История и основы градостроительства
内容描述: Рассматриваются принципы проектирования градостроительных систем разных иерархических уровней в историческом контексте, эволюция подходов к архитектурно-планировочной, функционально-планировочной и эстетической организации поселений, а также современные тенденции в практике градостроительного планирования.
贷款数: 5
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 30 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 15 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Экзамен проходит в комплексной форме: - тестовые вопросы; письменные ответы на 2 вопроса (обязательно с зарисовками, схемами, планами и т.п. ) с последующим устным комментарием. |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Получение исторических, теоретических и практических знаний в области градостроительного планирования на различных территориальных уровнях в процессе эволюции поселений.
Задача
- развитие градостроительного мировоззрения студента, направленное на понимание пространственной организации жизненной среды, в т.ч. в различные исторические эпохи;
- ознакомление обучающихся с характером исследовательских задач, стоящих перед проектировщиком в решении градостроительных проблем;
- изучение социальных, технико-экономических и архитектурно-планировочных аспектов современного градостроительства;
- выявление основных тенденций процесса формирования городов;
- постижение закономерностей эволюционных процессов в градостроительстве, обусловленные сменой социально-экономического устройства общества;
- познание основных приемов организации городских пространств в различных социально-экономических и исторических условиях.
Результат обучения: знание и понимание
- констатировать исторические этапы, предпосылки развития и факторы формирования градостроительной культуры в различные исторические периоды;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- соотносить основные положения и задачи градостроительного анализа, решаемые в современной теории и практике градостроительства;
Результат обучения: формирование суждений
- объяснять особенности развития и функционирования градостроительных систем;
- выносить суждения, оценивать идеи и формулировать выводы по конкретным профессиональным вопросам в области истории и основ градостроительства;
Результат обучения: коммуникативные способности
- обсуждать и представлять материалы в профессиональной области;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- синтезировать данные функционально-пространственного и композиционного анализа градостроительных систем разного иерархического уровня;
- иметь навыки НИР по сбору, анализу и систематизации данных по развитию и функционированию градостроительных систем.
*TeachingMethods(zh-CN)*
- традиционные лекции и практические занятия с включением инновационных образовательных технологий; - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов); - поисково-исследовательская деятельность (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Практическая работа: Аналитическая таблица | 0-100 |
Контрольная 1 | ||
Статья (введение, список источников, структура) | ||
Рейтинговая контрольная 1 | ||
Практическая работа: Конспект лекций | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Контрольная 2 | 0-100 |
Практическая работа: Планировочная и функциональная структура | ||
Доклад | ||
Презентация | ||
Статья | ||
Рейтинговая контрольная 2 | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Экзамен проходит в комплексной форме: - тестовые вопросы; письменные ответы на 2 вопроса (обязательно с зарисовками, схемами, планами и т.п. ) с последующим устным комментарием. | 1. Не менее 90% правильных ответов на тестовые вопросы. 2. Логичное и грамотное письменное изложение теоретического вопроса с компетентным использованием профессиональной терминологии. Раскрытие темы вопроса – не менее 90%. 3. Сопровождение всего текста теоретического вопроса поясняющими рисунками и схемами. 4. При ответе на вопросы даются грамотные аргументированные ответы с использованием профессиональной терминологии | 1. Правильные ответы на тестовые вопросы от 70 до 89%. 2. Логичное и достаточно грамотное письменное изложение теоретического вопроса с небольшими неточностями. Компетентное использование профессиональной терминологии с незначительными ошибками. Раскрытие темы вопроса – не менее 70%. 3. Сопровождение текста теоретического вопроса основными поясняющими рисунками и схемами, с небольшими погрешностями. 4. При ответе на вопросы даются в основном грамотные аргументированные, но неполные ответы с использованием профессиональной терминологии. | 1. Правильные ответы на тестовые вопросы от 50 до 69%. 2. Недостаточно логичное и грамотное письменное изложение теоретического вопроса. Использование профессиональной терминологии с ошибками. Раскрытие темы вопроса – не менее 50%. 