Зеленая архитектура

Гурская Оксана Евгеньевна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина формирует экологическое сознание, основы рационального использования природных ресурсов. Рассматривает основополагающие принципы, технологические приемы, правила зеленой архитектуры, проблемы и направления современного зеленого строительства, дает знания о природных системах и искусственной среде необходимых при принятии архитектурных решений.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Архитектурное проектирование V

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Творческий экзамен: Представить проектное решение зеленого архитектурного объекта по заданным критериям

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Овладение базовыми теоретическими знаниями по проектированию, строительству и эксплуатации ресурсосберегающих зеленых зданий, их комплексов и градостроительных эко-структур, как одной из предпосылок перехода современной цивилизации к устойчивому природопользованию.
Задача
  • Сформировать представление о перспективной архитектурной среде, как экологически устойчивой системе, обеспечивающей саморегуляцию, надлежащую охрану и восстановление основных компонентов природных экосистем, затронутых деятельностью человека;
  • Изучить историю и теоретические предпосылки формирования современных представлений об устойчивой городской среде;
  • Сформировать навыки архитектурного-экологического анализа городской среды и ее компонентов;
  • Изучить основные методы и приемы формирования устойчивой городской среды;
  • Сформировать у обучающихся систему понятий и представлений о принципах проектирования зеленых зданий.
Результат обучения: знание и понимание
  • Требования к основным типам зданий и сооружений, включая требования, определяемые функциональным назначением проектируемого объекта, особенностями участка, необходимости организации безбарьерной среды; нормативные, справочные, методические, реферативные источники получения информации в архитектурном проектировании.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Способность применять знания при разработке проектов, действовать инновационно и технически грамотно при использовании строительных технологий, материалов, конструкций, систем жизнеобеспечения и информационно-компьютерных средств
Результат обучения: формирование суждений
  • Участвовать в сводном анализе исходных данных, данных заданий на проектирование объекта капитального строительства, данных задания на разработку архитектурного раздела проектной документации
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Участвовать в оформлении презентаций и сопровождении проектной документации на этапах согласований.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Собирать информацию, определять проблемы, применять анализ и проводить критическую оценку проделанной работы на всех этапах предпроектного и проектного процессов и после осуществления проекта в натуре
Методы преподавания

теоретический материал в презентационной подаче;

коммуникативные технологии (дискуссия, учебные дебаты), способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Проектное решение малоэтажного экодома 0-100
Рубежный контроль
Работа на практических занятиях
2  рейтинг Проектное решение "Экологический небоскреб" 0-100
Рубежный контроль
Работа на практических занятиях
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Тема 1 Экологическая архитектура
  • Тема 2 Критерии оценки климатических факторов
  • Тема 3 Климат и микроклимат местности
  • Тема 4 Зеленые стандарты в архитектурном проектировании
  • Тема 5 Системы озеленения зданий
  • Тема 6 Новые тенденции развития зеленых систем: городские фермы
  • Тема 7 Инженерные системы использования возобновляемых источников энергии
  • Тема 8 Альтернативная энергетика – ресурсы и основные технологии
  • Тема 9 Основные приемы пассивных ресурсосберегающих технологий и энергоэффективная форма малоэтажного экодома
  • Тема 10 Архитектура устойчивого развития – «экологический небоскреб»
  • Тема 11 Экогород, развитие представлений и современные концепции
  • Тема 12 Экогород – реализованные проекты и концептуальные проектные предложения
  • Тема 13 Перспективные концепции и проекты экозданий
  • Тема 14 Концепции зданий, устойчивых к техногенным и природным катастрофам
  • Тема 15 Адаптивная архитектура
Основная литература
  • Устойчивое развитие поселений и урбанизированных территорий: учебное пособие / Е. В. Щербина, Д. Н. Власов, Н. В. Данилина; под ред. Е. В. Щербины. Москва: Изд-во Московского строительного университета, 2016. - 124 с.
  • Возобновляемые источники энергии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Б. Алхасов - М.: Издательский дом МЭИ, 2016. 238 с.
  • Вершинин В.Л. Экология города [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Л. Вершинин. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2014. - 88 c.
  • Проблемы «зеленой» архитектуры и устойчивого развития городов: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора архитектуры, профессора, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации Валерия Анатольевича Нефёдова (1949–2017); СПбГАСУ. – СПб, 2018. – 219 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doc.spbgasu.ru/nauka/2018/sbornik_problemy_zelenoj_arhitek.pdf
Дополнительная литература
  • Коротич А. В. Актуальные проблемы современной концептуальной архитектуры России. / А. В. Коротич // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2012. № 1. С. 49–53.
  • Бадьин Г.М. Строительство и реконструкция малоэтажного энергоэффективного дома. Издательство BHV, 2020 г.
  • Береговой, А.М. Энергоэкономичные и энергоактивные здания в архитектурно-строительном проектировании: учебное пособие [Электронный ресурс]: Пенза: ЭБС АСВ, 2012. 204 c. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23107.htm