Геоэкологическая оценка земель
Beschreibung: Курс направлен на изучение основных положений методики оценки земель населённых пунктов, принципов земельно-оценочного районирования территорий населённых пунктов, методик комплексной и градостроительной оценки инженерно-геологических условий территорий населённых пунктов, методик оценки экологической обстановки населённых пунктов (оценка загрязнения атмосферного воздуха, почв, подземных вод, растительности, радиационной обстановки).
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Земельный кадастр
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 15 |
Praktische Arbeiten | |
Laborarbeiten | 30 |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
курсовая работа | |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle | Экзамен |
Komponente: Компонент по выбору
Zyklus: Профилирующие дисциплины
Цель
- Обучить студента с методиками геоэкологической оценки территорий населённых пунктов.
Задача
- Обучить студента оценивать инженерно-геологические и экологические условия территорий населённых пунктов.
Результат обучения: знание и понимание
- методологии земельно-оценочных работ в населённых пунктах;
- различных подходов к оценке земли в зависимости от её функционального назначения;
- состава и технологии кадастровых оценочных работ;
- экологической оценки проектов застройки, реконструкции городов и населённых мест.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Умение:
- - применять технологию земельно-оценочного районирования территории населённого пункта;
- - производить оценку инженерно-геологических и экологических условий населённого пункта.
Результат обучения: формирование суждений
- Способность анализировать информацию, высказывать обоснованные суждения и делать обоснованные выводы о методах производства земельно-оценочного районирования и оценки геоэкологических условий территорий населённых пунктов.
Результат обучения: коммуникативные способности
- - эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды с делением ответственности и полномочий при решении комплексных задач;
- - способность к выполнению организационно-управленческих функций в коллективе.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Оценка инженерно-геологических и экологических условий территорий населённых пунктов.
- Геоэкологическое картирование с применением компьютерных технологий.
- Способность выполнять геоэкологическую оценку территорий населённых пунктов различными методами.
Lehrmethoden
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | Лекция | 0-100 |
Практические занятия | ||
Контрольная работа | ||
Реферат | ||
2 Bewertung | Лекция | 0-100 |
Практические занятия | ||
Контрольная работа | ||
Реферат | ||
Курсовая работа | ||
Endkontrolle | экзамен, курсовая работа | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
Лекция | Выставляется, если обучающийся раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя; успешно ответил на тестовые задания, правильно и обоснованно решил ситуационные задачи. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию преподавателя. | Выставляется, если ответ обучающегося удовлетворяет в основном требованиям на отметку «отлично», но при этом имеет место один из недостатков: допущены одна - две неточности при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух неточностей при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя. | Выставляется в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имеются ошибки при ответах на тесты, неточности в решении ситуационных задач, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала, определенного учебной программой дисциплины. | Выставляется в случаях, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала; допущены грубые ошибки при ответах на вопросы собеседования, неправильно решены ситуационные задачи, допущены ошибки в ответах на тесты, допущены ошибки в определении понятий при использовании специальной терминологии в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя. |
Лабораторные работы | Оценка «отлично» выставляется, если студент активно работает в течение всего занятия, дает полные ответы на вопросы преподавателя в соответствии с планом лаборатоного занятия и показывает при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание соответствующей литературы, способен выразить собственное отношение к данной проблеме, проявляет умение самостоятельно и аргументированно излагать материал, анализировать явления и факты, делать самостоятельные обобщения и выводы, правильно выполняет учебные задачи, допуская не более 1-2 арифметических ошибок или описок. | Оценка «хорошо» выставляется при условии соблюдения следующих требований: студент активно работает в течение лабораторного занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое, обоснованное фактами, со ссылками на соответствующие литературные источники, освещение вопросов завершено выводами, студент обнаружил умение анализировать факты и события, а также выполнять учебные задания. Но в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала, четко выраженное отношение студента к фактам и событиям или допущены 1-2 арифметические и 1-2 логические ошибки при решении землеустроительных задач. | Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент в целом овладел сути вопросов по данной теме, обнаруживает знание лекционного материала,и учебной литературы, пытается анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении практического материала или 3-4 логических ошибок при решении специальных задач. | Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда студент обнаружил несостоятельность осветить вопрос вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения, обнаружено неумение решать учебные задачи. |
Реферат | Выставляется, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. | Выставляется, если основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. | Выставляется, если имеются существенные отступления от требований к реферированию; в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. | Выставляется, если тема реферата не раскрыта, выявлено существенное непонимание проблемы или же реферат не представлен вовсе. |
