Архитектурная типология зданий и сооружений

Иноземцева Татьяна Александровна

Портфолио преподавателя

Описание: Научная дисциплина, изучающая принципы формирования типов зданий с учетом их основных характеристик и особенностей. Рассматривается функционально-планировочная организация зданий различного назначения, классификация и нормативная база проектирования гражданских зданий, особенности формирования архетипов и типов жилых и общественных зданий. Тенденции и перспективы развития архитектурного проектирования жилых и общественных зданий.

Количество кредитов: 5

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 15
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Творческий экзамен - экзаменационный билет включает два теоретических вопроса по разделам дисциплины и одно творческое задание - выполнение эскизного чертежа.

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Изучение основных типов зданий, тенденций их развития, развить логическое понимание нормативных, технологических и функциональных требований, вооружить студента знаниями, необходимыми ему для практической работы в процессе архитектурного проектирования.
Задача
  • раскрыть особенности социально-функциональной организации жилых и общественных зданий;
  • дать характеристику основным архитектурно-планировочным признакам различных типов зданий;
  • ознакомить с общепринятой классификацией и нормативной базой жилых и общественных зданий;
  • определить тенденции и перспектив совершенствования типов производственных, жилых и общественных зданий в соответствии с перспективами развития производства, производственных сил и производственных отношений, прогрессивными процессами в организации общественного культурно-бытового обслуживания;
Результат обучения: знание и понимание
  • владеть навыками сбора информации, анализа типологического решения и понимание норм проектирования;
  • понимать и анализировать сложные взаимосвязи – функциональных, социальных, композиционных, на основе типологических особенностей, с учетом современных норм,
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • использовать полученные знания (типологические и функционально-технологические особенности, унификация и стандартизация, нормирования и др.) для самостоятельного проектирования жилых и общественных зданий;
Результат обучения: формирование суждений
  • разрабатывать индивидуальное архитектурно-планировочные решение объекта, давать критическую оценку проектным решениям архитектурных объектов в практике проектирования.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • обосновывать архитектурно-планировочные решения проектируемых объектов, демонстрировать техническую грамотность, вести диалог на профессиональном уровне.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Дисциплина способствует пониманию и анализу сложных взаимосвязей – функциональных, социальных, композиционных, на основе типологических особенностей, с учетом современных норм, унификации, закладывает основы для изучения и создания самостоятельных проектных решений.
Методы преподавания

технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения;

технологии учебно-исследовательской деятельности;

информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Композиционно-планировочный анализ архитектурного объекта 0-100
Функционально-планировочный анализ жилой ячейки
Послойный анализ фасада архитектурного объекта
Послойное построение фасада архитектурного объекта
Контрольные комбинированные тесты 1
2  рейтинг Лестнично-лифтовой узел 0-100
Архетипы общественных зданий
Контрольные комбинированные тесты 2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Практические работы Работа выполнена в полном объеме (90-100%), без ошибок с соблюдением необходимой последовательности действий; таблицы, рисунки, чертежи, выполнены аккуратно; анализ выполнен без ошибок. В работе студент демонстрирует связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. Работа выполнена в объеме 70-89% . Выполнены требования к оценке «отлично», но допущены 2-3 недочета, которые обучающийся может исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. В работе не прослеживаются связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. Работа выполнена не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. Обучающийся правильно понимает сущность задания, но имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов Выполненный объем работы в объеме менее 50% не позволяет достичь правильных результатов. Работа демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями дисциплины; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Контрольная работа (комбинированные тесты) 90-100% правильных ответов. ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов. 70-89% правильных ответов. Допускается не более трех недочетов. 50-69% правильных ответов. Допускается не более четырех-пяти недочетов 0-49% правильных ответов Количество недочетов более пяти.
Экзамен Обучающийся полностью, верно, логично и последовательно излагает материал, демонстрирует системные теоретические знания, свободно владеет терминологией, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, сопровождает излагаемый материал грамотно построенными схемами и чертежами, зарисовками. Быстро реагирует на уточняющие вопросы. Обучающийся правильно, логично и последовательно излагает материал, демонстрирует хорошие теоретические знания, выводы и обобщения, приводит примеры, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. Сопровождает излагаемый материал грамотно построенными схемами. В ответе на дополнительные вопросы допускает неточности, исправленные обучающимся с помощью преподавателя. Обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение терминологией, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Затрудняется проиллюстрировать излагаемый материал схемами и зарисовками. Обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем. Неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответом на них. Не может прокомментировать материал с помощью схем или зарисовок.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Архитектурная типология как конструктивно-теоретическое знание и инструмент оперативной проектной деятельности
  • Социально-функциональные модели жилого образования
  • Классификация жилища
  • Типологические особенности и основы проектирования безлифтовых квартирных домов
  • Типология и основы проектирования многоэтажных жилых домов
  • Архитектурно-типологические особенности композиции жилого дома
  • Эволюция типов общественных зданий и их классификация
  • Здания для образования, воспитания и подготовки кадров
  • Здания для предприятий торговли и бытового обслуживания
  • Архитектура и методика проектирования зрелищных зданий
  • Здания и сооружения для здравоохранения
  • Спортивные здания и сооружения
  • Паркинги
  • Транспортные здания и сооружения, предназначенные непосредственно для обслуживания населения
  • Архитектурная типология производственных зданий
Основная литература
  • 1. KAZGOR. Проекты. – Алматы: Издательство «Basbaqan, 2019 – 368 с.
  • 2. Лисициан М.В., Федяева Н.А. Пронин Е.С. Архитектурное проектирование жилых зданий. – Стереотип. изд. - М.: «Архитектура -С», 2016. – 592 с.
  • 3. СП РК 3.02-101-2012 Здания жилые многоквартирные (действующие на 2022 г.)
  • 4. СП РК 3.02-107-2014.Общественные здания и сооружения (действующие на 2022 г.)
  • 5. СП РК 3.02-120-2012Культурно-зрелищные учреждения (действующие на 2022 г.)
  • 6. СП РК 3.02-122-2012 Предприятия розничной торговли (действующие на 2022 г.)
  • 7. СП РК 3.03-105-2014 Стоянки автомобилей (действующие на 2022 г.)
  • 8. СП РК 3.02-118-2013 Закрытые спортивные залы (действующие на 2022 г.)
  • 9. СП РК 3.02-111-2012 Общеобразовательные организации (действующие на 2022 г.)
Дополнительная литература
  • 10. Адамович В.В., Бархин Б.Г. и др. Архитектурное проектирование общественных зданий: Учеб. для вузов. – М.: Стройиздат, 2007. – 543 с.
  • 11. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб. пособие. – М.: Архитектура-С, 2006.-280с.
  • 12. Молчанов В.М. Теоретические основы проектирования жилых зданий: Учеб.пособие.-Ростов н/Д: Феникс, 2003.-240с.
  • 13. Молчанов В.М. Основы архитектурного проектирования: социально-функциональные аспекты. Учеб. пособие.-Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  • 14. Архитектурная типология зданий и сооружений: Учеб. для вузов: /. Змеул С.Г., Маханько Б.А. Издание стереотипное. — М.: Архитектура-С,. 2004.— 240 с., ил.