Архитектурная композиция

Борисова Татьяна Михайловна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Дисциплина направлена на изучение свойств объемно-пространственных форм, их сочетаний на основе определенных закономерностей, развитие чувства соразмерности и гармонии при восприятии архитектуры.

Betrag der Credits: 5

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge
Praktische Arbeiten 45
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Творческий экзамен (выполнение композиционного задания )

Komponente: Компонент по выбору

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Целью курса “Архитектурная композиция” является изучение основных законов построения архитектурной композиции и применение этих знаний при решении профессиональных задач.
Задача
  • - освоение основных законов построения объемно-пространственных форм; - приобретение навыков формообразования в ходе выполнения ряда практических заданий -исследование композиционных закономерностей на примерах памятников архитектуры - использование практических навыков построения форм в архитектурном проектировании
Результат обучения: знание и понимание
  • 1. Знание и понимание основных законов формообразования, законов построения и организации объемно-пространственной структуры.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • 1. Применение знаний композиционного построения формы в проектировании объектов архитектурно-градостроительной среды.
Результат обучения: формирование суждений
  • 1. Критические замечания и профессиональная оценка композиционных качеств архитектурного объекта.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • 1.Способность к реализации эстетической привлекательности объектов архитектуры 2. Способности в исследовании архитектурных объектов с использованием метода композиционного анализа, в проектировании объектов на основе знания законов композиции.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • 1. Способности в самостоятельном проведении композиционного анализа архитектурно-пространственных структур и , архитектурно-градостроительных ансамблей.
Lehrmethoden

