Культурология

Джаксылыков Амантай Фрунзевич

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: В ХХ столетии гуманитарная теория осознала потребность в комплексном исследовании человека и феноменов его жизнедеятельности, в первую очередь культуры. Рост национального самосознания, как элемент разрастающегося локального многообразия, диктует новую постановку субординации культур. В новом типе общества формируется потребность в системном анализе культуры как сферы государственной политики с обоснованными управленческими решениями.

贷款数: 2

Пререквизиты:

  • Человек. Общество. Право. Школьный курс

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 15
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 15
*sro(zh-CN)* 15
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* письменный (по билетам)

零件: Обязательный компонент

循环次数: Общеобразовательные дисциплины

Цель
  • формирование социально-гуманитарного мировоззрения обучающихся в контексте решения задач модернизации общественного сознания, определенных государственной программой «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»
Задача
  • - освоение студентами основных источников и методов получения культурологической информации; - привитие навыков использования знаний, полученных в процессе усвоения культурологии в профессиональной деятельности. - формирование навыков критического мышления и способности применения его на практике
Результат обучения: знание и понимание
  • демонстрировать системное понимание основных методов культурологического анализа при исследовании различных сфер культуры;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • опираясь на полученные знания культурологии, показать понимание культуры на основе своих профессиональных представлений и навыков.
Результат обучения: формирование суждений
  • -критически анализировать, оценивать и синтезировать культурные процессы, происходящие на уровне страны, регионв, города и т.д. - анализировать особенности культурных институтов в контексте их роли в модернизации казахстанского общества.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • - использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • - оценивать конкретную ситуацию отношений в обществе с позиций той или иной науки социально-гуманитарного типа, проектировать перспективы еѐ развития с учетом возможных рисков; - разрабатывать программы решения конфликтных ситуаций в обществе, в том числе в профессиональном социуме.
*TeachingMethods(zh-CN)*

