Геоэкологическая оценка земель

Медведева Елена Валерьевна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Курс направлен на изучение основных положений методики оценки земель населённых пунктов, принципов земельно-оценочного районирования территорий населённых пунктов, методик комплексной и градостроительной оценки инженерно-геологических условий территорий населённых пунктов, методик оценки экологической обстановки населённых пунктов (оценка загрязнения атмосферного воздуха, почв, подземных вод, растительности, радиационной обстановки).

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Земельный кадастр

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten
Laborarbeiten 30
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
курсовая работа
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Экзамен

Komponente: Компонент по выбору

Zyklus: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Обучить студента с методиками геоэкологической оценки территорий населённых пунктов.
Задача
  • Обучить студента оценивать инженерно-геологические и экологические условия территорий населённых пунктов.
Результат обучения: знание и понимание
  • методологии земельно-оценочных работ в населённых пунктах;
  • различных подходов к оценке земли в зависимости от её функционального назначения;
  • состава и технологии кадастровых оценочных работ;
  • экологической оценки проектов застройки, реконструкции городов и населённых мест.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Умение:
  • - применять технологию земельно-оценочного районирования территории населённого пункта;
  • - производить оценку инженерно-геологических и экологических условий населённого пункта.
Результат обучения: формирование суждений
  • Способность анализировать информацию, высказывать обоснованные суждения и делать обоснованные выводы о методах производства земельно-оценочного районирования и оценки геоэкологических условий территорий населённых пунктов.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • - эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды с делением ответственности и полномочий при решении комплексных задач;
  • - способность к выполнению организационно-управленческих функций в коллективе.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Оценка инженерно-геологических и экологических условий территорий населённых пунктов.
  • Геоэкологическое картирование с применением компьютерных технологий.
  • Способность выполнять геоэкологическую оценку территорий населённых пунктов различными методами.
Lehrmethoden

