Дифференциальные и интегральные уравнения

Мукашева Роза Урумкановна

Портфолио преподавателя

Описание: В курсе изучаются теоретические и практические вопросы из следующих разделов: устойчивость по Ляпунову, уравнения в частных производных первого порядка, ряды и интегралы Фурье, интегральные уравнения Вольтерра и Федгольма, задача Штурма-Лиувилля.

Количество кредитов: 5

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 45
Практические работы 45
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 30
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • освоение теории и приложение их к решению дифференциальных и интегральных уравнений, систем дифференциальных уравнений и исследование вопросов устойчивости решений дифференциальных уравнений, овладение методами решения дифференциальных уравнений и интегральных уравнений
Задача
  • формирование современных теоретических знаний в области обыкновенных дифференциальных уравнений и практических навыков в решении и исследовании основных типов обыкновенных дифференциальных уравнений и их систем.
  • - обучение студентов основным методам решения обыкновенных дифференциальных и интегральных уравнений и использованию их при математическом моделировании физических, биологических и других процессов.
  • - обучение фундаментальным методам современной количественной и качественной теории дифференциальных уравнений как средства математического моделирования.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать определения, формулы и свойства основных понятий теории дифференциальных и интегральных уравнений, а также методы их решения, составляющих математические модели прикладных задач технологических процессов с применением теории сравнения величин.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Знания, полученные при изучении дисциплины «Дифференциальные и интегральные уравнения» успешно применять при решении прикладных задач, в составлении математических моделей различных задач и в сравнительном анализе данных .
Результат обучения: формирование суждений
  • Формировать навыки принятия решений организационного и технологического характера в условиях неопределенностей с помощью математических методов.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Владеть базовыми знаниями в области дифференциальных и интегральных уравнений, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления для развития ключевых компетенции
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Уметь осуществлять систематизированный сбор научно-технической информации, анализ отечественного и зарубежного опыта по математике для проведения исследовательских работ. Способность корректно и компактно представить знания в области профессии в математической форме с использованием элементов теории дифференциальных и интегральных уравнений.
Методы преподавания

1. Информационно – коммуникационная технология; Технология развития критического мышления; Проектная технология; Технология интегрированного обучения; Технологии уровневой дифференциации; Групповые технологии; Традиционные технологии(лекционное, практическое занятия)

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Самостоятельная работа №1 по теме "Особые точки и положения равновесия. Устойчивость" 0-100
Самостоятельная работа №2 по теме "Простейшие уравнения в частных производных"
Опрос №1
Рубежный контроль 1
2  рейтинг Самостоятельная работа №3 по теме "Интеrральные уравнения Вольтерра" 0-100
Самостоятельная работа №4 по теме "Интеrральные уравнения Фредrольма"
Опрос №2
Рубежный контроль 2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Понятие устойчивости по Ляпунову и асимптотической устойчивости решений систем обыкновенных дифференциальных уравнений
  • Устойчивость линейной системы обыкновенных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами
  • Классификация точек покоя однородной линейной системы двух обыкновенных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами
  • Исследование на устойчивость по первому приближению
  • Функция Ляпунова
  • Первые интегралы системы обыкновенных дифференциальных уравнений
  • Уравнения в частных производных первого порядка
  • Линейное однородное дифференциальное уравнение в частных производных первого порядка и соответствующая система обыкновенных дифференциальных уравнений характеристик
  • Общее решение и задача Коши для линейного однородного и квазилинейного дифференциального уравнения в частных производных первого порядка
  • Линейные операторы в линейном нормированном пространстве
  • Существование оператора, сопряжённого к интегральному оператору с непрерывным ядром
  • Итерированные ядра
  • Принцип сжатых отображений
  • Задача Штурма-Лиувилля
  • Метрические и линейные нормированные пространства
  • Ряды Фурье по ортогональным и ортонормированным системам
  • Метод средних арифметических (метод Фейера) суммируемости тригонометрических рядов Фурье
  • Комплексная форма тригонометрического ряда Фурье
  • Максимальная система характеристических чисел и соответствующая ортонормированная система собственных функций
  • Преобразование Фурье и его простейшие свойства
  • Элементы теории обобщённых функций
  • Краевые задачи
Основная литература
  • 1 Фихтенгольц Г.М. Курс дифференциального и интегрального исчисления. М., 2009. Т1,2 2 Бухарова Т.И., Камынин В.Л., Костин А.Б., Ткаченко Д.С. Курс лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2011. 3. Волков В. Т., Ягола А. Г.Интегральные уравнения. вариационное исчисление.(курс лекций) 4. Краснов М.Л., Киселев А.И., Макаренко Г.И. Интегральные уравнения (задачи и упражнения). − М.: Наука, 1976. 5.Мутанов Г.М.,.Хисамиев Н.Г, Тыныбекова С.Д.. Проблемно-ориентированный курс дифференциальных уравнений для студентов технических вузов.-Усть-Каменогорск, 2008. 6. Васильева А.Б., Тихонов А.Н.. Интегральные уравнения.–М.:ФИЗМАТЛИТ, 2002. 7. Демидович Б.П. Сборник задач и упражнений по математическому анализу: учебное пособие.-М.:Астрель-АСТ,2005. 8. Васильева А.Б., Медведев Г.Н., Тихонов А.Н.. Дифференциальные и интегральные уравнения, вариационное исчисление в примерах и задачах. –М.:ФИЗМАТЛИТ,2005. 9.Никольский С.М. Курс математического анализа. Главная редакция физико-математической литературы изд-ва «Наука», 2013. 10. Филиппов А.Ф. Сборник задач по дифференциальным уравнениям. − Наука, 1979., 11. Бояркин Г.Н, Степанов В.Н, Рыженко Л. С., Ряды Фурье, преобразования Фурье, интеграл Фурье, Омск,2003