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Семинарские занятия 0-100
Самостоятельная работа
рубежное тестирование
2  *Rating(zh-CN)* Семинарские занятия 0-100
Самостоятельная работа
рубежное тестирование
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
письменный опрос Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; Продемонстрированы творческие способности. Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; Практическое задание выполнено не полностью; Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; Практическое задание не выполнено; В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность.
устный опрос Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; Продемонстрированы творческие способности. Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; Практическое задание выполнено не полностью; Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; Практическое задание не выполнено; В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность.
тестирование содержат 90-100 %правильных ответов на вопросы содержание 70-89 % правильных ответов на вопросы содержание 50-69 % правильных ответов на вопросы содержание 00-49 % правильных ответов на вопросы
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Morphology of culture. Морфология культуры. История формирования понятия культуры: многообразие подходов к определению сущности и функций культуры. Аксиологические, цивилизационные, структуралистские, антропологические, экономические трактовки понятия культуры. История культурологии как научной дисциплины: генезис теоретических подходов, фундаментальная и прикладная культурология, междисциплинарный характер исследований культуры, философия, теория и социология культуры, история культуры.
  • Language of culture. Язык культуры. Культура как мир знаков и значений. Культура как мир артефактов. Культура как мир смыслов. Виды смыслов. Культура как мир знаков. Основные типы знаков и знаковых систем. Вербально-знаковые системы – естественные языки. Язык как способ общения и трансляции культуры. Понятие языка культуры. Язык культуры как способ бытия культуры.
  • Semiotics of culture. С.емиотика культуры. Понятие культурный код. Уникальность культурного кода национальной культуры. Этос культуры. Этос и код культуры. Типы глобальных культурных кодов: дописьменный (традиционный), письменный (книжный), экранный, цифровой. Конвенциональные знаки. Понятие символа культуры. Основные символы культуры.
  • Анатомия культуры. Трехмерная модель культуры. Культурные формы. Структура культурного пространства: парадигмы, лики культуры и культурные сценарии. Осевые культурные формы: когнитивные, ценностные, регулятивные парадигмы. Формы культуры: миф, искусство, религия, мораль, философия, право, политика, наука, техника. Духовная культура. Типы духовной культуры. Технологическая культура. Сущность техники.
  • Культура номадов Казахстана. Архаическая культура на территории древнего Казахстана. Достижения материальной культуры. Технические достижения древнего мира. Номадизм как тип культуры. Концепции номадизма. Типология номадической культуры. Основные признаки культуры номадов евразийского пространства. Культура древних племен на территории Казахстана: обычаи, нравы, традиции, культы, верования.
  • Культурное наследие прототюрков. Прототюркский период в развитии номадической культуры. Номадическая культура гуннов. Культура усуней и канглы. Древнетюркская цивилизация и ее особенности. Космогония и мифология древних тюрков. Тенгрианство. Тюркское письмо. Руническое письмо. Рунические тексты. Культурные памятники тюркского периода. Письменные памятники тюрков.
  • Средневековая культура Центральной Азии. Шелковый путь: Казахстан как связующее звено между Востоком и Западом. Взаимодействие культур в Центрально-азиатском регионе. Тюркская культура периода средневековья. Развитие философии и средневековой науки. Аль-Фараби. Великие города Шелкового пути на территории Казахстана. Городская культура. Расцвет городской культуры Центральной Азии.
  • Культурное наследие тюрков. Культура Караханидского периода. Городская культура. Аль-Кашгари. Юсуф Баласагуни. Ахмед Югнеки. Ахмед Яссави. Монгольский период и его влияние на развитие культуры тюркских народов средневекового Казахстана. Монгольское нашествие как культурная катастрофа. Культура периода Золотой орды. Культура в период Тимуридов.
  • Формирование казахской культуры. Мифы и легенды казахов. Формы народной поэзии. Музыкальное творчество. Агон в устном казахском народном творчестве. Риторы казахской степи. Этические ценности казахской традиционной культуры.
  • Казахская культура на рубеже XVIII – конца XIX вв. Феномен казахского Просвещения. Ч. Валиханов и его творчество. И. Алтынсарин как видный просветитель и педагог. Феномен «Зар Заман» в казахской культуре. Казахская общественная мысль и основные направления в казахской литературе на рубеже XIX- XX вв.