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: -применение специальных активных форм обучения –беседы, демонстрация и обсуждение иллюстраций(слайдов) и наглядных пособий, мозговой штурм (выработка вариантных решений); -построение сценариев развития различных ситуаций с заданными условиями; - самостоятельное исследование студентов в процессе обучения; -решение учебных задач.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Практическая работа 1. Основные объективные свойства объемно-пространственных форм. 0-100
Практическая работа 2. Симметрия-асимметрия.
Практическая работа 3. Ритм и метр.
2  Bewertung Практическая работа 4. Пропорции. 0-100
Практическая работа 5. Организация пространства открытого типа.
Практическая работа 6. Организация пространства .
Практическая работа 7. Тектоника.
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
практические работы 1.Гармония в работе (композиции/макете). Отдельные элементы композиции/макета органично сочетаются друг с другом. 2.Разнообразие применяемых приемов в работе формирует целостную композицию. 3.Присутствует и ярко выражен художественный образ работы(композиции/макета) 5.Работа(композиция/макет) выполнена на высоком уровне, качественно, с использованием необходимых инструментов и материалов. 1. Отдельные элементы композиции/макета сочетаются друг с другом, присутствуют элементы незначительно нарушающие общую гармонию. 2.В работе применены приемы формообразования не в полной мере, но целостность композиции сформирована. 3.Художественный образ присутствует,но выражен недостаточно ярко. 5.Работа(композиция/макет) выполнена хорошо, с использованием необходимых инструментов и материалов. 1. Отдельные элементы композиции/макета не органично сочетаются друг с другом, общая гармония композиции/макета немного нарушена. 2.В работе применены приемы формообразования не в полной мере, целостность композиции нарушена незначительно. 3. Художественный образ отсутствует,но присутствуют элементы эстетики, это не сильно вредит общему восприятию работы. 5.Качество работы (композиции/макета) удовлетворительное. 1.Отсутствие гармонии в композиции/макете. Отдельные элементы композиции/макета не сочетаются друг с другом. 2.В работе не применяются изучаемые приемы формообразования . 3.Художественный образ отсутствует,в работе нет эстетики,что сильно вредит общему восприятию работы. 5.Качество исполненной работы (композиции/макета) не соответствует требованиям дисциплины .
экзамен Работа выполнена самостоятельно по регламенту. В работе в полной мере демонстрируются знания формообразования, законов построения и организации объемно-пространственной композиции .Качество выполненной работы на высоком уровне,работа эстетически привлекательна,гармонична,полностью отвечает поставленной задаче. Работа выполнена самостоятельно по регламенту. В работе демонстрируются знания формообразования, законов построения и организации объемно-пространственной композиции, возможны незначительные ошибки,не влияющие на общее решение работы. .Качество выполненной работы хорошее ,работа эстетична,гармонична,по своей сути отвечает поставленной задаче. Работа выполнена самостоятельно по регламенту, возможно работа имеет незавершенный вид но отражает решение поставленной задачи. В работе демонстрируются знания формообразования, законов построения и организации объемно-пространственной композиции, возможны ошибки,влияющие на общее решение работы. Качество выполненной работы удовлетворительное ,по своей сути отвечает поставленной задаче. Работа выполнена не самостоятельно,регламент нарушен. В работе не демонстрируются знания формообразования, законов построения и организации объемно-пространственной композиции, возможны значительные ошибки в решении. .Качество выполненной работы неудовлетворительное,работа не эстетична, не гармонична,по своей сути не отвечает поставленной задаче.
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы практических занятий
  • Плоскость, объем, пространство. Практическое задание «Организация плоскости».
  • Основные объективные свойства объемно-пространственных форм. Сравнительный анализ. Макет.
  • Три вида композиции. Сопоставление видов композиции. Основные представления о фронтальной, объемной, глубинно-пространственной композиции. Макет.
  • Симметрия-асимметрия. Изучение основных видов симметрии. Аппликация.
  • Виды симметрии. Фронтальная композиция с использованием одного из видов симметрии. Эскизный макет.
  • Выполнение макета фронтальной композиции с использование одного из видов симметрии. Чистовой макет.
  • Ритм и метр. Выполнение фронтальной композиции с применением ритмических и метрических рядов. Эскиз, поиск идеи. Графика и макет.
  • Ритм и метр. Выполнение фронтальной композиции с применением ритмических и метрических рядов.
  • Пропорции. Пропорциональные ряды. Изучение основных пропорциональных закономерностей в искусстве и природе. Выполнение объемной композиции с использованием пропорциональных рядов. Эскиз, макет
  • Пропорции Выполнение макета объемной композиции.
  • Организация пространства открытого типа. Глубинно-пространственная композиция. Выполнение. Выполнение эскизного макета.
  • Тема 12 Организация пространства открытого типа. Глубинно-пространственная композиция. Выполнение задания в макете.
  • Организация пространства открытого типа. Организация объемно-пространственной структуры. Связь формы с плоскостью основания.
  • Тектоника. Макет объемно-пространственной формы.
Основная литература
  • 1 Александр Степанов, Михаил Туркус. Объемно-пространственная композиция в архитектуре. Издательство: Архитектура-С, 2012. 2. Потаев, Г.А. Композиция в архитектуре и градостроительстве [Электронный ресурс]: Учебное пособие/Потаев Г. А. - М.: Форум, НИЦ ИНФРАМ, 2015. - 304 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/478698. - 3. Теория формообразования в изобразительном искусстве : учебник / В.Г. Власов. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2017. – 264 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. http://znanium.com/bookread2. php?book=1001460.html
Дополнительная литература
  • 4. Г.Л. Леденева Теория архитектурной композиции. ТГТУ, 2010. 5. Н. А. Рочегова, Е. В. Барчугова. Основы архитектурной композиции. Курс виртуального моделирования. Издательство:Академия, 2010. 6. А Степанов, В Малыгин, Г. Иванов и др. Объемно-пространственная композиция,: М, "Архитектура-С" 2004. 7.Курило Л.В., Смирнова Е.В. История архитектурных стилей: Учебник Российская международная академия туризма, 2011 http://www.iprbookshop.ru/14281.html 8. Иконников А., Степанов Г., “Основы архитектурной композиции”. - М: Искусство, 1981. 9.. Араухо И. “Основы композиции”. - М.: Высшая школа, 1982. 10. Ю.С. Лебедев Архитектурная бионика. Стройиздат, М., 1990. -269с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://books.totalarch.com/architectural_bionics