Архитектурное проектирование III

Феоктистова Елена Александровна

Портфолио преподавателя

Описание: Осваиваются принципы градостроительного проектирования малых поселений, изучаются особенности архитектурно-планировочной и функциональной организации сельских населенных мест с учетом комплекса социально-экономических, экологических и эстетических факторов в современных условиях развития общества, приобретаются практические навыки функциональной и архитектурно-композиционной организации поселка.

Количество кредитов: 7

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции
Практические работы 75
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 105
курсовой проект
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Экзамен проводиться в форме комплексной защиты с представлением графических материалов, пояснительной записки и макета. Оценивается содержание и подача доклада, ответы на вопросы экзаменационной комиссии.

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • освоение специфики и методики градостроительного проектирования малого населённого места. В процессе курсового архитектурного проектирования студенту необходимо научится проводить градостроительный предпроектный анализ территории, определять социально-функциональную программу жизнедеятельности поселения и выполнить генеральный план поселка на 2,0 – 2,2 тыс. жителей.
Задача
  • изучить нормативную и методическую литературу по градостроительному проектированию малых населенных мест;
  • провести анализ природно-климатических и ландшафтных факторов и определить территорию под застройку;
  • определить социально-функциональную программу жизнедеятельности поселения в современных социально-экономических условиях;
  • освоить методику градостроительного проектирования;
  • разработать генеральный план поселка на 2,0 – 2,2 тысячи жителей с тремя типами жилой застройки (секционной, блокированной и усадебной) на основе комплексного решения вопросов архитектурно-пространственной композиции, функционального зонирования, организации системы обслуживания населения, транспортного и пешеходного движения, озеленения, благоустройства и инженерного оборудования с целью создания максимально благоприятных условий для жизни, быта и отдыха жителей.
Результат обучения: знание и понимание
  • понимать ключевые архитектурные понятия и термины в области проектирования малых населенных мест;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • находить и использовать нормативные требования к проектированию малых населенных мест;
  • описывать и применять приемы застройки малых населенных мест при формировании поселка;
  • разрабатывать социально-функциональную программу проектирования поселка с учетом плотности населения, демографического состава, градостроительной ситуации, транспортно-пешеходных связей;
  • проектировать генплан поселка на стадии эскизного архитектурного проекта;
  • выполнять расчет ТЭП генплана;
Результат обучения: формирование суждений
  • самостоятельно проводить анализ аналогов сельских поселений;
  • владеть методикой градостроительного проектирования поселка;
  • использовать отечественный и зарубежный опыт проектирования сельских населенных мест в современной практике;
  • самостоятельно решать архитектурно-планировочные, функциональные и композиционные задачи по проектированию поселка;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • обсуждать результаты профессиональной работы по проектированию малых населенных мест с учетом не только технических требований, но и на основе общечеловеческих ценностей и экологического мировоззрения.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • анализировать природно-ландшафтные факторы для целей градостроительного проектирования малого населенного места.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: теоретические вводные обзоры применительно к практическим заданиям, направленные на решение конкретных задач в рамках курсового проектирования. Используются видеопрезентации и методический раздаточный материал. Каждый студент разрабатывает индивидуальный творческий проект, консультируя каждый этап выполнения с преподавателем.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Практическая работа: Предпроектный анализ территории 0-100
Практическая работа: Анализ аналогов
Практическая работа: Работа с нормативной литературой
Практическая работа: Эскиз-идея (аппликация)
Практическая работа: Эскиз генплана М 1:2000
Практическая работа: Эскизный макет
2  рейтинг Практическая работа: Конспект (Виншу) 0-100
Практическая работа: Транспортная структура поселка (профили улиц)
Практическая работа: Система культурно-бытового обслуживания
Практическая работа: Генплан в компьютерной графике