  • Казахская культура ХХ века. Казахская культура в советский период. Тенденции культурной политики. Становление и развитие казахстанской науки, институтов образования и культуры. Развитие казахского искусства. Творческий вклад интеллигенции в развитие казахской культуры.
  • Казахская культура в контексте современных мировых процессов. Место казахской культуры в мультикультурном пространстве современного Казахстанаю основные тенленции и направления современного искусства Казахстана. казахская традиционная и современная казахская культура.
  • Культура народов мира.
  • Культура этнических групп Казахстана
  • State program "Cultural Heritage". Государственная программа «Культурное наследие». Роль международной организации ЮНЕСКО в развитиии программ культурного наследия. Развитие культурного туризма и его роль в формировании и реализации государственных программ «Туған-ел», «Сакральная география Казахстана», «Современная Казахстанская культура в глобальном мире», «Цифровой Казахстан».
Основная литература
  • 1. Назарбаев Н.А. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». – Астана, Ак Орда, 2017 / http://www.akorda.kz/ru 2. Назарбаев Н.А. «Взгляд в будущее». – Астана, 2017. 3. Габитов Т.Х. Культурология/ КазНУ, Алматы, 2019 4. Барнард Алан. «Антропология тарихы мен теориясы»/пер. на каз.яз. Под руков. Кульсариева А.Т., Масалимова А.Р. – А., 2017. 5. Молтобарова К.И. «Мәдениеттану». - А, 2018. 6. Юрий Лотман “Semiosphera” , Алматы: Ұлттық аударма бюросы, 2019. Янсон Торе “The history of Language” , Алматы: Ұлттық аударма бюросы, 2019. 7. Гомбрих Эрнст “The History of Art” , Алматы: Ұлттық аударма бюросы, 2019. 8. Клаус Шваб «Төртінші индустриялық революция» (The Fourth Industrial Revolution). – Алматы: Ұлттық аударма бюросы, 2018. – 200 б. 9. Светлана Тер-Минасова «Тіл және мәдениетаралық коммуникация» (Язык и межкультурная коммуникация). – Алматы: Ұлттық аударма бюросы, 2018. – 320 б. 10. Патрисия Уоллейс «Интернет психологиясы», (Psychology the internet) Алматы, 2019, - 392 б. 11. Пинкер Стивен «Тіл – инстинкт», (The Language instinct), Алматы, 2019 – 576 б. 12. Ли Энн Пек, Гай С. Рил “Media etics at works”, Алматы: Ұлттық аударма бюросы, 2019.
Дополнительная литература
  • 1. «Всеобщая история живописи». – М., ЭКСМО, 2010. 2. «Аль-Фараби социально-этические трактаты». – Алма-Ата, 1972. 3. Ғабитов Т.Х. «Қазақ мәдениетінің тарихы: оқу құралы». – Алматы: Қазақ университеті, 2016. Габитов Т.Х., Муталипов Ж., Кулсариева А. «Культурология». - Алматы, Раритет, 2008. 4. Курмангалиева Г.К., Нысанбаев А.Н., Соловьева Г.Г., Сейтахметова Л.Н. «Наследие аль-Фараби и современная философия взаимопонимания». – Алматы. 2011 5. Нуржанов Б.Г., Ержанова А.М. «Культурология». - Алматы, 2011. 6. Крадин Н.Н. Кочевники Евразии, Алматы, 2007 7. Бейсенова Г.А. «Проблемы глобализации и идентичности» – А., Print, 2009. 8. Бейсенова Г.А. «Проблемы образовательного знания в диспозитиве культуры». – Алматы: Искандер, 2005. 9. Габитов Т.Х. «Казахи: Опыт культурологического анализа». – Saarbrьcken: Germany Academic Publishing GmbH & Co. Кg lap lambert. - Heinrich-Bцcking-Str. 6-8, 66121. - KG LAP LAMBERT, ГЕРМАНИЯ, 2012. 10. Габитов Т.Х., Абдигалиева Г.К., Исмагамбетова З.Н. «Философия культуры»: Учебник для студентов вузов и колледжей. – Алматы: Эверо, 2013 11. Ғабитов Т.Х., Затов Қ. «Қазақ мәдениетінің рухани кеңістігі». - Алматы: Раритет, 2013. 12. Tursun Gabitov. «Actual Problems of Kazakh Culture. Kazakh Culture Challenges». - Саарбрюкен: Ламберт. - Publishing, 2016. 13. Горбатов А.В., Михайлов Ю.И. «Древние цивилизации». - М., 2009. 14. Баласагуни Ю. «Благодатное знание / пер. С.Н. Иванова». – М., 1983. 15. Жолдубаева А.К. «Культурология: практикум». - Алматы: Казну им.аль-Фараби, 2014. 16. «История культурологии под ред. Огурцова А.П». - М., Гардарики, 2006. 17. Каиржанова А. Palaeoturcica. «Мир древних тюрков». – Алматы, 1999. 18. Ақатай С.Н. Древние культы и традиционная культура казахского 19. народа: монография; Тарихи мақалалар. Қайта басылған. 20. – Алматы, 2011. – 424-б. 21. Кондыбаев С. Введение в казахскую мифологию. – Алматы. 1999. 22. Малов С.Е. «Памятники древнетюркской письменности». – М-Л, 1951. 23. Маргулан А. «Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана». - Алма- Ата, 1979. 24. Масалимова А.Р. «Культура и цивилизация». – А., 2005. 25. Махмуд аль-Кашгари «Дивани Лугат ат-Турк» / М. Ауэзова. – Алматы, 2005. 26. Мирзабекова А.Ш. «Проблема культурной идентичности в социальной философии». – Караганды: Болашак-Баспа, 2006. 27. «Мир ценностей аль-Фараби и аксиология ХХI века». Книга.2. – Алматы, 2006. 28. Молдабеков Ж.Ж. «Қазақтану». - Алматы, 2015. 29. «Наследие аль-Фараби и формирование нового интегрального мировоззрения.коллективная монография»./ под общей редакцией З.К. Шаукенова. – Алматы: 2012. 30. Никонов А.Ю. «Алутун билиг. Тенгрианство». – Алматы. 2000. 31. Нуржанов Б.Г. «Модерн. Постмодерн. Культура». – Алматы, 2012. 32. Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. - М.; МИЭМП, 2005. – 104 стр. 33. Тимошинов В.И. Культурология:Казахстан-Евразия-Восток-Запад/Алматы, 2003