Дифференциальные и интегральные уравнения
Описание: В курсе изучаются теоретические и практические вопросы из следующих разделов: устойчивость по Ляпунову, уравнения в частных производных первого порядка, ряды и интегралы Фурье, интегральные уравнения Вольтерра и Федгольма, задача Штурма-Лиувилля.
Количество кредитов: 5
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 45 |
| Практические работы | 45 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 30 |
| СРО | 30 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- освоение теории и приложение их к решению дифференциальных и интегральных уравнений, систем дифференциальных уравнений и исследование вопросов устойчивости решений дифференциальных уравнений, овладение методами решения дифференциальных уравнений и интегральных уравнений
Задача
- формирование современных теоретических знаний в области обыкновенных дифференциальных уравнений и практических навыков в решении и исследовании основных типов обыкновенных дифференциальных уравнений и их систем.
- - обучение студентов основным методам решения обыкновенных дифференциальных и интегральных уравнений и использованию их при математическом моделировании физических, биологических и других процессов.
- - обучение фундаментальным методам современной количественной и качественной теории дифференциальных уравнений как средства математического моделирования.
Результат обучения: знание и понимание
- Знать определения, формулы и свойства основных понятий теории дифференциальных и интегральных уравнений, а также методы их решения, составляющих математические модели прикладных задач технологических процессов с применением теории сравнения величин.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Знания, полученные при изучении дисциплины «Дифференциальные и интегральные уравнения» успешно применять при решении прикладных задач, в составлении математических моделей различных задач и в сравнительном анализе данных .
Результат обучения: формирование суждений
- Формировать навыки принятия решений организационного и технологического характера в условиях неопределенностей с помощью математических методов.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Владеть базовыми знаниями в области дифференциальных и интегральных уравнений, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления для развития ключевых компетенции
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Уметь осуществлять систематизированный сбор научно-технической информации, анализ отечественного и зарубежного опыта по математике для проведения исследовательских работ. Способность корректно и компактно представить знания в области профессии в математической форме с использованием элементов теории дифференциальных и интегральных уравнений.
Методы преподавания
1. Информационно – коммуникационная технология; Технология развития критического мышления; Проектная технология; Технология интегрированного обучения; Технологии уровневой дифференциации; Групповые технологии; Традиционные технологии(лекционное, практическое занятия)
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Самостоятельная работа №1 по теме "Особые точки и положения равновесия. Устойчивость" | 0-100 |
| Самостоятельная работа №2 по теме "Простейшие уравнения в частных производных" | ||
| Опрос №1 | ||
| Рубежный контроль 1 | ||
| 2 рейтинг | Самостоятельная работа №3 по теме "Интеrральные уравнения Вольтерра" | 0-100 |
| Самостоятельная работа №4 по теме "Интеrральные уравнения Фредrольма" | ||
| Опрос №2 | ||
| Рубежный контроль 2 | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Понятие устойчивости по Ляпунову и асимптотической устойчивости решений систем обыкновенных дифференциальных уравнений
- Устойчивость линейной системы обыкновенных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами
- Классификация точек покоя однородной линейной системы двух обыкновенных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами
- Исследование на устойчивость по первому приближению
- Функция Ляпунова
- Первые интегралы системы обыкновенных дифференциальных уравнений
- Уравнения в частных производных первого порядка
- Линейное однородное дифференциальное уравнение в частных производных первого порядка и соответствующая система обыкновенных дифференциальных уравнений характеристик
- Общее решение и задача Коши для линейного однородного и квазилинейного дифференциального уравнения в частных производных первого порядка
- Линейные операторы в линейном нормированном пространстве
- Существование оператора, сопряжённого к интегральному оператору с непрерывным ядром
- Итерированные ядра
- Принцип сжатых отображений
- Задача Штурма-Лиувилля
- Метрические и линейные нормированные пространства
- Ряды Фурье по ортогональным и ортонормированным системам
- Метод средних арифметических (метод Фейера) суммируемости тригонометрических рядов Фурье
- Комплексная форма тригонометрического ряда Фурье
- Максимальная система характеристических чисел и соответствующая ортонормированная система собственных функций
- Преобразование Фурье и его простейшие свойства
- Элементы теории обобщённых функций
- Краевые задачи
Основная литература
- 1 Фихтенгольц Г.М. Курс дифференциального и интегрального исчисления. М., 2009. Т1,2 2 Бухарова Т.И., Камынин В.Л., Костин А.Б., Ткаченко Д.С. Курс лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2011. 3. Волков В. Т., Ягола А. Г.Интегральные уравнения. вариационное исчисление.(курс лекций) 4. Краснов М.Л., Киселев А.И., Макаренко Г.И. Интегральные уравнения (задачи и упражнения). − М.: Наука, 1976. 5.Мутанов Г.М.,.Хисамиев Н.Г, Тыныбекова С.Д.. Проблемно-ориентированный курс дифференциальных уравнений для студентов технических вузов.-Усть-Каменогорск, 2008. 6. Васильева А.Б., Тихонов А.Н.. Интегральные уравнения.–М.:ФИЗМАТЛИТ, 2002. 7. Демидович Б.П. Сборник задач и упражнений по математическому анализу: учебное пособие.-М.:Астрель-АСТ,2005. 8. Васильева А.Б., Медведев Г.Н., Тихонов А.Н.. Дифференциальные и интегральные уравнения, вариационное исчисление в примерах и задачах. –М.:ФИЗМАТЛИТ,2005. 9.Никольский С.М. Курс математического анализа. Главная редакция физико-математической литературы изд-ва «Наука», 2013. 10. Филиппов А.Ф. Сборник задач по дифференциальным уравнениям. − Наука, 1979., 11. Бояркин Г.Н, Степанов В.Н, Рыженко Л. С., Ряды Фурье, преобразования Фурье, интеграл Фурье, Омск,2003