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Лекция 0-100
Практические занятия
Контрольная работа
Реферат
2  Bewertung Лекция 0-100
Практические занятия
Контрольная работа
Реферат
Курсовая работа
Endkontrolle экзамен, курсовая работа 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Лекция Выставляется, если обучающийся раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя; успешно ответил на тестовые задания, правильно и обоснованно решил ситуационные задачи. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию преподавателя. Выставляется, если ответ обучающегося удовлетворяет в основном требованиям на отметку «отлично», но при этом имеет место один из недостатков: допущены одна - две неточности при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух неточностей при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя. Выставляется в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имеются ошибки при ответах на тесты, неточности в решении ситуационных задач, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала, определенного учебной программой дисциплины. Выставляется в случаях, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала; допущены грубые ошибки при ответах на вопросы собеседования, неправильно решены ситуационные задачи, допущены ошибки в ответах на тесты, допущены ошибки в определении понятий при использовании специальной терминологии в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Лабораторные работы Оценка «отлично» выставляется, если студент активно работает в течение всего занятия, дает полные ответы на вопросы преподавателя в соответствии с планом лаборатоного занятия и показывает при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание соответствующей литературы, способен выразить собственное отношение к данной проблеме, проявляет умение самостоятельно и аргументированно излагать материал, анализировать явления и факты, делать самостоятельные обобщения и выводы, правильно выполняет учебные задачи, допуская не более 1-2 арифметических ошибок или описок. Оценка «хорошо» выставляется при условии соблюдения следующих требований: студент активно работает в течение лабораторного занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое, обоснованное фактами, со ссылками на соответствующие литературные источники, освещение вопросов завершено выводами, студент обнаружил умение анализировать факты и события, а также выполнять учебные задания. Но в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала, четко выраженное отношение студента к фактам и событиям или допущены 1-2 арифметические и 1-2 логические ошибки при решении землеустроительных задач. Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент в целом овладел сути вопросов по данной теме, обнаруживает знание лекционного материала,и учебной литературы, пытается анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении практического материала или 3-4 логических ошибок при решении специальных задач. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда студент обнаружил несостоятельность осветить вопрос вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения, обнаружено неумение решать учебные задачи.
Реферат Выставляется, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. Выставляется, если основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. Выставляется, если имеются существенные отступления от требований к реферированию; в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. Выставляется, если тема реферата не раскрыта, выявлено существенное непонимание проблемы или же реферат не представлен вовсе.
Контрольная работа Выставляется студенту, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой; как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. Выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоившему основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. Выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомому с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на зачете и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. Выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Курсовая работа Оценка "отлично" выставляется когда студент пследовательно, демонстрирует систематические теоретические знания в курсовой работе, знает общий алгоритм картографии в геодезических работах, грамотно излагает теоретические объяснения с формулами в работе, логически и последовательно объясняет сущность производственных работ, делает аргументированные выводы и обобщения, подробно описывает ход выполнения курсовой работы в установленном стандарте, по выполненным разделам, приводит выводы с конкретными аргументами, отвечает на поставленные вопросы с учетом достижений. Выполнил требования к оценке "4" по курсовой работе, но из результатов отчета с чертежами были допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу 5, но дается без учета новых методик проекции в картографии, хода развития, без использования связи с ранее изученным материалом и изученным материалом при изучении предметов, связанных с картографией; допущена одна ошибка или не более двух недостатков, которые обучающийся может исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя Не выполнил курсовую работу в полной мере, но не менее 50% курсовой работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в процессе выполнения курсовой работы допущены ошибки хотя бы в одном из различных методов картографического изображения. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает суть вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы с усвоением вопросов курса, которые не препятствуют дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недостатков. Неполное выполнение курсовой работы или объем выполненной части работы не позволяют сделать правильные выводы из требуемой курсовой работы. При ответе на вопросы, в соответствии с требованиями программы, указывает на отсутствие базовых знаний и навыков; 3 допущено больше ошибок и недостатков, чем необходимо для оценки, или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Экзамен Студент демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры Студент демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, но при этом делает несущественные ошибки Студент демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показы-вает недостаточно владение терминологией, логичностью и последовательностью изложения Студент демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Курс «Геоэкологическая оценка земель». Земли населенных пунктов. Функции земли в населенных пунктах. Основные положения методики оценки земель населенных пунктов. Земля в условиях рыночной экономики.
  • Принципы земельно-оценочного районирования территорий населенных пунктов. Сбор и обработка исходной информации.
  • Комплексная оценка инженерно-геологических условий. Характеристика основных факторов инженерно-геологических условий. Основные требования к материалам изысканий.
  • Геоморфология. Основные формы рельефа земной поверхности. Классификация рельефа, его влияние на стоимость строительства.
  • Геология. Геологические данные, необходимые для оценки территории. Классификация грунтов. Структурно-тектонические характеристики грунтов
  • Гидрогеология. Классификация подземных вод. Режим и динамика подземных вод. Химический состав подземных вод. Коэффициент фильтрации.
  • Инженерно-геологические процессы. Цели и задачи их изучения. Выветривание, карст, просадочность. Гравитационные и сейсмические процессы.
  • Методика комплексной оценки инженерно-геологических условий территорий. Систематизация и обработка исходных данных. Определение геоморфологических, геологических, гидрогеологических показателей. Расчет комплексных показателей инженерно-геологических условий. Определение категорий сложности инженерно-геологических условий.
  • Методика градостроительной оценки инженерно-геологических условий населённых пунктов. Общность и различия при оценке инженерно-геологических условий комплексным и градостроительным методами.
  • Оценка экологической обстановки населенных пунктов. Источники исходной информации для оценки загрязнения атмосферного воздуха. Оценка загрязнения атмосферного воздуха.
  • Загрязнение почвы. Источники исходной информации для оценки загрязнения почв. Оценка загрязнения почв.
  • Загрязнение подземных вод. Источники исходной информации для оценки загрязнения подземных вод. Оценка загрязнения подземных вод по бактериологическим, химическим и органолептическим показателям.
  • Загрязнение растительности. Источники исходной информации для оценки загрязнения растительности. Оценка радиационной обстановки. Источники исходной информации для оценки радиоактивного загрязнения.
  • Методика ведения кадастра в городах и населенных пунктах. Особенности регистрации и учёта земельных участков в городах и населенных пунктах. Платность землепользования. Земельный налог, ставки земельных налогов. Оценка земель с использованием экономико-математических методов.
  • Организация и порядок ведения автоматизированной информационной системы городского кадастра. Использование кадастровой информации при ведении операций с землей и недвижимостью, при налогообложении.
Основная литература
  • http://www.lib.ektu.kz/cgi/irbis64r_15/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=F&I21DBN=BOOCU&P21DBN=POLN
  • Братков, В. В. Геоэкология : учебник / В. В. Братков, Н. И. Овдиенко. - Алматы , 2014.
Дополнительная литература
  • ГОСТ 2874-82. Вода питьевая. М.: Издательство стандартов, 1983
  • ГОСТ 17.4.3.06 – 86. Охрана природы. Почвы. - М.: Издательство стандартов, 1987
  • СНиП II-15-74. Основания зданий и сооружений. - М.: Стройиздат, 1975м
  • Максимов В.А., Ипалаков Т.Т. Геоэкологическая оценка земель в системе городского кадастра. – Усть-Каменогорск: ВКТУ, 1999
  • Лурье, Ирина Константиновна. Геоинформационное картографирование. Методы геоинформатики и цифровой обработки космических снимков [Текст] : учебник / И. К. Лурье. - М. : КДУ, 2010. - Б. ц.