3. Сопровождение текста теоретического вопроса некоторыми поясняющими рисунками и схемами. 4. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в постижении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. | 1. Менее 50% правильных ответов на тестовые вопросы. 2. Отсутствие логики и грубые ошибки в письменном изложении теоретического вопроса. Использование профессиональной терминологии с грубыми ошибками. Раскрытие темы вопроса – менее 50%. 3. Сопровождение текста теоретического вопроса некоторыми поясняющими рисунками и схемами с существенными ошибками либо полное их отсутствие. 4. При ответе на вопросы демонстрируется не владение основными знаниями и профессиональной терминологией соответствии с требованиями программы. |
Практическая работа | - выполнение работы в срок и в объеме от 90 до 100% в соответствии с заданием; - все задания выполнены грамотно; - эстетика оформления работы на высоком или хорошем уровне; - творчески используются ранее полученные навыки и знания. | - выполнение работы в срок и в объеме от 70 до 89% в соответствии с заданием; - все задания выполнены грамотно, но могут содержать незначительные ошибки, легко устранимые при корректировке; - эстетика оформления работы на хорошем уровне; - ранее полученные навыки и знания используются без творческой интерпретации, применены стандартные решения. | - выполнение работы не в срок и в объеме от 50 до 69% в соответствии с заданием; - некоторые задания выполнены не верно (но не более 50%), могут содержать ошибки, устранимые при корректировке; - эстетика оформления работы на удовлетворительном уровне; - ранее полученные навыки и знания используются без творческой интерпретации, применены стандартные и типовые решения. | - выполнение работы в не срок и в объеме менее 50%; - работа не соответствует заданию; - более 50% задания выполнено неверно; - эстетика оформления работы на неудовлетворительном уровне; - работа содержит элементы плагиата. - полученные ранее навыки и знания не используются. |
Статья | - соответствие теме и ее полное раскрытие; - логичность изложения и доказательность выводов; - оформление текста и источников в соответствии с требованиями; - оригинальность текста по системе антиплагиат не менее 80%. | - соответствие теме и ее недостаточно полное раскрытие; - незначительно нарушена логика изложения либо один из выводов не доказан; - оформление текста и источников в соответствии с требованиями, возможны небольшие недочеты4 - оригинальность текста по системе антиплагиат не менее 70%. | - соответствие теме и ее недостаточно полное раскрытие; - нарушена логика изложения и отсутствует доказательность одного из выводов; - оформление текста и источников в соответствии с требованиями, возможны недочеты, не нарушающие авторских прав; - оригинальность текста по системе антиплагиат не менее 60%. | - несоответствие теме; - в тексте отсутствует логика, выводы бездоказательны; - оформление текста не соответствует требованиям, ссылки на источники нарушают авторские права; - оригинальность текста по системе антиплагиат менее 60%. |
Контрольная работа | Правильное выполнение не менее 90% заданий. | Правильное выполнение от 70 до 89%заданий | Правильное выполнение от 50 до 69% заданий | Правильное выполнение менее 50% заданий |
Презентация с докладом | - логичная структура с информативным иллюстративным материалом; - выразительная, грамотная речь с использованием профессиональной терминологии; - эстетика оформления презентации на высоком уровне. | - логичная структура с иллюстративным материалом, который недостаточно полно отражает тему; - недостаточно выразительная, но грамотная речь с использованием профессиональной терминологии; - эстетика оформления презентации на хорошем уровне. | - структура презентации лишена логики, иллюстративный материал недостаточно полно отражает тему; - недостаточно выразительная речь, с небольшими ошибками в использованием профессиональной терминологии; - эстетика оформления презентации на удовлетворительном уровне. | - структура презентации лишена логики, иллюстративный материал не отражает тему; - безграмотная речь, с отсутствием понимания в использовании профессиоанльных терминов; - эстетика оформления презентации на неудовлетворительном уровне. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Структура и объект градостроительной деятельности. Предпосылки возникновения градостроительства. Основные исторические периоды развития градостроительства.
- Общая характеристика и особенности градостроительства древнего мира (факторы, типология поселений, планировочная и функциональная структура, приемы застройки).
- Градостроительство средневековой Европы и Востока.
- Градостроительство Руси в античный и средневековый период.
- Градостроительство Европы и России в XVI – XVIII вв.
- Западно-Европейское и американское градостроительство XIX - начала XX в.
