Инновационная деятельность и патентоведение
内容描述: Дисциплина дает необходимые теоретические знания и практические навыки по вопросам развития инновационной деятельности, правовой охраны результатов творческого труда. Рассматривается патентная система Республики Казахстан, источники патентной документации, международные конвенции в области интеллектуальной собственности.
贷款数: 3
Пререквизиты:
- Предпринимательство и правовая среда бизнеса
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 15 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 15 |
*sro(zh-CN)* | 45 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Творческий экзамен. Составление описания, заявки на объект интеллектуальной собственности. |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Освоить теоретические и практические основы дисциплины «Инновационная деятельность, патентоведение» и применять их в профессиональной деятельности.
Задача
- - освоить знания в области инновационного менеджмента, патентного права и патентоведения, с дальнейшей целью применения в профессии.
- - знать законы Республики Казахстан по всем объектам интеллектуальной промышленной собственности (изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам и т.п.)
- - знать международные системы охраны интеллектуальной собственности, в том числе региональных патентных корпораций.
Результат обучения: знание и понимание
- знать законы Республики Казахстан по всем объектам интеллектуальной промышленной собственности (изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам и т.п.)
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- − составлять материалы заявок на получение правоподтверждающих и правоустаналивающих документов на результаты интеллектуальной деятельности на территории РК;
- − проводить патентный поиск по базам данных, в том числе с использованием международных патентных баз, использования методик систематизации патентной информации;
Результат обучения: формирование суждений
- − проводить патентные исследования: исследования технического уровня и тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и иной информации;
Результат обучения: коммуникативные способности
- − осуществлять взаимодействие по вопросам охраны и защиты интеллектуальной собственности с государственными органами РК, иностранных государств и международными организациями.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- - самостоятельно выполнять научные исследования в области создания и использования интеллектуальной собственности и оформлять их результаты;
*TeachingMethods(zh-CN)*
Лекционный курс представлен в мультимедийной форме. При изложении лекционного материала в начале и при завершении лекции используется мотивационная речь. В лекции-презентации и практических занятиях используется текстовая, аудио и видеоинформация, графики, таблицы и т.п.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Работа на практических занятиях. | 0-100 |
Презентация по индивидуальной теме | ||
Рубежный контроль. Тестирование. | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Работа на практических занятиях | 0-100 |
Презентация по индивидуальной теме | ||
Рубежный контроль. Тестирование. | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Работа на практических занятиях. | Выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | Выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Рубежный контроль. Тестирование. | 90-100% правильных ответов | 70-89% правильных ответов | 50-69% правильных ответов | 0-49% правильных ответов |
Презентация по индивидуальной теме | Обучающийся демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. | Обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или незначительной коррекции преподавателем. | Обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем. | Обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательностью изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать. |
Творческий экзамен. Составление описания, заявки на объект интеллектуальной собственности. | Демонстрация глубокого и полного знания и понимания всего объема изученного материала; полного понимания сущности рассматриваемых понятий; умение составлять полный и правильный ответ на основе изученного материала; знание нормативных правил и требований; самостоятельно аргументировано делать анализ, обобщать выводы. | Знание всего изученного программного материала; материал излагается в определенной логической последовательности, но при этом допускается одна негрубая ошибка или не более двух недочетов, и студент может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами. | В ответе допущены существенные отклонения от темы; анализ проблемы, предусмотренный вопросом, носит фрагментный, неполный характер. | Не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений; грубые ошибки в ответе студента; существенное отклонение от темы и изучаемой программы в процессе изложения ответа; отказ от ответа. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Инновационная деятельность, цикл инновационного процесса. Субъекты инновационной деятельности.
- Принципы инноваций. Источники инноваций.
- Рынки инновационной деятельности. Инновационная инфраструктура. Информационно-технологические системы.
- Право интеллектуальной собственности. Объекты права интеллектуальной собственности. Результат интеллектуальной творческой деятельности архитектора и дизайнера – как объект права интеллектуальной собственности. Промышленная собственность, защищаемая патентным правом, художественно-культурная собственность, защищаемая авторским правом.
- Объекты авторского права. Произведения, являющиеся объектами авторского права. Защита авторских и смежных прав.
- История развития патентоведения. Действие инновационного патента и патента на территории Республики Казахстан. Международные источники патентного права.
- Особенности правовой охраны различных объектов промышленной собственности. Изобретения. Критерии патентоспособности. ЛицензПолезная модель. Критерии патентоспособности.ионный договор и его виды.
- Полезная модель. Критерии патентоспособности.
- Промышленный образец. Предметный дизайн. Разработка малых архитектурных форм. Критерии патентоспособности.
- Фирменное наименование как объект интеллектуальной собственности, средство индивидуализации участников гражданского оборота. Требования. Полиграфия. Рекламный дизайн.
- Товарный знак как средство индивидуализации товаров и услуг. Требования, функции, виды. Источники правового регулирования. Этапы разработки и регистрации. Срок действия права на товарный знак.
- Наименование места происхождения товара – объект интеллектуальной собственности. Регистрация наименования места происхождения товаров и права пользования ими. Содержание и особенности исключительного права. Защита прав.
- Коммерческая тайна. Основные признаки коммерческой тайны. Охрана коммерческой тайны. Понятие о «ноу-хау».
- Государственные секреты. Развитие законодательства о государственных секретах. Сведения, относимые к государственным секретам.
- Международное сотрудничество в области охраны интеллектуальной собственности. Задачи международных договоров. Группы международных соглашений. Региональные конвенции и соглашения.
Основная литература
- 1. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 527 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/301339577_Innovacionnyj_menedzment_Ucebnik_dla_akademiceskogo_bakalavriata
- 2. Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z010000242_
- 3. Гражданский кодекс Республики Казахстан (особенная часть) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.09.2022 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1013880#sub_id=0
- 4. Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.11.2022 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1006061#sub_id=0
- 5. Закон Республики Казахстан от 26 июля 1999 года № 456-I «О товарных знаках, знаках обслуживания, географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.06.2022 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1014203
- 6. Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999 года № 427-I Патентный закон Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.06.2022 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1013991
Дополнительная литература
- 7. Основы охраны и защиты интеллектуальной собственности в Казахстане. ТОО «Болотов и Партнёры» совместно с Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен», 2018 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://atameken.kz/uploads/content/files/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D1%8B%20%D0%98%D0%A1%20%D0%B2%20%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5.pdf
- 8. Ткалич В.Л., Лабковская Р.Я., Пирожникова О.И., Коробейников А.Г., Симоненко З.Г., Монахов Ю. С. Патентоведение и защита интеллектуальной собственности: Учебное пособие. - Санкт-Петербург: СПб: Университет ИТМО, 2015. - 171 с. - экз. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://books.ifmo.ru/book/1699/patentovedenie_i_zaschita_intellektualnoy_sobstvennosti:_uchebnoe_posobie._.htm
- 9. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / О.А. Володина, Е.Ю. Фаддеева, А.А. Неретин. – М.: МАДИ, 2019. – 96 с.
- 10. Исмагилова Г. В. Инновационный менеджмент : учебное пособие для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению 080200 - Менеджмент / Г. В. Исмагилова, О. Г. Щемерова, Н. Р. Кельчевская;– Екатеринбург: УрФУ, 2012. – 175 с. – ISBN 978–5–321–02191–0. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/handle/10995/28630