Инженерная подготовка городских территорий

Криулько Нина Сергеевна

Портфолио преподавателя

Описание: Рассматриваются вопросы методики комплексной предпроектной оценки территорий, вертикальная планировка, поверхностный водоотвод, специальные мероприятия инженерной подготовки, инженерное освоение территорий в особых условиях. Дается представление об обеспечении благоприятных санитарно-гигиенических и микроклиматических условий.

Количество кредитов: 5

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции
Практические работы 45
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Творческий экзамен в виде задания: построение плана организации рельефа для микрорайона

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Знать комплекс инженерных мероприятий и сооружений по обеспечению пригодности городских территории для различных видов градостроительного использования и обеспечению оптимальных санитарно-гигиенических условий.
Задача
  • - изучение сложных и многообразных архитектурно-планировочных задач, решаемых средствами инженерной подготовки территорий; - изучение и применение инженерных, планировочных и организационных мероприятий, способствующих обеспечению нормальных условий строительства и проживания на городских территориях; - изучение и применение физических характеристик территории для определения их максимальной пригодности и эффективности в строительстве; - изучение способов защиты от воздействий неблагоприятных физико-геологических процессов; - приобретение навыков в обосновании выбора и оценке благоприятных, неблагоприятных и особо неблагоприятных территорий под строительство и благоустройство;
Результат обучения: знание и понимание
  • - комплекс инженерных мероприятий и сооружений по обеспечению пригодности территории для различных видов градостроительного использования; - характеристики природных условий по степени их благоприятности для городского строительства и благоустройства; - характеристики пригодности территории под застройку и благоустройство по условиям рельефа; - отрицательные воздействия природных факторов и неблагоприятные условия для градостроительства;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • - самостоятельно применять освоенное в курсовом проектировании, дипломном проектировании, в реальной профессиональной деятельности: - смогут пользоваться справочниками инженерно-геологических характеристик; - понимать и пользоваться литологической картой; - самостоятельно разрабатывать план планировочных ограничений; - давать оценку благоприятным, неблагоприятным и особо неблагоприятным территориям и делать обоснование их выбора под строительство и благоустройство;
Результат обучения: формирование суждений
  • Делать выбор территории и анализировать, и оценивать свои результаты.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Излагать информацию, идеи, проблемы инженерной подготовки территории перед аудиторией и специалистами в предметной области.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Обосновывать применение изученного в вопросах, касающихся выбора территории и её использования.
Методы преподавания

Информационно-коммуникационные технологии. Дистанционные образовательные технологии. Проектно-исследовательские технологии

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Практическая работа: Характеристика природных условий градостроительной территории по степени их благоприятности для городского строительства (жилищного, общественного, промышленного). Работа с таблицами различных характеристик природных условий. 0-100
Практическая работа: Характеристика природных условий по степени их благоприятности для устройства зеленых насаждений (парков, садов). Работа с таблицами различных характеристик
Практическая работа: Характеристика пригодности территории под застройку по условиям рельефа. Работа с таблицами различных характеристик
Практическая работа: Анализ пригодности территории с точки зрения геоморфологических условий. Работа с инженерно-геологической съёмкой
2  рейтинг Практическая работа: Определение условий эксплуатации территории с неблагоприятными факторами. 0-100
Практическая работа: Отвод поверхностных вод. Вертикальная планировка микрорайона.
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Практические работы и творческий экзамен: построение плана организации рельефа микрорайона Может делать анализ выделенной территории, давать заключение о степени её пригодности и непригодности с точки зрения рельефа, природных и климатических условий. Может определять участки территорий неблагоприятных для эксплуатации. Знает и применяет основные характеристики и показатели оценки пригодности и непригодности территории для проектирования и строительства. Умело пользуется нормами, правилами, ГОСТ, оценочными таблицами. Может предлагать решения по подготовке территории под эксплуатацию и строительство. Знает состав проекта генплан и может выполнять его разделы. Может сделать расчеты и построить план организации рельефа для микрорайона с целью водоотвода, используя нормы, правила и оптимальные параметры. Может делать анализ выделенной территории, давать заключение о степени её пригодности и непригодности с точки зрения рельефа, природных и климатических условий. Может определять участки территорий неблагоприятных для эксплуатации. Знает основные характеристики и показатели оценки пригодности и непригодности территории для проектирования и строительства. Умело пользуется нормами, правилами, ГОСТ, оценочными таблицами. Может предлагать решения по подготовке территории под эксплуатацию и строительство. Может выполнять его разделы генплана. Может сделать расчеты для построения плана организации рельефа для микрорайона с целью водоотвода, используя нормы, правила, но используя верные, но не оптимальные параметры. Может делать анализ выделенной территории, давать ошибочное заключение о степени её пригодности и непригодности с точки зрения рельефа, природных и климатических условий. Может неуверенно определять участки территорий неблагоприятных для эксплуатации. Знает основные характеристики и показатели оценки пригодности и непригодности территории для проектирования и строительства, но может ошибиться в их трактовке. Пользуется нормами, правилами, ГОСТ, оценочными таблицами. Может предлагать не оптимальные решения по подготовке территории под эксплуатацию и строительство. Может выполнять разделы генплана. Может сделать расчеты для построения плана организации рельефа для микрорайона с целью водоотвода, используя нормы, правила, но используя верные, но не оптимальные параметры. Может делать ошибочный анализ выделенной территории, давать ошибочное заключение о степени её пригодности и непригодности с точки зрения рельефа, природных и климатических условий. Неуверенно определяет участки территорий неблагоприятных для эксплуатации. Ограниченно знает основные характеристики и показатели оценки пригодности и непригодности территории для проектирования и строительства, но ошибается в их трактовке. Неуверенно пользуется нормами, правилами, ГОСТ, оценочными таблицами. Предлагать заведомо не оптимальные решения по подготовке территории под эксплуатацию и строительство. Знает не все разделы генплана. Делает неверные расчеты для построения плана организации рельефа для микрорайона с целью водоотвода, использует в расчетах не оптимальные параметры.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы практических занятий
  • Градостроительный анализ территории
  • Градостроительные особенности инженерной подготовки территории
  • Вертикальная планировка территории
  • Территории микрорайонов
  • Вертикальная планировка территорий промпредприятий
  • Вертикальная планировка территорий в неблагоприятных природных условиях
  • Организация поверхностного стока
  • Защита территорий от затопления
  • Защита территорий от подтопления
  • Борьба с оврагами
  • Борьба с оползнями, селевыми потоками и снежными лавинами
  • Инженерная подготовка территорий в особых условиях
  • Водный бассейн города
  • Инженерные основы охраны окружающей природной среды
  • Технико-экономические обоснования проектных решений
Основная литература
  • Клиорина, Г. И. Инженерная подготовка городских территорий : учебник / Г. И. Клиорина, В. А. Осин, М. С. Шумилов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 331 с.
Дополнительная литература
  • Бакутис Э. Инженерная подготовка городских территорий. М.,1976
  • Владимиров В.В. Инженерная подготовка городских территорий. М., Архитектура-С, 2014
  • СН РК 3.01-01-2013 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов»