Культурология

Джаксылыков Амантай Фрунзевич

Портфолио преподавателя

Описание: В ХХ столетии гуманитарная теория осознала потребность в комплексном исследовании человека и феноменов его жизнедеятельности, в первую очередь культуры. Рост национального самосознания, как элемент разрастающегося локального многообразия, диктует новую постановку субординации культур. В новом типе общества формируется потребность в системном анализе культуры как сферы государственной политики с обоснованными управленческими решениями.

Количество кредитов: 2

Пререквизиты:

  • Человек. Общество. Право. Школьный курс

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 15
Лабораторные работы
СРОП 15
СРО 15
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля письменный (по билетам)

Компонент: Обязательный компонент

Цикл: Общеобразовательные дисциплины

Цель
  • формирование социально-гуманитарного мировоззрения обучающихся в контексте решения задач модернизации общественного сознания, определенных государственной программой «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»
Задача
  • - освоение студентами основных источников и методов получения культурологической информации; - привитие навыков использования знаний, полученных в процессе усвоения культурологии в профессиональной деятельности. - формирование навыков критического мышления и способности применения его на практике
Результат обучения: знание и понимание
  • демонстрировать системное понимание основных методов культурологического анализа при исследовании различных сфер культуры;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • опираясь на полученные знания культурологии, показать понимание культуры на основе своих профессиональных представлений и навыков.
Результат обучения: формирование суждений
  • -критически анализировать, оценивать и синтезировать культурные процессы, происходящие на уровне страны, регионв, города и т.д. - анализировать особенности культурных институтов в контексте их роли в модернизации казахстанского общества.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • - использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • - оценивать конкретную ситуацию отношений в обществе с позиций той или иной науки социально-гуманитарного типа, проектировать перспективы еѐ развития с учетом возможных рисков; - разрабатывать программы решения конфликтных ситуаций в обществе, в том числе в профессиональном социуме.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Семинарские занятия 0-100
Самостоятельная работа
рубежное тестирование
2  рейтинг Семинарские занятия 0-100
Самостоятельная работа
рубежное тестирование
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
письменный опрос Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; Продемонстрированы творческие способности. Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; Практическое задание выполнено не полностью; Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; Практическое задание не выполнено; В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность.
устный опрос Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; Продемонстрированы творческие способности. Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; Практическое задание выполнено не полностью; Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; Практическое задание не выполнено; В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность.
тестирование содержат 90-100 %правильных ответов на вопросы содержание 70-89 % правильных ответов на вопросы содержание 50-69 % правильных ответов на вопросы содержание 00-49 % правильных ответов на вопросы
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Morphology of culture
  • Language of culture
  • Semiotics of culture
  • Анатомия культуры
  • Культура номадов Казахстана
  • Культурное наследие прототюрков
  • Средневековая культура Центральной Азии
  • Культурное наследие тюрков
  • Формирование казахской культуры
  • Казахская культура на рубеже XVIII – конца XIX вв
  • Казахская культура ХХ века
  • Казахская культура в контексте современных мировых процессов
  • Культура народов мира
  • Культура этнических групп Казахстана
