История и основы градостроительства

Феоктистова Елена Александровна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Рассматриваются принципы проектирования градостроительных систем разных иерархических уровней в историческом контексте, эволюция подходов к архитектурно-планировочной, функционально-планировочной и эстетической организации поселений, а также современные тенденции в практике градостроительного планирования.

贷款数: 5

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 15
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Экзамен проходит в комплексной форме: - тестовые вопросы; письменные ответы на 2 вопроса (обязательно с зарисовками, схемами, планами и т.п. ) с последующим устным комментарием.

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Получение исторических, теоретических и практических знаний в области градостроительного планирования на различных территориальных уровнях в процессе эволюции поселений.
Задача
  • развитие градостроительного мировоззрения студента, направленное на понимание пространственной организации жизненной среды, в т.ч. в различные исторические эпохи;
  • ознакомление обучающихся с характером исследовательских задач, стоящих перед проектировщиком в решении градостроительных проблем;
  • изучение социальных, технико-экономических и архитектурно-планировочных аспектов современного градостроительства;
  • выявление основных тенденций процесса формирования городов;
  • постижение закономерностей эволюционных процессов в градостроительстве, обусловленные сменой социально-экономического устройства общества;
  • познание основных приемов организации городских пространств в различных социально-экономических и исторических условиях.
Результат обучения: знание и понимание
  • констатировать исторические этапы, предпосылки развития и факторы формирования градостроительной культуры в различные исторические периоды;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • соотносить основные положения и задачи градостроительного анализа, решаемые в современной теории и практике градостроительства;
Результат обучения: формирование суждений
  • объяснять особенности развития и функционирования градостроительных систем;
  • выносить суждения, оценивать идеи и формулировать выводы по конкретным профессиональным вопросам в области истории и основ градостроительства;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • обсуждать и представлять материалы в профессиональной области;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • синтезировать данные функционально-пространственного и композиционного анализа градостроительных систем разного иерархического уровня;
  • иметь навыки НИР по сбору, анализу и систематизации данных по развитию и функционированию градостроительных систем.
*TeachingMethods(zh-CN)*

