Инновационная деятельность и патентоведение

Гурская Оксана Евгеньевна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина дает необходимые теоретические знания и практические навыки по вопросам развития инновационной деятельности, правовой охраны результатов творческого труда. Рассматривается патентная система Республики Казахстан, источники патентной документации, международные конвенции в области интеллектуальной собственности.

Количество кредитов: 3

Пререквизиты:

  • Предпринимательство и правовая среда бизнеса

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 15
Лабораторные работы
СРОП 15
СРО 45
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Творческий экзамен. Составление описания, заявки на объект интеллектуальной собственности.

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Освоить теоретические и практические основы дисциплины «Инновационная деятельность, патентоведение» и применять их в профессиональной деятельности.
Задача
  • - освоить знания в области инновационного менеджмента, патентного права и патентоведения, с дальнейшей целью применения в профессии.
  • - знать законы Республики Казахстан по всем объектам интеллектуальной промышленной собственности (изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам и т.п.)
  • - знать международные системы охраны интеллектуальной собственности, в том числе региональных патентных корпораций.
Результат обучения: знание и понимание
  • знать законы Республики Казахстан по всем объектам интеллектуальной промышленной собственности (изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам и т.п.)
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • − составлять материалы заявок на получение правоподтверждающих и правоустаналивающих документов на результаты интеллектуальной деятельности на территории РК;
  • − проводить патентный поиск по базам данных, в том числе с использованием международных патентных баз, использования методик систематизации патентной информации;
Результат обучения: формирование суждений
  • − проводить патентные исследования: исследования технического уровня и тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и иной информации;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • − осуществлять взаимодействие по вопросам охраны и защиты интеллектуальной собственности с государственными органами РК, иностранных государств и международными организациями.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • - самостоятельно выполнять научные исследования в области создания и использования интеллектуальной собственности и оформлять их результаты;
Методы преподавания

Лекционный курс представлен в мультимедийной форме. При изложении лекционного материала в начале и при завершении лекции используется мотивационная речь. В лекции-презентации и практических занятиях используется текстовая, аудио и видеоинформация, графики, таблицы и т.п.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Работа на практических занятиях. 0-100
Презентация по индивидуальной теме
Рубежный контроль. Тестирование.
2  рейтинг Работа на практических занятиях 0-100
Презентация по индивидуальной теме
Рубежный контроль. Тестирование.
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Работа на практических занятиях. Выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. Выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Рубежный контроль. Тестирование. 90-100% правильных ответов 70-89% правильных ответов 50-69% правильных ответов 0-49% правильных ответов
Презентация по индивидуальной теме Обучающийся демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. Обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или незначительной коррекции преподавателем. Обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем. Обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательностью изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать.
Творческий экзамен. Составление описания, заявки на объект интеллектуальной собственности. Демонстрация глубокого и полного знания и понимания всего объема изученного материала; полного понимания сущности рассматриваемых понятий; умение составлять полный и правильный ответ на основе изученного материала; знание нормативных правил и требований; самостоятельно аргументировано делать анализ, обобщать выводы. Знание всего изученного программного материала; материал излагается в определенной логической последовательности, но при этом допускается одна негрубая ошибка или не более двух недочетов, и студент может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами. В ответе допущены существенные отклонения от темы; анализ проблемы, предусмотренный вопросом, носит фрагментный, неполный характер. Не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений; грубые ошибки в ответе студента; существенное отклонение от темы и изучаемой программы в процессе изложения ответа; отказ от ответа.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Инновационная деятельность, цикл инновационного процесса
  • Принципы инноваций
  • Рынки инновационной деятельности
  • Право интеллектуальной собственности
  • Объекты авторского права
  • История развития патентоведения
  • Особенности правовой охраны различных объектов промышленной собственности
  • Полезная модель
  • Промышленный образец
  • Фирменное наименование как объект интеллектуальной собственности, средство индивидуализации участников гражданского оборота
  • Товарный знак как средство индивидуализации товаров и услуг
  • Наименование места происхождения товара – объект интеллектуальной собственности
  • Коммерческая тайна
  • Государственные секреты
  • Международное сотрудничество в области охраны интеллектуальной собственности
Основная литература
  • 1. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 527 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/301339577_Innovacionnyj_menedzment_Ucebnik_dla_akademiceskogo_bakalavriata
  • 2. Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z010000242_
  • 3. Гражданский кодекс Республики Казахстан (особенная часть) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.09.2022 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1013880#sub_id=0
  • 4. Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.11.2022 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1006061#sub_id=0
  • 5. Закон Республики Казахстан от 26 июля 1999 года № 456-I «О товарных знаках, знаках обслуживания, географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.06.2022 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1014203
  • 6. Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999 года № 427-I Патентный закон Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.06.2022 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1013991
Дополнительная литература
  • 7. Основы охраны и защиты интеллектуальной собственности в Казахстане. ТОО «Болотов и Партнёры» совместно с Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен», 2018 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://atameken.kz/uploads/content/files/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D1%8B%20%D0%98%D0%A1%20%D0%B2%20%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5.pdf
  • 8. Ткалич В.Л., Лабковская Р.Я., Пирожникова О.И., Коробейников А.Г., Симоненко З.Г., Монахов Ю. С. Патентоведение и защита интеллектуальной собственности: Учебное пособие. - Санкт-Петербург: СПб: Университет ИТМО, 2015. - 171 с. - экз. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://books.ifmo.ru/book/1699/patentovedenie_i_zaschita_intellektualnoy_sobstvennosti:_uchebnoe_posobie._.htm
  • 9. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / О.А. Володина, Е.Ю. Фаддеева, А.А. Неретин. – М.: МАДИ, 2019. – 96 с.
  • 10. Исмагилова Г. В. Инновационный менеджмент : учебное пособие для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению 080200 - Менеджмент / Г. В. Исмагилова, О. Г. Щемерова, Н. Р. Кельчевская;– Екатеринбург: УрФУ, 2012. – 175 с. – ISBN 978–5–321–02191–0. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/handle/10995/28630