Геоэкологическая оценка земель

Медведева Елена Валерьевна

Портфолио преподавателя

Описание: Курс направлен на изучение основных положений методики оценки земель населённых пунктов, принципов земельно-оценочного районирования территорий населённых пунктов, методик комплексной и градостроительной оценки инженерно-геологических условий территорий населённых пунктов, методик оценки экологической обстановки населённых пунктов (оценка загрязнения атмосферного воздуха, почв, подземных вод, растительности, радиационной обстановки).

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Земельный кадастр

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 75
курсовая работа
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Обучить студента с методиками геоэкологической оценки территорий населённых пунктов.
Задача
  • Обучить студента оценивать инженерно-геологические и экологические условия территорий населённых пунктов.
Результат обучения: знание и понимание
  • методологии земельно-оценочных работ в населённых пунктах;
  • различных подходов к оценке земли в зависимости от её функционального назначения;
  • состава и технологии кадастровых оценочных работ;
  • экологической оценки проектов застройки, реконструкции городов и населённых мест.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Умение:
  • - применять технологию земельно-оценочного районирования территории населённого пункта;
  • - производить оценку инженерно-геологических и экологических условий населённого пункта.
Результат обучения: формирование суждений
  • Способность анализировать информацию, высказывать обоснованные суждения и делать обоснованные выводы о методах производства земельно-оценочного районирования и оценки геоэкологических условий территорий населённых пунктов.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • - эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды с делением ответственности и полномочий при решении комплексных задач;
  • - способность к выполнению организационно-управленческих функций в коллективе.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Оценка инженерно-геологических и экологических условий территорий населённых пунктов.
  • Геоэкологическое картирование с применением компьютерных технологий.
  • Способность выполнять геоэкологическую оценку территорий населённых пунктов различными методами.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Лекция 0-100
Практические занятия
Контрольная работа
Реферат
2  рейтинг Лекция 0-100
Практические занятия
Контрольная работа
Реферат
Курсовая работа
Итоговый контроль экзамен, курсовая работа 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Лекция Выставляется, если обучающийся раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя; успешно ответил на тестовые задания, правильно и обоснованно решил ситуационные задачи. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию преподавателя. Выставляется, если ответ обучающегося удовлетворяет в основном требованиям на отметку «отлично», но при этом имеет место один из недостатков: допущены одна - две неточности при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух неточностей при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя. Выставляется в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имеются ошибки при ответах на тесты, неточности в решении ситуационных задач, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала, определенного учебной программой дисциплины. Выставляется в случаях, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала; допущены грубые ошибки при ответах на вопросы собеседования, неправильно решены ситуационные задачи, допущены ошибки в ответах на тесты, допущены ошибки в определении понятий при использовании специальной терминологии в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Лабораторные работы Оценка «отлично» выставляется, если студент активно работает в течение всего занятия, дает полные ответы на вопросы преподавателя в соответствии с планом лаборатоного занятия и показывает при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание соответствующей литературы, способен выразить собственное отношение к данной проблеме, проявляет умение самостоятельно и аргументированно излагать материал, анализировать явления и факты, делать самостоятельные обобщения и выводы, правильно выполняет учебные задачи, допуская не более 1-2 арифметических ошибок или описок. Оценка «хорошо» выставляется при условии соблюдения следующих требований: студент активно работает в течение лабораторного занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое, обоснованное фактами, со ссылками на соответствующие литературные источники, освещение вопросов завершено выводами, студент обнаружил умение анализировать факты и события, а также выполнять учебные задания. Но в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала, четко выраженное отношение студента к фактам и событиям или допущены 1-2 арифметические и 1-2 логические ошибки при решении землеустроительных задач. Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент в целом овладел сути вопросов по данной теме, обнаруживает знание лекционного материала,и учебной литературы, пытается анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении практического материала или 3-4 логических ошибок при решении специальных задач. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда студент обнаружил несостоятельность осветить вопрос вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения, обнаружено неумение решать учебные задачи.
Реферат Выставляется, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. Выставляется, если основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. Выставляется, если имеются существенные отступления от требований к реферированию; в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. Выставляется, если тема реферата не раскрыта, выявлено существенное непонимание проблемы или же реферат не представлен вовсе.
Контрольная работа Выставляется студенту, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой; как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. Выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоившему основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. Выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомому с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на зачете и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. Выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Курсовая работа Оценка "отлично" выставляется когда студент пследовательно, демонстрирует систематические теоретические знания в курсовой работе, знает общий алгоритм картографии в геодезических работах, грамотно излагает теоретические объяснения с формулами в работе, логически и последовательно объясняет сущность производственных работ, делает аргументированные выводы и обобщения, подробно описывает ход выполнения курсовой работы в установленном стандарте, по выполненным разделам, приводит выводы с конкретными аргументами, отвечает на поставленные вопросы с учетом достижений. Выполнил требования к оценке "4" по курсовой работе, но из результатов отчета с чертежами были допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу 5, но дается без учета новых методик проекции в картографии, хода развития, без использования связи с ранее изученным материалом и изученным материалом при изучении предметов, связанных с картографией; допущена одна ошибка или не более двух недостатков, которые обучающийся может исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя Не выполнил курсовую работу в полной мере, но не менее 50% курсовой работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в процессе выполнения курсовой работы допущены ошибки хотя бы в одном из различных методов картографического изображения. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает суть вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы с усвоением вопросов курса, которые не препятствуют дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недостатков. Неполное выполнение курсовой работы или объем выполненной части работы не позволяют сделать правильные выводы из требуемой курсовой работы. При ответе на вопросы, в соответствии с требованиями программы, указывает на отсутствие базовых знаний и навыков; 3 допущено больше ошибок и недостатков, чем необходимо для оценки, или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Экзамен Студент демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры Студент демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, но при этом делает несущественные ошибки Студент демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показы-вает недостаточно владение терминологией, логичностью и последовательностью изложения Студент демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Курс «Геоэкологическая оценка земель»
  • Принципы земельно-оценочного районирования территорий населенных пунктов
  • Комплексная оценка инженерно-геологических условий
  • Геоморфология
  • Геология
  • Гидрогеология
  • Инженерно-геологические процессы
  • Методика комплексной оценки инженерно-геологических условий территорий
  • Методика градостроительной оценки инженерно-геологических условий населённых пунктов
  • Оценка экологической обстановки населенных пунктов
  • Загрязнение почвы
  • Загрязнение подземных вод
  • Загрязнение растительности
  • Методика ведения кадастра в городах и населенных пунктах
  • Организация и порядок ведения автоматизированной информационной системы городского кадастра
Основная литература
  • http://www.lib.ektu.kz/cgi/irbis64r_15/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=F&I21DBN=BOOCU&P21DBN=POLN
  • Братков, В. В. Геоэкология : учебник / В. В. Братков, Н. И. Овдиенко. - Алматы , 2014.
Дополнительная литература
  • ГОСТ 2874-82. Вода питьевая. М.: Издательство стандартов, 1983
  • ГОСТ 17.4.3.06 – 86. Охрана природы. Почвы. - М.: Издательство стандартов, 1987
  • СНиП II-15-74. Основания зданий и сооружений. - М.: Стройиздат, 1975м
  • Максимов В.А., Ипалаков Т.Т. Геоэкологическая оценка земель в системе городского кадастра. – Усть-Каменогорск: ВКТУ, 1999
  • Лурье, Ирина Константиновна. Геоинформационное картографирование. Методы геоинформатики и цифровой обработки космических снимков [Текст] : учебник / И. К. Лурье. - М. : КДУ, 2010. - Б. ц.