Архитектурное материаловедение
Описание: Дисциплина рассматривает основы строительного материаловедения: взаимосвязь состава, структуры и свойств материалов, их классификацию и маркировку, функциональные, эксплуатационные свойства и области применения. Дает важное понимание о взаимосвязи состава, структуры и свойств материалов. Обучает методам определения физико-механических свойств строительных материалов, оценивать результаты.
Количество кредитов: 3
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 15 |
| Практические работы | |
| Лабораторные работы | 15 |
| СРОП | 15 |
| СРО | 45 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля | Форма проведения итогового контроля: в компьютерном классе |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Цели изучения дисциплины Является подготовка высококвалифицированных бакалавров, хорошо знающих науку о строительных материалах и изделиях. Теоретические и практические сведения о каждом материале, его специфику качественных характеристик; особенности и свойства материалов; технологию прогрессивных изделий при максимальной экономии рациональном использовании сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов.
Задача
- - освоение номенклатуры строительных материалов; состав, строение, структуру и строительно-технические свойства материалов и факторы, влияющие на эти свойства; основы технологии передела материалов в процессе строительства, принцип управления качеством материалов и получаемых из них изделий и конструкций на различных этапах строительства, обеспечение техники безопасности и ненарушение экологии при работе с материалами; поведение и стойкость материалов при эксплуатации в различных условиях, а также способы сохранения и восстановления свойств материалов, позволяющие увеличить срок работоспособности сооружения; - приобретение навыков рационально выбрать материал для различных сооружений, обосновано принять характеристики выбранного материала в качестве исходных для расчетов и проектирования конструкций из этого материала; определить основные строительно-технические характеристики материалов путем их испытаний; осуществлять правильное транспортирование и хранение материалов; осуществлять контроль, оценку и прогноз состояния материала в эксплуатируемых конструкциях и сооружениях; представление о способах получения материала, сырье для его изготовления, технологических схемах и процессах получения, физико-химических процессах протекающих при изготовлении материалов; -изучение возможности и порядке замены одного материала другим, без снижения эксплуатационных характеристик; о перспективах совершенствования и модификации материала при его промышленном изготовлении или при технологическом переделе в процессе строительства.
Результат обучения: знание и понимание
- Знание номенклатуры строительных материалов; состав, строение, структуру и строительно-технические свойства материалов и факторы, влияющие на эти свойства; основы технологии передела материалов в процессе строительства, принцип управления качеством материалов и получаемых из них изделий и конструкций на различных этапах строительства, обеспечение техники безопасности и ненарушение экологии при работе с материалами; поведение и стойкость материалов при эксплуатации в различных условиях, а также способы сохранения и восстановления свойств материалов, позволяющие увеличить срок работоспособности сооружения
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Умение рационально выбрать материал для различных сооружений, обосновано принять характеристики выбранного материала в качестве исходных для расчетов и проектирования конструкций из этого материала; определить основные строительно-технические характеристики материалов путем их испытаний; осуществлять правильное транспортирование и хранение материалов; осуществлять контроль, оценку и прогноз состояния материала в эксплуатируемых конструкциях и сооружениях
Результат обучения: формирование суждений
- Формирование представления о способах получения материала, сырье для его изготовления, технологических схемах и процессах получения, физико-химических процессах протекающих при изготовлении материалов; о возможности и порядке замены одного материала другим, без снижения эксплуатационных характеристик; о перспективах совершенствования и модификации материала при его промышленном изготовлении или при технологическом переделе в процессе строительства.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Владение основными производственными отношениями и принципами управления с учетом технических, финансовых и психологических факторов
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- - приобретение навыков рационально выбрать материал для различных сооружений, обосновано принять характеристики выбранного материала в качестве исходных для расчетов и проектирования конструкций из этого материала; определить основные строительно-технические характеристики материалов путем их испытаний; осуществлять правильное транспортирование и хранение материалов; осуществлять контроль, оценку и прогноз состояния материала в эксплуатируемых конструкциях и сооружениях
Методы преподавания
Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные технологии: аудиторные занятия и самостоятельная работа студентов. Лекционный курс представлен в мультимедийной форме. При изложении лекционного материала в начале и при завершении лекции используется мотивационная речь. В лекции-презентации используется текстовая, аудио и видеоинформация, графики, таблицы и т.п. Лабораторные занятия проводятся в лаборатории, оснащенной современным оборудованием определения физико-механических свойств строительных материалов.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Защита лекции по темам 1-2 | 0-100 |
| Защита лабораторных работ: 1.Основные свойства строительных материалов 2.Изучение и описание коллекции горных пород и минералов | ||
| Защита лекции по темам 3-4 | ||
| Защита лабораторных работ: 3.Испытание песка для тяжелого бетона 4.Испытание щебня (гравия) 5.Определение марки строительного кирпича и соответствие кирпича требованиям ГОСТ | ||
| Защита лекции по темам 5-6 | ||
| Рубежный контроль - тест | ||
| 2 рейтинг | Защита лекции по темам-7-8 | 0-100 |
| Защита лабораторных работ: 6.Изучение свойств важнейших стеновых и отделочных керамических материалов (по коллекциям) 7.номенклатуры изделий из минеральных и стекольного расплавов (по коллекциям) | ||
| Защита лекции по темам 9-11 | ||
| Защита лабораторных работ: 8.Определение нормальной густоты, сроков схватывания и марки строительного гипса 9.Испытание портландцемента: определение нормальной густоты удельной поверхности, марки 10.Определение состава тяжелого бетона: предварительные расчеты, пробный замес | ||