- традиционные лекции и практические занятия с включением инновационных образовательных технологий; - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов); - поисково-исследовательская деятельность (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Практическая работа: Аналитическая таблица 0-100
Контрольная 1
Статья (введение, список источников, структура)
Рейтинговая контрольная 1
Практическая работа: Конспект лекций
2  *Rating(zh-CN)* Контрольная 2 0-100
Практическая работа: Планировочная и функциональная структура
Доклад
Презентация
Статья
Рейтинговая контрольная 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Экзамен проходит в комплексной форме: - тестовые вопросы; письменные ответы на 2 вопроса (обязательно с зарисовками, схемами, планами и т.п. ) с последующим устным комментарием. 1. Не менее 90% правильных ответов на тестовые вопросы. 2. Логичное и грамотное письменное изложение теоретического вопроса с компетентным использованием профессиональной терминологии. Раскрытие темы вопроса – не менее 90%. 3. Сопровождение всего текста теоретического вопроса поясняющими рисунками и схемами. 4. При ответе на вопросы даются грамотные аргументированные ответы с использованием профессиональной терминологии 1. Правильные ответы на тестовые вопросы от 70 до 89%. 2. Логичное и достаточно грамотное письменное изложение теоретического вопроса с небольшими неточностями. Компетентное использование профессиональной терминологии с незначительными ошибками. Раскрытие темы вопроса – не менее 70%. 3. Сопровождение текста теоретического вопроса основными поясняющими рисунками и схемами, с небольшими погрешностями. 4. При ответе на вопросы даются в основном грамотные аргументированные, но неполные ответы с использованием профессиональной терминологии. 1. Правильные ответы на тестовые вопросы от 50 до 69%. 2. Недостаточно логичное и грамотное письменное изложение теоретического вопроса. Использование профессиональной терминологии с ошибками. Раскрытие темы вопроса – не менее 50%. 3. Сопровождение текста теоретического вопроса некоторыми поясняющими рисунками и схемами. 4. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в постижении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. 1. Менее 50% правильных ответов на тестовые вопросы. 2. Отсутствие логики и грубые ошибки в письменном изложении теоретического вопроса. Использование профессиональной терминологии с грубыми ошибками. Раскрытие темы вопроса – менее 50%. 3. Сопровождение текста теоретического вопроса некоторыми поясняющими рисунками и схемами с существенными ошибками либо полное их отсутствие. 4. При ответе на вопросы демонстрируется не владение основными знаниями и профессиональной терминологией соответствии с требованиями программы.
Практическая работа - выполнение работы в срок и в объеме от 90 до 100% в соответствии с заданием; - все задания выполнены грамотно; - эстетика оформления работы на высоком или хорошем уровне; - творчески используются ранее полученные навыки и знания. - выполнение работы в срок и в объеме от 70 до 89% в соответствии с заданием; - все задания выполнены грамотно, но могут содержать незначительные ошибки, легко устранимые при корректировке; - эстетика оформления работы на хорошем уровне; - ранее полученные навыки и знания используются без творческой интерпретации, применены стандартные решения. - выполнение работы не в срок и в объеме от 50 до 69% в соответствии с заданием; - некоторые задания выполнены не верно (но не более 50%), могут содержать ошибки, устранимые при корректировке; - эстетика оформления работы на удовлетворительном уровне; - ранее полученные навыки и знания используются без творческой интерпретации, применены стандартные и типовые решения. - выполнение работы в не срок и в объеме менее 50%; - работа не соответствует заданию; - более 50% задания выполнено неверно; - эстетика оформления работы на неудовлетворительном уровне; - работа содержит элементы плагиата. - полученные ранее навыки и знания не используются.
Статья - соответствие теме и ее полное раскрытие; - логичность изложения и доказательность выводов; - оформление текста и источников в соответствии с требованиями; - оригинальность текста по системе антиплагиат не менее 80%. - соответствие теме и ее недостаточно полное раскрытие; - незначительно нарушена логика изложения либо один из выводов не доказан; - оформление текста и источников в соответствии с требованиями, возможны небольшие недочеты4 - оригинальность текста по системе антиплагиат не менее 70%. - соответствие теме и ее недостаточно полное раскрытие; - нарушена логика изложения и отсутствует доказательность одного из выводов; - оформление текста и источников в соответствии с требованиями, возможны недочеты, не нарушающие авторских прав; - оригинальность текста по системе антиплагиат не менее 60%. - несоответствие теме; - в тексте отсутствует логика, выводы бездоказательны; - оформление текста не соответствует требованиям, ссылки на источники нарушают авторские права; - оригинальность текста по системе антиплагиат менее 60%.
Контрольная работа Правильное выполнение не менее 90% заданий. Правильное выполнение от 70 до 89%заданий Правильное выполнение от 50 до 69% заданий Правильное выполнение менее 50% заданий