Контрольная работа | Выставляется студенту, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой; как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. | Выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоившему основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. | Выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомому с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на зачете и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. | Выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. |
Курсовая работа | Оценка "отлично" выставляется когда студент пследовательно, демонстрирует систематические теоретические знания в курсовой работе, знает общий алгоритм картографии в геодезических работах, грамотно излагает теоретические объяснения с формулами в работе, логически и последовательно объясняет сущность производственных работ, делает аргументированные выводы и обобщения, подробно описывает ход выполнения курсовой работы в установленном стандарте, по выполненным разделам, приводит выводы с конкретными аргументами, отвечает на поставленные вопросы с учетом достижений. | Выполнил требования к оценке "4" по курсовой работе, но из результатов отчета с чертежами были допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу 5, но дается без учета новых методик проекции в картографии, хода развития, без использования связи с ранее изученным материалом и изученным материалом при изучении предметов, связанных с картографией; допущена одна ошибка или не более двух недостатков, которые обучающийся может исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя | Не выполнил курсовую работу в полной мере, но не менее 50% курсовой работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в процессе выполнения курсовой работы допущены ошибки хотя бы в одном из различных методов картографического изображения. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает суть вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы с усвоением вопросов курса, которые не препятствуют дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недостатков. | Неполное выполнение курсовой работы или объем выполненной части работы не позволяют сделать правильные выводы из требуемой курсовой работы. При ответе на вопросы, в соответствии с требованиями программы, указывает на отсутствие базовых знаний и навыков; 3 допущено больше ошибок и недостатков, чем необходимо для оценки, или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Экзамен | Студент демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры | Студент демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, но при этом делает несущественные ошибки | Студент демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показы-вает недостаточно владение терминологией, логичностью и последовательностью изложения | Студент демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Курс «Геоэкологическая оценка земель». Земли населенных пунктов. Функции земли в населенных пунктах. Основные положения методики оценки земель населенных пунктов. Земля в условиях рыночной экономики.
- Принципы земельно-оценочного районирования территорий населенных пунктов. Сбор и обработка исходной информации.
- Комплексная оценка инженерно-геологических условий. Характеристика основных факторов инженерно-геологических условий. Основные требования к материалам изысканий.
- Геоморфология. Основные формы рельефа земной поверхности. Классификация рельефа, его влияние на стоимость строительства.
- Геология. Геологические данные, необходимые для оценки территории. Классификация грунтов. Структурно-тектонические характеристики грунтов
- Гидрогеология. Классификация подземных вод. Режим и динамика подземных вод. Химический состав подземных вод. Коэффициент фильтрации.
- Инженерно-геологические процессы. Цели и задачи их изучения. Выветривание, карст, просадочность. Гравитационные и сейсмические процессы.
- Методика комплексной оценки инженерно-геологических условий территорий. Систематизация и обработка исходных данных. Определение геоморфологических, геологических, гидрогеологических показателей. Расчет комплексных показателей инженерно-геологических условий. Определение категорий сложности инженерно-геологических условий.
- Методика градостроительной оценки инженерно-геологических условий населённых пунктов. Общность и различия при оценке инженерно-геологических условий комплексным и градостроительным методами.
- Оценка экологической обстановки населенных пунктов. Источники исходной информации для оценки загрязнения атмосферного воздуха. Оценка загрязнения атмосферного воздуха.
- Загрязнение почвы. Источники исходной информации для оценки загрязнения почв. Оценка загрязнения почв.
- Загрязнение подземных вод. Источники исходной информации для оценки загрязнения подземных вод. Оценка загрязнения подземных вод по бактериологическим, химическим и органолептическим показателям.
- Загрязнение растительности. Источники исходной информации для оценки загрязнения растительности. Оценка радиационной обстановки. Источники исходной информации для оценки радиоактивного загрязнения.
- Методика ведения кадастра в городах и населенных пунктах. Особенности регистрации и учёта земельных участков в городах и населенных пунктах. Платность землепользования. Земельный налог, ставки земельных налогов. Оценка земель с использованием экономико-математических методов.
- Организация и порядок ведения автоматизированной информационной системы городского кадастра. Использование кадастровой информации при ведении операций с землей и недвижимостью, при налогообложении.
Основная литература
- http://www.lib.ektu.kz/cgi/irbis64r_15/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=F&I21DBN=BOOCU&P21DBN=POLN
- Братков, В. В. Геоэкология : учебник / В. В. Братков, Н. И. Овдиенко. - Алматы , 2014.
Дополнительная литература
- ГОСТ 2874-82. Вода питьевая. М.: Издательство стандартов, 1983
- ГОСТ 17.4.3.06 – 86. Охрана природы. Почвы. - М.: Издательство стандартов, 1987
- СНиП II-15-74. Основания зданий и сооружений. - М.: Стройиздат, 1975м
- Максимов В.А., Ипалаков Т.Т. Геоэкологическая оценка земель в системе городского кадастра. – Усть-Каменогорск: ВКТУ, 1999
- Лурье, Ирина Константиновна. Геоинформационное картографирование. Методы геоинформатики и цифровой обработки космических снимков [Текст] : учебник / И. К. Лурье. - М. : КДУ, 2010. - Б. ц.