Цветоведение

Гурская Оксана Евгеньевна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Рассмотрены основные теоретические аспекты цветоведения физические факторы, психологическое и физиологическое воздействие цвета окружающей природной среды, проблемы цветовой гармонизации и целенаправленного использования возможностей цвета как средства художественной выразительности в изобразительном искусстве и архитектурном дизайне.

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Рисунок 1

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge
Praktische Arbeiten 45
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Творческий экзамен. Цветовой эскиз по заданным критериям.

Komponente: Компонент по выбору

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Изучение основ цветовой композиции, формировании у студента целостного знания о цвете, выработать способность к колористическому мышлению в процессе проектной деятельности, обладать навыками применения этих знаний в решении колористических задач в проектировании, композиции, живописи, развития художественного вкуса и творческого мышления.
Задача
  • Задачи изучения дисциплины: изучить физические факторы, определяющие восприятие цвета, физические характеристики и параметры цвета; использования феномена цвета как мощного средства создания функционального комфорта и художественной выразительности архитектурной среды и как одного из важнейших изобразительных средств в пластических видах искусства; анализа исходных данных и формирования материала для колористического решения проекта целостной архитектурной среды.
Результат обучения: знание и понимание
  • Ознакомиться с понятиями цветоведения как науки, понимать культурно-исторические цветовые традиции и предпочтения, проблемы цветовой гармонизации;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Понимать роли цвета в архитектуре и градостроительстве;
  • Предлагать проектную идею (концепцию) и последовательно развивать ее в ходе разработки архитектурного решения, обеспечивать в проекте гармоничное нахождение и взаимодействие цветовых масс.
  • Владеть основами колористики; основами психологии цвета, его восприятия в зависимости от культурных и исторических традиций;
Результат обучения: формирование суждений
  • Интерпретировать решения и практические рекомендации для создания колористического решения проекта архитектурного экстерьера и интерьера;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Иллюстрировать профессиональные способности в формировании и обсуждении авторских проектов со специалистами направлений, в которых практическая деятельность связана с использованием цвета;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Использовать фундаментальные и новейшие достижения в архитектуре и искусстве; способность формировать авторское творческое мышление.
Lehrmethoden

Информационно-коммуникационные технологии; архитектурно - художественные и исследовательские технологии.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Цветовой эскиз. 0-100
Цвет и физиология; Эскиз.
Комплексный эскиз.
2  Bewertung Цветовой эскиз. 0-100
Цветовая культура. Эскиз.
Комплексный эскиз.
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Практические занятия 1.Гармоническая цветопередача по заданным параметрам ограниченной или полноцветной палитры цветового спектра. Навыки работы с освоенным материалом (краски, кисти, бумага). Знать основные характеристики цвета. спектра 2. Понимать и Использование ассоциативных качеств цвета в знаковых цветовых системах. 3.Показывать аккуратность выполнения работы, понимать практическое задание как целостную композиционную систему цвета, формы и масштаба красочной поверхности, их сочетаний. 1. Отдельные элементы цветовой композиции сочетаются друг с другом, присутствуют элементы, незначительно нарушающие общую цветовую гармонию. 2.В работе применены приемы цветового формообразования не в полной мере, но целостность композиции сформирована. 3.Художественный и цветовой образ присутствует, но выражен недостаточно гармонично. 5.Работа(цветовая композиция) выполнена хорошо, с использованием необходимых инструментов и материалов. 1. Отдельные элементы цветовой композиции не органично сочетаются друг с другом, общая гармония цветовой композиции немного нарушена. 2.В работе использованы приемы цветового формообразования не в полной мере, целостность композиции нарушена незначительно. 3. Художественный цветовой образ отсутствует, но присутствуют элементы эстетики, это не сильно вредит общему восприятию работы. 5.Качество работы (цветовой композиции) удовлетворительное. 1.Отсутствие гармонии в цветовой композиции. Отдельные элементы цветопередачи в композиции не сочетаются друг с другом. 2.В работе не применяются изучаемые приемы формообразования с использованием гармоничных цветовых сочетаний. 3.Полноцветный художественный образ отсутствует, в работе нет формы и цвета эстетики, что сильно вредит общему восприятию работы. 5.Качество исполненной работы (цветовой композиции) не соответствует требованиям дисциплины .
творческий экзамен(цветовая композиции) Работа выполнена в срок и завершена. Цветовая Композиция гармонична, элементы формы и цвета соподчинены и органично сочетаются друг с другом. Цветовая Композиция выражает определенный художественный образ, эстетична и исполнена на высшем уровне качества Студент целесообразно применил приемы и навыки полученные при изучении дисциплины при решении задачи экзамена. Работа выполнена в срок, возможно не завершена в полной мере по цветовой гамме, но недостатки в работе очень незначительны. Цветовая Композиция работы в большей мере гармонична по цветопередаче, элементы сочетаются друг с другом. Композиция работы выражает художественный образ, эстетична и исполнена на хорошем уровне качества. Студент в большей мере целесообразно Работа выполнена в срок, возможно не завершена в полной мере, недостатки в работе значительны. Композиция работы не гармонична, сочетание элементов незначительно нарушено. Композиция работы подразумевает художественный образ, и исполнена на удовлетворительном уровне качества. Студент в большей мере целесообразно применил приемы и навыки полученные при изучении дисциплины при решении задачи экзамена Работа не завершена, недостатки в решении цветопередачи значительны. Цветовая композиция не гармонична, сочетание элементов формы и цвета сильно нарушено. Композиция работы не содержит художественный образ, и ее качество цветового исполнения неудовлетворительно. Студент не целесообразно применил приемы и навыки полученные при изучении дисциплины цветоведения при решении задачи экзамена
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы практических занятий
  • Физические факторы, создающие феномен восприятия цвета; Влияние источников света на восприятие цвета.
  • Цветовой спектр; Цветовой круг как основа графического изображения системы цветов; Законы смешения цветов.
  • Основные характеристики цвета; Систематика и классификация цветов; Цветовые системы; Цветовые атласы.
  • Колориметрический способ описания цветов; Цветовые координатные системы (ЦКС); Модели электронных цветовых пространств.
  • Психофизиологические свойства цвета
  • Цветовые ассоциации и цветовые предпочтения; Цвет как индикатор стиля и эстетической ориентации общества.
  • Феномен цветовой культуры; Символика цвета; Использование ассоциативных качеств цвета в знаковых цветовых системах.
  • Цветовая композиция; Цветовая гармония, колорит, цветовая гамма.
  • Основные принципы теории цветовой гармонии и типология цветовой гармонизации.
  • Анализ исходных данных и формирование материала для эскизного проекта колористического решения архитектурного экстерьера.
Основная литература
  • Ефимов А. Колористика города. - М.: Стройиздат, 2018
  • Жабинский В.Н., Винтова А.В. Рисунок: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2018
  • Иоханнес Иттен. Искусство цвета. – М.: Д.Арапов, 2020
  • Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение. Учеб. Пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2022
Дополнительная литература
  • Шашлов А., Чуркин А. Метрология цвета. Компьютерра, 2009
  • Медведев В.Ю. Цветоведение. Колористика: учеб. пособие (курс лекций). – СПб: ИПЦ СПГУТД, 2005
  • Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986
  • Агонсон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. – М.: Мир, 1982
  • Фрилинг Г Ауэр К. Человек – цвет – пространство. – М.: Стройиздат, 1973
  • Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. – М.: Мир, 1964
  • Гете И.В. К учению о цвете (хроматика). Иоганн Вольфганг Гете. Избранные сочинения по естествознанию. – Л.: АН СССР, 1957
  • Теория цвета. Аs media.ru