Экологическое водопользование
Описание: Формирует базовые знания в области рационального использования и охраны водных ресурсов. Изучает методику оценки влияния на водные ресурсы деятельности человека, вопросы формирования химического состава поверхностных вод и принципы нормирования качества воды, мероприятия по защите и охране поверхностных вод от загрязнения, мониторинга поверхностных вод.
Количество кредитов: 5
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 15 |
| Практические работы | 30 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 30 |
| СРО | 75 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- формирование у студентов умений и навыков постановки и решения задач, связанных с современным экологическим состоянием водных ресурсов.
Задача
- - владеть навыками нормирования сбросов в водные объекты, расчет платы за эмиссии в окружающую среду; - научить студентов применять теоретические знания при решении вопросов использования воды, правильно оценивать достоинства и недостатки водохозяйственных систем и мероприятий по охране и улучшению природных вод.
Результат обучения: знание и понимание
- Понимание роли и значения рационального использования водных ресурсов и нормирования сбросов в водоемы
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- умение собирать, анализировать и обобщать гидрологические, гидрохимические и другие данные по водным объектам; умение применять полученные знания при решении задач по охране водоемов от загрязнения;
Результат обучения: формирование суждений
- на основе полученных специальных знаний формулировать задачи по определению ПДС сточных вод в водные объекты и совершенствованию водохозяйственных систем с целью снижения антропогенной нагрузки на водные объекты
Результат обучения: коммуникативные способности
- Способность эффективно решать задачи по экологическому водопользованию индивидуально, в качестве члена команды или руководителя
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Умение применять новейшие достижения науки и техники для рения задач в области экологического водопользования, охраны водоемов от загрязнения и истощения
Методы преподавания
Преподавание дисциплины ведется по традиционной технологии. Лекционный курс представлен в мультимедийной форме. При проведении занятий используется проблемно-поисковый метод, междисциплинарная связь, метод активного обучения "круглый стол" и дискуссия.
Темы лекционных занятий
- Тема 1
- Тема 2
- Тема 3
- Тема 4
- Тема 5
- Тема 6
- Тема 7
- Тема 8
- Тема 9
- Тема 10
- Тема 11
- Тема 12
- Тема 13
- Тема 14
- Тема 15
Основная литература
- Комплексное использование водных ресурсов: Учебник для вузов по специальности «Водоснабжение и водоотведение»/ С.В. Яковлев, И.Г. Губий, И.И. Павлинова, - М: Высшая школа, 2008;
- Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года (с изменениями и дополнениями), Астана
- Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года, Астана (с изменениями и дополнениями);
- И.И. Павлинова, В.И. Баженов, И.Г. Губий. Водоснабжение и водоотведение, ЮРАЙТ – 2012 г.
- М.А. Сомов, Л.А. Квитка. Водоснабжение – Инфра-М,2012
- Экологические проблемы охраны водных ресурсов России: учебно-методическое пособие. –М., 2008
- Методика расчета нормативов сбросов (ПДС) вредных веществ со сточными водами в водные объекты, поля фильтрации и на рельеф местности, 2008 г.
Дополнительная литература
- В.Г. Орлов, В.Л. Трушевский. Экологические аспекты водопользования. Санкт-Петербург, 1999
- Сайт Казгидромет. Мониторинг качества поверхностных вод. http://maps.hydromet.kz/