| Защита лекции по темам 12-15 | ||
| Рубежный контроль 2- тест | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
| Собеседование по контроль- ным вопросам | демонстрирует си- стемные теоретиче- ские знания, владеет терминологией, ло- гично и последова- тельно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, | делает аргументиро- ванные выводы и обобщения, приво- дит примеры, пока- зывает свободное владение монологи- ческой речью, но при этом делает несуще- ственные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции препода- вателем | демонстрирует неглу- бокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформиро- ванные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргумен- тированные выводы |
| По лабораторным работам | выполнил лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. | выполнил требова- ния к оценке «5», но допущены 2-3 недо- чета. Ответ обучаю- щегося на вопросы удовлетворяет ос- новным требованиям к ответу на 5, но дан без применения зна- ний в новой ситуа- ции, без использова- ния связей с ранее изученным материа- лом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практиче- ской работы, что поз- воляет получить пра- вильные результаты и выводы; в ходе прове- дения работы были допущены ошибки. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части ра- бот не позволяет сде- лать правильных выво- дов. |
| По тестам | показывает си- стемные теоретиче- ские знания, владеет терминологией, ло- гично и последова- тельно объясняет сущность явлений и процессов, на вопросы отвечает правильно | Отвечает на вопросы, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции препода- вателем | демонстрирует неглу бокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, на вопросы отвечает слабо | Ответы на вопросы не правильные демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформиро- ванные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргумен- тированные выводы |
| По Экзамену | демонстрирует си- стемные теоретиче- ские знания, владеет терминологией, ло- гично и последова- тельно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, | делает аргументиро- ванные выводы и обобщения, приво- дит примеры, пока- зывает свободное владение монологи- ческой речью, но при этом делает несуще- ственные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции препода- вателем | демонстрирует неглу- бокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформиро- ванные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргумен- тированные выводы |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Вводная лекция
- Основные свойства материалов
- Природные каменные материалы Классификация горных пород Породообразующие минералы Каменные материалы из изверженных горных пород Каменные материалы из осадочных горных пород Каменные материалы из метаморфических пород Разработка месторождений и обработка каменных материалов Свойства и классификация природных каменных материалов Виды природных каменных материалов и применение их в строительстве Защита каменных материалов Значение каменных материалов в строительстве
- Керамические изделия Основные сведения Сырье для производства керамических изделий Классификация керамических изделий Производство, свойства и применение керамических изделий Перспективы развития производства керамических строительных изделий
- Стекло и изделия из стекла
- Металлы и металлические изделия Черные металлы Цветные металлы и сплавы Коррозия металлов и защита от нее Металлические изделия
- Неорганические вяжущие вещества Краткий исторический очерк Классификация вяжущих веществ Воздушные вяжущие вещества Гипсовые вяжущие вещества Ангидритовые вяжущие вещества Магнезиальные вяжущие вещества Кислотоупорные цементы Строительная воздушная известь Жидкое стекло Изделия на основе воздушных вяжущих веществ
- Бетон и Железобетон Основные сведения о бетоне Классификация бетонов Материалы для тяжёлого бетона Основные свойства бетонной смеси и бетона Проектирование состава бетона Приготовление и транспортирование бетонной смеси Укладка и уплотнение бетонной смеси, уход за бетоном и контроль его качества Особые свойства бетона Специальные виды тяжёлых бетонов Легкие бетоны Ячеистые бетоны Классификация и номенклатура железобетонных изделий Производство железобетонных изделий Принципиальные технологические схемы производства Армирование железобетонных изделий
- Строительные растворы Общие сведения о строительных растворах Общие свойства строительных растворов Растворы для каменных кладок Отделочные растворы Специальные растворы Приготовление растворов
- Асбестоцементные материалы и изделия
- Материалы и изделия из древесины
- Органические вяжущие вещества
- Пластические массы и полимеры Общие сведения Полимеры
- Теплоизоляционные и акустические материалы и изделия
- Лакокрасочные материалы
Основная литература
- 1. 1. Руднов В. С. [и др.] . Строительные материалы и изделия : учеб. пособие; под общ. ред. доц., канд. техн.наук И. К. Доманской /. — Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2018. - 203, [1] с.ISBN 978-5-7996-2352-4 2. Баранов Е.В. Технология строительной керамики : учебное пособие / Баранов Е.В., Шелковникова Т.И., Усачев А.М.. — Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 80 c 3. Башкатов, Н.Н. Минеральные воздушные вяжущие вещества : учеб. пособие /Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2018. — 148 с.4. 4. Баженов Ю. М. Технология бетона: Учеб. пособие: Изд-во АСВ, 2012 -528стр. 5. Леонид Шуляков, Виктор Основин Строительные материалы и изделия. Учебное пособие,Litres, 20 апр. 2021 г.
Дополнительная литература
- 6. Салимбаева З.Н, Хайруллина А.А.. Строительные материалы 1. Методические указания к практическим и лабораторным занятиям, СРС, СРСП по дисциплине «Строительные материалы 1» для студентов строительных и других специальностей всех форм обучения / ВКГТУ. – Усть-Каменогорск, 2012. - 120 с. 7. Салимбаева З.Н. Құрылыс материалдар. Құрылыс және басқа мамандығының құрылыс материалдар курсын оқитын студенттерге барлық оку түріне зертханалық және тәжірибелік жұмыстары, СӨЖ,СОӨЖ жүргізуге арналған әдістемелік нұсқау/ Салимбаева З.Н, А.А Хайруллина./ ШҚМТУ. Өскемен, 2014 – 116 бет. 8. http:// www.rifsm.ru/ – «Строительные материалы». 9. http://www.stroymat21.ru – Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 10. http://www.mat-vest.ru/ - информационный ресурс о строительных материалах. 11. http://www/beton.ru/-портал Бетон.ру 12. https://www.egfntd.kz/