- Основные направления в теории и практике градостроительства 20-х и 30-х годов XX века. Градостроительство после второй мировой войны.
- Типология градостроительных объектов. Процесс урбанизации, задачи современного градостроительства.
- Понятие о районной планировке. Районная планировка территории и ее уровни. Социально-экономические основы градостроительных объектов.
- Архитектурно-планировочная структура и функциональная организация города.
- Структура селитебной зоны. Общий принцип организации селитебных территорий. Архитектурно-планировочная организация жилого района и микрорайона города.
- Размещение и структура промышленных районов.
- Городской общественный центр. Структура общественных пространств.
- Городской общественный транспорт. Транспортная сеть города Организация системы магистральных улиц и дорог.
- Композиционный градостроительный анализ. Роль природных факторов в формировании композиции города.
Основная литература
- Козлов М.В. Теория градостроительства: учеб. пособие / М. В. Козлов ; МОиН РК, ВКГТУ им. Д. Серикбаева. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2011. - 171 с.
- Дэниэл Брук. История городов будущего. Пер.с англ.Д.Сиановский. – М.: Strelka Press. – 436 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science.totalarch.com/book/4084.rar
- Оспанкызы А., Мусабаев Т., Кушенов А. Основные аспекты территориального планирования Республики Казахстан. Издатель LAP LAMBERT Academic Publishing- 2013. - 43 с.
- Лучкова В.И. История градостроительства доиндустриального периода. Лекционный курс/ В.И.Лучкова, 2018. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pnu.edu.ru/media/filer_public/a0/7c/a07cec34-4e2e-458f-b5c0-f0d99bc142f7/07.pdf
- Города средневековых империй Дальнего Востока / отв. ред. Н.Н. Крадин; Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. - М. : ИВЛ, 2018. - 367 c. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science.totalarch.com/book/4852.rar
- Города, управляемые данными. От концепции до прикладных решений PwC (PricewaterhouseCoopers). 2016. – 88 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science.totalarch.com/book/3596.rar
- Градостроительство и планировка населенных мест / под ред. Конокотин Н.Г. –М.: КолосС, 2012. – 398 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science.totalarch.com/book/2375.rar
Дополнительная литература
- Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм: Учебник для вузов / Т.Ф.Саваренская, Д.О. Швидковский, Ф.А.Петров. - М.: Архитектура-С, 2006. -391 с. (стереотипное издание)
- Основы теории градостроительства: Учеб. для вузов. Спец. «Архитектура»/ З.Н.Яргина, Я.В.Косицкий, В.В.Владимиров и др.; Под ред. З.Н.Яргиной. – М.: Стройиздат, 2013. – 326 с.
- Авдотьин Л.Н. Градостроительное проектирование: Учеб. для вузов/ Л.Н.Авдотьин, И.Г.Лежава, И.М.Смоляр. – М.: Стройиздат, 1989. – 432 с.
- Глазычев В.Л. Урбанистика/ В.Л. Глазычев. – М.: Европа, 2008. – 219 с
- Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: Учебник для вузов / Т.Ф.Саваренская, М.: Стройиздат, 1984. -376 с.
- Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм: Учебник для вузов / Т.Ф.Саваренская, Д.О. Швидковский, Ф.А.Петров. - М.: Архитектура-С, 2006. -391 с. (стереотипное издание)
- Андреев Г. И. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности : учеб. пособие / Г. И. Андреев, С. А. Смирнов, В. А. Тихомиров. – М. : Финансы и статистика, 2014. – 272 с.
- История градостроительства: Ролевые игры : Метод. указ. к проведению ролевых игр для студ. спец. 290100 "Архитектура" и 290200 "Дизайн архитектурной среды" / Хабар. гос. техн. ун-т, Сост. В.И. Лучкова, Л.Е. Ларькина. - Хабаровск : Изд-во ХГТУ, 1997. - 32 с.
- электронный журнал «Градостроительство»/ http://gosstroy-vniintpi.ru/grado.htm
- электронный журнал «Архитектурный вестник»/ http://archvestnik.ru/
- международный электронный научный журнал «Архитектура, градостроительство и дизайн» http://aud-journal.com/index.php/ru/