Практическая работа: Схемы (функционального зонирования, транспортно-пешеходных связей, озеленения)
Практическая работа: Развертки, перспектива
Практическая работа: Пояснительная записка
Практическая работа: Компоновка
Практическая работа: Макет
Итоговый контроль экзамен, курсовой проект 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Экзамен проводиться в форме комплексной защиты с представлением графических материалов, пояснительной записки и макета. Оценивается содержание и подача доклада, ответы на 5 вопросов экзаменационной комиссии. - Доклад изложен в логической последовательности, доступно, с грамотным использованием профессиональных терминов. Все вопросы раскрыты полностью. - Время для доклада соблюдено. - На все 5 вопросов даны полные, правильные ответы. - Пояснительная записка разработана и оформлена в соответствии с требованиями, в полном объеме. Пройден антиплагиат не менее 80%. - Доклад изложен с небольшими нарушениями логической последовательности, доступно, с грамотным использованием профессиональных терминов. Все вопросы раскрыты полностью. - Время для доклада соблюдено либо превышено на 10%. - Допускается на один из вопросов дать неправильный ответ, либо на два вопроса - неполные ответы. - Пояснительная записка разработана в соответствии с требованиями, в объеме не менее 70% . Пройден антиплагиат не менее 70%. - Доклад изложен без логической последовательности, доступно, с грамотным использованием профессиональных терминов. Часть вопросов, но не более 50%, раскрыты не полностью. - Время для доклада соблюдено либо превышено на 20%. - Допускается на два вопроса дать неправильный ответ, либо на три вопроса - неполные ответы. - Пояснительная записка разработана в соответствии с требованиями, в полном объеме не менее 50%, Пройден антиплагиат не менее 60%. - Доклад изложен без логической последовательности, Профессиональные термины использованы не верно. Более 50% вопросов раскрыты не полностью. - Время для доклада превышено на 30%. - На три вопроса дан неправильный ответ, либо на четыре вопроса - неполные ответы. - Пояснительная записка не соответствует требованиям, выполнена в объеме менее 50%. Пройден антиплагиат менее 60%.
Курсовой проект 1. Состав и тема курсового проекта полностью соответствует заданию. Степень проработки элементов проекта и их согласование с преподавателем от 90 до 100%. 2. Все элементы проекта выполнены грамотно, в соответствии с нормативными требованиями и рекомендациями. Комплексно, рационально и креативно решены вопросы градостроительного проектирования поселка. 3. Архитектурно-композиционное решение генерального плана разработано в гармоничной взаимосвязи с природным ландшафтом. Среда поселка отражает типологические особенности архитектуры сельских поселений. 4. Графическая подача проекта выполнена в едином стиле, на высоком или хорошем архитектурно-художественном уровне. 1. Состав и тема курсового проекта полностью соответствует заданию. Степень проработки элементов проекта и их согласование с преподавателем от 70 до 89%. 2. Проект выполнялся в соответствии с нормативными требованиями. Допускаются незначительные нарушения 2-3-х нормативных требований, легко устранимых при незначительной корректировке проекта. Возможно, недостаточно рационально решены отдельные вопросы градопланирования. 3.Архитектурно-композиционное решение генерального плана может характеризоваться более формализованным подходом. Среда поселка недостаточно полно отражает типологические особенности архитектуры сельских поселений. 4. Допускается графическая подача проекта с использованием разных стилевых приемов, не затрудняющих восприятие проекта, на хорошем архитектурно-художественном уровне. 1. Тема курсового проекта полностью соответствует заданию. Степень проработки элементов проекта и их согласование с преподавателем от 50 до 69%. 2. Проект выполнялся в соответствии с нормативными требованиями. Допускаются незначительные нарушения 2-3-х нормативных требований, легко устранимых при незначительной корректировке проекта. Возможно, недостаточно рационально решены все вопросы градостроительного проектирования. 3.Архитектурно-композиционное решение генерального плана частично либо формально взаимосвязано с природным ландшафтом. Среда поселка частично отражает особенности сельской архитектуры. 4. Допускается графическая подача проекта на удовлетворительном архитектурно-художественном уровне. 1.Тема курсового проекта не соответствует заданию. Степень проработки элементов проекта и их согласование с преподавателем менее 50%. 2. Проект выполнен со значительными нарушениями нормативных требований, неустранимых при корректировке и требующих кардинальной перепланировки поселка. Нерационально решены вопросы градостроительного проектирования. 3.Архитектурно-композиционное решение генерального плана не учитывает природный ландшафт. Среда поселка не соответствует типологическим особенностям сельской архитектуры. 4. Графическая подача проекта выполнена на неудовлетворительном архитектурно-художественном уровне. 5. Проект полностью либо частично содержит элементы плагиата.
