Гидротехнические сооружения
Описание: Дает информацию о классификации гидротехнических сооружений и их назначениях, об особенностях работы гидротехнических сооружений. Изучает конструкции грунтовых и бетонных плотин, противофильтрационные устройства, водосбросные и водопроводные сооружения, процессы взаимодействия руслового потока и гидротехнических сооружений. Знакомит с методикой фильтрационного расчета однородной плотины, плотины с ядром, с расчетом плотины на устойчивость.
Количество кредитов: 5
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 15 |
| Практические работы | 30 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 30 |
| СРО | 75 |
| курсовой проект | |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Цель дисциплины - ознакомить студентов с основными принципами оценки природных условий для выбора типов гидротехнических сооружений и решения вопросов об их компоновке; методами проектирования и расчетного обоснования конструкций гидротехнических сооружений, методами исследований гидротехнических сооружений, методами исследований гидротехнических узлов и отдельных сооружений с учетом комплексного использования водных ресурсов, условий производства работ, эксплуатации, технико-экономических факторов, влияния гидротехнических сооружений на окружающую среду
Задача
- Задачей изучения дисциплины «Гидротехнические сооружения» является овладение студентами минимум знаний и умений: - основные стадии проектирования гидротехнических сооружений; -знание современных методов фильтрационных расчетов; -умение расчета устойчивости сооружений; -определение пропускной способности сооружений; -прогнозирование деформации русел и размывов в нижнем бъефе
Результат обучения: знание и понимание
- Знать правила проектирования, технической эксплуатации гидротехнических сооружений и сооружений систем водоснабжения и водоотведения
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Иметь навыки по проектированию и эксплуатации водохозяйственных , гидротехинческий и гидроэнергетических объектов, комплексных гидроузлов; оценки их экономической эффективности и экологической безопасности. Быть подготовленным для проектной деятельности в области гидротехнического строительства
Результат обучения: формирование суждений
- Обучающийся должен уметь реально оценивать исторические и современные процессы и проблемы общественной жизни страны, место и роль в ней своей профессиональной деятельности, проблемы и тенденции развития экономических процессов; уметь диалектически мыслить, обладать современным экономическим мышлением, аргументировано отстаивать свою точку зрения; должен иметь навыки коллективной профессиональной деятельности, организаторской и воспитательной работы с людьми; уметь принимать профессиональные решения с учётом их социальных последствий и требований этики
Результат обучения: коммуникативные способности
- Быть подготовленным для производственно-технологической, организационно-управленческой, проектной и исследовательской деятельности в области водного хозяйства. Должен стремиться к постоянному профессиональному самосовершенствованию.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Обучающийся должен быть способен в условиях развития науки и изменяющей социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии.
Методы преподавания
Методы активизации деятельности: Дискуссия ; Работа в команде ; Опережающая СРС ; Индивидуальное обучение; Обучение на основе опыта ; Проблемное обучение; Поисковый метод ; Исследовательский метод; Формы организации обучения: Практические занятия; СРС. На лекциях: информационная лекция; проблемная лекция. На семинарах: выступления обучающихся с докладами по заданному материалу; проблемная дискуссия; коллективное выполнение заданий в подгруппах с последующим представлением результатов и дискуссией
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| Итоговый контроль | экзамен, курсовой проект | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение, основные положения и терминология
- Плотины из грунтовых материалов, конструкции и основы расчетов
- Бетонные и железобетонные плотины
- Водопропускные сооружения при плотинах: водосбросы, водовыпуски
- Флютбет
- Устойчивость ГТС
- Организация нижнего бьефа
- Противофильтрационные устройства
- Водобойные сооружения
- Дренажи в теле плотин
- Затворы и гидромеханическое оборудование ГТС
- Специальные сооружения гидроузлов и объектов (судо-, лесо-, шуго- и ры-бопропускные, рыбоза-щитные, противоселевые, противоэрозионные)
- Компоновки речных гидроузлов
- Каналы и сооружения на них
- Эксплуатация, ремонт и реконструкция ГТС
Основная литература
- 1 Нурекенова Р.Т. Гидротехнические сооружения Методические указания для практических занятий, курсовой работы, СРС.: ВКГТУ, 2011г.
- 2 СНиП П-54-82. Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов). М.: Стройиздат, 1983.
- 3 СНиП 2-04.02-84. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения). М.: Стройиздат, 1985.
- 4 СНиП 2.01.14-83. Определение расчетных гидротехнических характеристик. М.: Стройиздат, 1985.
- 5 Руководство по определению расчетных гидротехнических характеристик. М.: Гидрометеоиздат, 1973.
- 6 Справочник проектировщика. Гидротехнические сооружения. / Под ред. В.П. Недриги/ М.: 1983.
- 7 СНиП 2.06.05-84. Плотины из грунтовых материалов. Нормы проектирования.-JI.: 1985.-28 с. 7
- 8 СНиП 2.06.06-85. Плотины бетонные и железобетонные,-. М.: Стройиздат, 1985.
- 9 Справочник по гидравлическим расчетам /Под ред. П Киселева/. М.: Энергия, 1975.
- 10 Смирнов Г.Н. Гидрология и ГТС.- М.: Высшая школа, 1988.
- 11 Грацианский М.Н., Александровский Ю.В. Гидрология и ГТС (учебник для студентов вузов).- М.: Высшая школа, 1961.-364 с.
- 12 Чугаев P.P. Гидротехнические сооружения.-В двух частях (учебник для студентов вузов).- М.: Агропромиздат, 1985. 4.1. Глухие плотины.- 318 с.
Дополнительная литература
- 13 Розанов Н.Н. Плотины из грунтовых материалов. М.: Стройиздат, 1983- 296 с.
- 14 Чураков А.И. Производство специальных работ в гидротехническом строительстве М.: Стройиздат, 1986.
- 15 Руководство по гидравлическим и русловым расчетам речных гидроузлов,- М.: Минводхоз СССР, 1980.
- 16 Соколов И.Б., Погупова В.А. Фильтрация и противодавление воды в бетоне гидротехнических сооружений. М.: Энергия, 1976.
- 17 СНиП И-Д.5-72. Автомобильные дороги. Нормы проектирования. М. Стройиздат, 1983. 17 Титова В.И. Горизонтальное перемещение подпорных гидротехнических сооружений на нескальном основании.- М.: Стройиздат, 1983.