Архитектурная физика 2

Амирханов Мухтархан Солтанулы

Портфолио преподавателя

Описание: Включает несколько направлений: 1. Основы архитектурной акустики. 2. Основы светотехники. Первое направление рассматривает взаимодействие человека и звуковых волн внутри помещений. Исследует условия, обеспечивающие хорошую слышимость речи и музыки в помещениях. А так же рассматривает вопросы звукоизоляции помещений, защиту от внешних шумов и вопросы снижения шума. Второе направление дает представление о распределении в помещении естественного света, о влиянии на освещенность формы, типа, размеров свето-проемов и отделки внутренних поверхностей помещения, а также о затемняющем действии застройки и зависимости времени инсоляции зданий от планировки внутриквартальных пространств и ориентации.

Количество кредитов: 6

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции
Практические работы
Лабораторные работы 60
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Творческий экзамен. Экзаменационный билет включает два теоретических вопроса по разделам дисциплины и одно расчетное задание.

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Рассмотреть основные понятия о формировании светового и акустического проектирования в городских пространствах и интерьерах зданий. Изучить акустические и светотехнические методы расчетов.
Задача
  • нахождение взаимосвязи физических параметров и факторов, определяющих качество архитектуры: комфортность городских пространств и интерьеров зданий, их выразительность, надежность и экономическую эффективность проектных решений;
  • получение навыков расчета акустики залов различного назначения, объема и формы;
  • получение навыков расчета инсоляции помещений.
Результат обучения: знание и понимание
  • описывать основные законы архитектурной физики в области естественного освещения, инсоляции, защиты от шума и архитектурной акустики.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • выбирать оптимальные проектные решения для обеспечения комфортной среды жизнедеятельности человека.
Результат обучения: формирование суждений
  • иметь суждение об архитектурной светологии, и строительной акустики.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • обсуждать теоретические вопросы, обмениваться своими суждениями с другими, искать решения выявленных проблем в ходе выполнения работ;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • выполнять светотехнические расчеты тремя методами: методом коэффициента использования светового потока, методом удельной мощности и точечным методом.
  • проводить анализ данных по выполненным расчетом и оформлять разделы проектов «энергоэффективность», «естественное освещение и инсоляция», «защита от шума».
Методы преподавания

исследовательские методы обучения;

коллективная система обучения (КСО);

информационно-коммуникационные технологии;

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Выполнение презентации по разделу звук 0-100
Выполнение презентации по разделу акустика
Контрольная работа 1
Контрольная работа 2
Рейтинговый тест 1
Лабораторная работа 1. Геометрическая акустика.
Лабораторная работа 2. Звукопоглощение.
Лабораторная работа 3. Реверберация звука в помещении.
2  рейтинг Выполнение презентации по разделу светотехника 0-100
Контрольная работа 3
Рейтинговый тест 2
Лабораторная работа 4. Расчет естественного освещения помещений.
Лабораторная работа 5. Искусственное освещение помещений.
Лабораторная работа 6. Определение продолжительности инсоляции жилых помещений.
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Контроль выполнения и проверка отчетности по лабораторным работам (оценка за лабораторную работу складывается из оценки за выполнение работы и оценки за защиту) 90-100 % правильных ответов обучающийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления. Во время защиты при ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин 70-89% правильных ответов обучающийся выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Во время защиты при ответе на вопр осы ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или небольшой помощью преподавателя. 50-69% правильных ответов работа выполнена не полностью, но объем выполненной ее части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки, Во время защиты при ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, но ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов. 0-49% правильных ответов работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения производились неправильно;етов Во время защиты при ответе на вопросы не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лабораторных занятий
  • Введение в раздел "Архитектурная акустика"
  • Место архитектурной акустики в градостроительстве и проектировании зданий различного назначения
  • Акустика в древние времена
  • Современное акустическое проектирование концертных залов и театров
  • Понятие звука
  • Интерференция, дифракция и рефракция звука
  • Акустические процессы в закрытых помещениях, звуковое поле помещения
  • Требования к звуковому полю помещения
  • Реверберация звука в помещении
  • Введение в раздел "Архитектурная светология"
  • Световой климат
  • Естественное освещение
  • Свет солнца в архитектуре
  • Искусственный свет в архитектуре
  • Цвет в архитектуре
Основная литература
  • Архитектурная физика: Учебник для вузов: Спец. «Архитектура» / В. К. Лицкевич, Л. И. Макриненко, И. В. Мигалина и др.; Под редакцией Н. В. Оболенского. — Москва : «Архитектура-С», 2007. — 448 с., ил.
  • Основы строительной физики: Учебник для вузов по специальности "Архитектура" / Н. М. Гусев. - Москва: Стройиздат, 1975. - 440 с. : ил.; 22 см.
  • Естественное освещение зданий/ Н. М. Гусев, чл.-кор. Акад. строительства и архитектуры СССР. - Москва: Госстройиздат, 1961. - 171 с., 5 отд. л. граф.: ил.; 27 см.
  • Светотехника: учебное пособие / М. Ю. Дёмина ; Сыкт. лесн. ин-т. — Сыктывкар : СЛИ, 2016. — 116 с.
  • Свет в архитектуре и градостроительстве: Учебное пособие / Корниенко С. В.; Издательство Волгоградский государственный технический университет, 2018.-114 с.
  • ГОСТ 26602.4-2012. Блоки оконные и дверные. Метод определения общего коэффициента пропускания света.
Дополнительная литература
  • Звукоизоляция ограждающих конструкций жилых и общественных зданий: учебно-методические указания к курсовой расчетно-графической работе / А.А. Климухин. — М.: МАРХИ, 2011. — 52 с.
  • Расчет и проектирование естественного освещения помещений: учебное пособие / И.В.Мигалина, Н.И.Щепетков. — М.: МАРХИ, 2013. — 72 с.
  • Введение в теорию цвета / Р. М. Ивенс. — Москва: Издательство «Мир», 1964. — 442 с., ил.
  • Архитектурная и строительная физика: учеб. пособие / А.Н. Шихов,Д.А. Шихов; ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, - Пермь: Изд-во: ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2013. – 377 с.
  • Проектирование акустики зрительных залов: учебно-методические указания к курсовой расчетно-графической работе / А.А. Климухин, Е.Г. Киселева. — М.: МАРХИ, 2012. — 56 с.
  • СП РК 2.04-104-2012. «Естественное и искусственное освещение»
  • СН РК 4.04-04-2019 «Наружное электрическое освещение городов, поселков и сельских населенных пунктов»