Презентация с докладом - логичная структура с информативным иллюстративным материалом; - выразительная, грамотная речь с использованием профессиональной терминологии; - эстетика оформления презентации на высоком уровне. - логичная структура с иллюстративным материалом, который недостаточно полно отражает тему; - недостаточно выразительная, но грамотная речь с использованием профессиональной терминологии; - эстетика оформления презентации на хорошем уровне. - структура презентации лишена логики, иллюстративный материал недостаточно полно отражает тему; - недостаточно выразительная речь, с небольшими ошибками в использованием профессиональной терминологии; - эстетика оформления презентации на удовлетворительном уровне. - структура презентации лишена логики, иллюстративный материал не отражает тему; - безграмотная речь, с отсутствием понимания в использовании профессиоанльных терминов; - эстетика оформления презентации на неудовлетворительном уровне.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Структура и объект градостроительной деятельности. Предпосылки возникновения градостроительства. Основные исторические периоды развития градостроительства.
  • Общая характеристика и особенности градостроительства древнего мира (факторы, типология поселений, планировочная и функциональная структура, приемы застройки).
  • Градостроительство средневековой Европы и Востока.
  • Градостроительство Руси в античный и средневековый период.
  • Градостроительство Европы и России в XVI – XVIII вв.
  • Западно-Европейское и американское градостроительство XIX - начала XX в.
  • Основные направления в теории и практике градостроительства 20-х и 30-х годов XX века. Градостроительство после второй мировой войны.
  • Типология градостроительных объектов. Процесс урбанизации, задачи современного градостроительства.
  • Понятие о районной планировке. Районная планировка территории и ее уровни. Социально-экономические основы градостроительных объектов.
  • Архитектурно-планировочная структура и функциональная организация города.
  • Структура селитебной зоны. Общий принцип организации селитебных территорий. Архитектурно-планировочная организация жилого района и микрорайона города.
  • Размещение и структура промышленных районов.
  • Городской общественный центр. Структура общественных пространств.
  • Городской общественный транспорт. Транспортная сеть города Организация системы магистральных улиц и дорог.
  • Композиционный градостроительный анализ. Роль природных факторов в формировании композиции города.
Основная литература
  • Козлов М.В. Теория градостроительства: учеб. пособие / М. В. Козлов ; МОиН РК, ВКГТУ им. Д. Серикбаева. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2011. - 171 с.
  • Дэниэл Брук. История городов будущего. Пер.с англ.Д.Сиановский. – М.: Strelka Press. – 436 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science.totalarch.com/book/4084.rar
  • Оспанкызы А., Мусабаев Т., Кушенов А. Основные аспекты территориального планирования Республики Казахстан. Издатель LAP LAMBERT Academic Publishing- 2013. - 43 с.
  • Лучкова В.И. История градостроительства доиндустриального периода. Лекционный курс/ В.И.Лучкова, 2018. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pnu.edu.ru/media/filer_public/a0/7c/a07cec34-4e2e-458f-b5c0-f0d99bc142f7/07.pdf
  • Города средневековых империй Дальнего Востока / отв. ред. Н.Н. Крадин; Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. - М. : ИВЛ, 2018. - 367 c. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science.totalarch.com/book/4852.rar
  • Города, управляемые данными. От концепции до прикладных решений PwC (PricewaterhouseCoopers). 2016. – 88 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science.totalarch.com/book/3596.rar
  • Градостроительство и планировка населенных мест / под ред. Конокотин Н.Г. –М.: КолосС, 2012. – 398 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science.totalarch.com/book/2375.rar
Дополнительная литература
  • Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм: Учебник для вузов / Т.Ф.Саваренская, Д.О. Швидковский, Ф.А.Петров. - М.: Архитектура-С, 2006. -391 с. (стереотипное издание)
  • Основы теории градостроительства: Учеб. для вузов. Спец. «Архитектура»/ З.Н.Яргина, Я.В.Косицкий, В.В.Владимиров и др.; Под ред. З.Н.Яргиной. – М.: Стройиздат, 2013. – 326 с.
  • Авдотьин Л.Н. Градостроительное проектирование: Учеб. для вузов/ Л.Н.Авдотьин, И.Г.Лежава, И.М.Смоляр. – М.: Стройиздат, 1989. – 432 с.
  • Глазычев В.Л. Урбанистика/ В.Л. Глазычев. – М.: Европа, 2008. – 219 с
  • Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: Учебник для вузов / Т.Ф.Саваренская, М.: Стройиздат, 1984. -376 с.
  • Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм: Учебник для вузов / Т.Ф.Саваренская, Д.О. Швидковский, Ф.А.Петров. - М.: Архитектура-С, 2006. -391 с. (стереотипное издание)
  • Андреев Г. И. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности : учеб. пособие / Г. И. Андреев, С. А. Смирнов, В. А. Тихомиров. – М. : Финансы и статистика, 2014. – 272 с.
  • История градостроительства: Ролевые игры : Метод. указ. к проведению ролевых игр для студ. спец. 290100 "Архитектура" и 290200 "Дизайн архитектурной среды" / Хабар. гос. техн. ун-т, Сост. В.И. Лучкова, Л.Е. Ларькина. - Хабаровск : Изд-во ХГТУ, 1997. - 32 с.
  • электронный журнал «Градостроительство»/ http://gosstroy-vniintpi.ru/grado.htm
  • электронный журнал «Архитектурный вестник»/ http://archvestnik.ru/
  • международный электронный научный журнал «Архитектура, градостроительство и дизайн» http://aud-journal.com/index.php/ru/