Практическая работа - выполнение работы в срок и в объеме от 90 до 100% в соответствии с заданием; - все задания выполнены грамотно; - эстетика оформления работы на высоком или хорошем уровне; - творчески используются ранее полученные навыки и знания. - выполнение работы в срок и в объеме от 70 до 89% в соответствии с заданием; - все задания выполнены грамотно, но могут содержать незначительные ошибки, легко устранимые при корректировке; - эстетика оформления работы на хорошем уровне; - ранее полученные навыки и знания используются без творческой интерпретации, применены стандартные решения. - выполнение работы не в срок и в объеме от 50 до 69% в соответствии с заданием; - некоторые задания выполнены не верно (но не более 50%), могут содержать ошибки, устранимые при корректировке; - эстетика оформления работы на удовлетворительном уровне; - ранее полученные навыки и знания используются без творческой интерпретации, применены стандартные и типовые решения. - выполнение работы в не срок и в объеме менее 50%; - работа не соответствует заданию; - более 50% задания выполнено неверно; - эстетика оформления работы на неудовлетворительном уровне; - работа содержит элементы плагиата; - полученные ранее навыки и знания не используются.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы практических занятий
  • Вводная лекция «Поселок»
  • Предпроектные исследования
  • Архитектурно-планировочная и функциональная структура сельских поселений
  • Композиция генплана
  • Инфраструктура поселка
  • «Заполнение каркаса»: размещение и формирование трех типов жилой застройки с уточнением площади участков, приемов блокировки и расположения домов
  • Размещение объектов КБО в планировочной структуре
  • Архитектурно-планировочная композиция центра села
  • Размещение объектов КБО в планировочной структуре
  • Приемы графической подачи генерального плана поселка
  • Транспортная система поселка
  • Компоновка всех проектных материалов, доработка в компьютерной графике
  • Демонстрационный макет генплана поселка
  • Архитектурно-пространственная структура и образ поселения
  • Оформление курсового проекта (включая пояснительную записку), подготовка к подаче и защите
Основная литература
  • Градостроительство и планировка населенных мест / под ред. Конокотина Н.Г. – М.: Колос С, 2012. – 398 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science.totalarch.com/book/2375.rar
  • Ястребова И.М. Методические указания по выполнению курсового проекта «Поселок» по дисциплине «Архитектурное проектирование»/И.М.Ястребова– М.: МАРХИ, 2013. –28 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://marhi.ru/sveden/files/Metod_posobie_poselok_070301.pdf
  • Рябкова Е.Б. Поселок: методические указания к курсовому проекту по архитектурному проектированию для студентов специальности «Архитектура» / сост. Е. Б. Рябкова. – Хабаровск : Тихоокеан. гос. ун-та, 2012. – 48 с. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pnu.edu.ru/media/filer_public/53/d8/53d89241-27e7-4f53-b6d1-347b74be45fe/31.pdf
Дополнительная литература
  • Архитектурная организация сельской среды / В. А. Новиков. - М.: Архитектура-С, 2006
  • Кудиненко А.Д. Планировка и застройка сельских населенных мест: Учеб.пособие для архит.спец.вузов / А.Д.Кудиненко. – Минск: Высш.шк. 1984. – 125 с
  • Архитектура российского села. Региональный аспект: учеб.пособие/ Л.В.Хихлуха. – М.: Архитектура-С, 2005. – 204 с.
  • Нойферт Э. Строительное проектирование/ Э.Нойферт. - М.: Архитектура-С, 2009.
  • Иконников А.В. Основы градостроительства и планировки сельских населенных мест: Учебник / А.В.Иконников, В.В. Артеменко, Г.И. Искрыжицкий. – М.: Высшая школа, 1982.
  • Маханько Б.А. Архитектурно-планировочная структура общественных центров сельских поселков/ Б.А.Маханько, С.Б. Моисеева, А.С. Плотникова. – М.: Стройиздат, 1982.
  • Васильев М.Е. Зеленая архитектура села/ М.Е.Васильев. – Алма-Ата: Кайнар, 1983. – 208 с.
  • Виншу И.А. Архитектурно-планировочная организация сельских населенных пунктов/ И.А.Виншу. – М.: Стройиздат, 1986.
  • СП РК 3.01-101-2013 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов»
  • СП РК 3.02-101-2012 "Здания жилые многоквартирные"
  • электронный журнал «Градостроительство»/ http://gosstroy-vniintpi.ru/grado.htm;
  • электронный журнал «Архитектурный вестник»/ http://archvestnik.ru/;
  • международный электронный научный журнал «Архитектура, градостроительство и дизайн» http://aud-journal.com/index.php/ru/