  • State program "Cultural Heritage"
Основная литература
  • 1. Назарбаев Н.А. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». – Астана, Ак Орда, 2017 / http://www.akorda.kz/ru 2. Назарбаев Н.А. «Взгляд в будущее». – Астана, 2017. 3. Габитов Т.Х. Культурология/ КазНУ, Алматы, 2019 4. Барнард Алан. «Антропология тарихы мен теориясы»/пер. на каз.яз. Под руков. Кульсариева А.Т., Масалимова А.Р. – А., 2017. 5. Молтобарова К.И. «Мәдениеттану». - А, 2018. 6. Юрий Лотман “Semiosphera” , Алматы: Ұлттық аударма бюросы, 2019. Янсон Торе “The history of Language” , Алматы: Ұлттық аударма бюросы, 2019. 7. Гомбрих Эрнст “The History of Art” , Алматы: Ұлттық аударма бюросы, 2019. 8. Клаус Шваб «Төртінші индустриялық революция» (The Fourth Industrial Revolution). – Алматы: Ұлттық аударма бюросы, 2018. – 200 б. 9. Светлана Тер-Минасова «Тіл және мәдениетаралық коммуникация» (Язык и межкультурная коммуникация). – Алматы: Ұлттық аударма бюросы, 2018. – 320 б. 10. Патрисия Уоллейс «Интернет психологиясы», (Psychology the internet) Алматы, 2019, - 392 б. 11. Пинкер Стивен «Тіл – инстинкт», (The Language instinct), Алматы, 2019 – 576 б. 12. Ли Энн Пек, Гай С. Рил “Media etics at works”, Алматы: Ұлттық аударма бюросы, 2019.
Дополнительная литература
  • 1. «Всеобщая история живописи». – М., ЭКСМО, 2010. 2. «Аль-Фараби социально-этические трактаты». – Алма-Ата, 1972. 3. Ғабитов Т.Х. «Қазақ мәдениетінің тарихы: оқу құралы». – Алматы: Қазақ университеті, 2016. Габитов Т.Х., Муталипов Ж., Кулсариева А. «Культурология». - Алматы, Раритет, 2008. 4. Курмангалиева Г.К., Нысанбаев А.Н., Соловьева Г.Г., Сейтахметова Л.Н. «Наследие аль-Фараби и современная философия взаимопонимания». – Алматы. 2011 5. Нуржанов Б.Г., Ержанова А.М. «Культурология». - Алматы, 2011. 6. Крадин Н.Н. Кочевники Евразии, Алматы, 2007 7. Бейсенова Г.А. «Проблемы глобализации и идентичности» – А., Print, 2009. 8. Бейсенова Г.А. «Проблемы образовательного знания в диспозитиве культуры». – Алматы: Искандер, 2005. 9. Габитов Т.Х. «Казахи: Опыт культурологического анализа». – Saarbrьcken: Germany Academic Publishing GmbH & Co. Кg lap lambert. - Heinrich-Bцcking-Str. 6-8, 66121. - KG LAP LAMBERT, ГЕРМАНИЯ, 2012. 10. Габитов Т.Х., Абдигалиева Г.К., Исмагамбетова З.Н. «Философия культуры»: Учебник для студентов вузов и колледжей. – Алматы: Эверо, 2013 11. Ғабитов Т.Х., Затов Қ. «Қазақ мәдениетінің рухани кеңістігі». - Алматы: Раритет, 2013. 12. Tursun Gabitov. «Actual Problems of Kazakh Culture. Kazakh Culture Challenges». - Саарбрюкен: Ламберт. - Publishing, 2016. 13. Горбатов А.В., Михайлов Ю.И. «Древние цивилизации». - М., 2009. 14. Баласагуни Ю. «Благодатное знание / пер. С.Н. Иванова». – М., 1983. 15. Жолдубаева А.К. «Культурология: практикум». - Алматы: Казну им.аль-Фараби, 2014. 16. «История культурологии под ред. Огурцова А.П». - М., Гардарики, 2006. 17. Каиржанова А. Palaeoturcica. «Мир древних тюрков». – Алматы, 1999. 18. Ақатай С.Н. Древние культы и традиционная культура казахского 19. народа: монография; Тарихи мақалалар. Қайта басылған. 20. – Алматы, 2011. – 424-б. 21. Кондыбаев С. Введение в казахскую мифологию. – Алматы. 1999. 22. Малов С.Е. «Памятники древнетюркской письменности». – М-Л, 1951. 23. Маргулан А. «Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана». - Алма- Ата, 1979. 24. Масалимова А.Р. «Культура и цивилизация». – А., 2005. 25. Махмуд аль-Кашгари «Дивани Лугат ат-Турк» / М. Ауэзова. – Алматы, 2005. 26. Мирзабекова А.Ш. «Проблема культурной идентичности в социальной философии». – Караганды: Болашак-Баспа, 2006. 27. «Мир ценностей аль-Фараби и аксиология ХХI века». Книга.2. – Алматы, 2006. 28. Молдабеков Ж.Ж. «Қазақтану». - Алматы, 2015. 29. «Наследие аль-Фараби и формирование нового интегрального мировоззрения.коллективная монография»./ под общей редакцией З.К. Шаукенова. – Алматы: 2012. 30. Никонов А.Ю. «Алутун билиг. Тенгрианство». – Алматы. 2000. 31. Нуржанов Б.Г. «Модерн. Постмодерн. Культура». – Алматы, 2012. 32. Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. - М.; МИЭМП, 2005. – 104 стр. 33. Тимошинов В.И. Культурология:Казахстан-Евразия-Восток-Запад/Алматы, 2003