комплексного интегрированного управления водными ресурсами.
- Тема 11. . Загрязнение и засорение рек, подземных вод, морей и океанов. Основные понятия и показатели качества природных вод. Современное состояние качества природных вод в Республике Казахстан, уровень загрязненности. Основные источники загрязнения поверхностных и подземных вод вод. Мероприятия по сохранению и восстановлению чистоты водоемов , водотоков и подземных вод. Технические условия отведения сточных вод в водные объекты и их согласование.
- Тема 12. Способы очистки сточных вод, прогноз возможных загрязнений поверхностных и подземных вод дренажным стоком. Охрана подземных вод от загрязнения промышленными, сельско-хозяйственными, и т.д. сточными водами
- Тема 13. Истощение водных ресурсов и их причины. Мероприятия по предотвращению истощения водных подземных источников. Водоохранные зоны. Водная безопасность в условиях изменения климата.
- Тема 14. Региональные водохозяйственные проблемы. Водохозяйственные проблемы на основных реках Казахстана. Проблемы Аральского моря и озера Балхаш. Проблемы рек Урал и Или. Волго-Каспийская проблема.
- Тема 15. Комплексное использование водных ресурсов в условиях надвигающегося кризиса нехватки водных ресурсов. Пути решения противоречий между водопотребителями и водопльзователями
Основная литература
- Маркин В.Н., Раткович Л.Д., Соколова С.А. Комплексное использование водных ресурсов и охрана водных объектов. Учебное пособие -М.:МГУП, 2015.
- Зәуірбек Ә.К. Су шаруашылық кешенін жобалау: оқу құралы құралы / Ә. К. Зәуірбек, М. Маханов ; Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі. - Тараз : Тараз университеті, 2013. - 340 б
- Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года (с изменениями и дополнениями), Астана
- Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года, Астана
- Impact of climate change to water resourses in central Asia. Consolidate Report. Almaty, 2009
Дополнительная литература
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормы "Санитарно-эпидемиологические требования по охране поверхностных вод от загрязнения" № 3.02.003-04 от 28 июня 2004 года N 506
- Комплексное использование водных ресурсов: Учебник для вузов по специальности «Водоснабжение и водоотведение»/ С.В. Яковлев, И.Г. Губий, И.И. Павлинова, - М: Высшая школа, 2008;
- РДС РК 1.04-11-2002. Правила приема сточных вод в системы канализации населенных пунктов.- Астана, 2002