Discrete Mathematics
Description: Discipline provides fundamental mathematical training for students, focused on the use of computer models in scientific and professional activities. Discipline also forms a mechanism for estimating the quantitative parameters of discrete models and configurations and includes the main sections: set theories, formal logical theories and Boolean functions, formalizing the concept of an algorithm based on Turing machines, introducing graph theory.
Amount of credits: 3
Course Workload:
| Types of classes | hours |
|---|---|
| Lectures | 30 |
| Practical works | 30 |
| Laboratory works | |
| SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) | 15 |
| SAW (Student autonomous work) | 15 |
| Form of final control | Exam |
| Final assessment method |
Component: University component
Cycle: Base disciplines
Goal
- Подготовка специалистов для проектирования архитектуры, элементов математического, информационного и программного обеспечения аппаратно-программных комплексов и систем и других видов проектно-конструкторской и проектно-технологической деятельности;. изучение основных методов дискретной математики для дальнейшего использования при решении задач анализа алгоритмов защиты информации.
Objective
- Приобретение студентами базовых знаний по теории графов, теории булевых функций, комбинаторике, теории алгоритмов и сложности вычислений.
- На практических занятиях необходимо развить навыки составления и анализа математических моделей несложных задач прикладного характера, связанных с будущей деятельностью инженера.
Learning outcome: knowledge and understanding
- обладать базовыми знаниями в области дискретной математики, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления;
- понимать фундаментальную основу современной математики и ее логическую структуру;
Learning outcome: applying knowledge and understanding
- применять современные математические методы при решении различных задач науки и техники, уметь оценивать надёжность и безопасность вычислительных систем и сетей;
- знать и уметь использовать математические модели, методы, информационные технологии в научных исследованиях и других видах деятельности;
Learning outcome: formation of judgments
- ставить новые научные задачи в области приложений математики к решению задач в профессиональной деятельности;
Learning outcome: communicative abilities
- способность работать индивидуально и в коллективе для проведения теоретических и прикладных научных исследований в области математики; международного сотрудничества в области математики и ее приложений;
Learning outcome: learning skills or learning abilities
- опираясь на понимание фундаментальных основ современной математики и ее логической структуры, студент должен быть способен к освоению специальных дисциплин и иметь навык самостоятельной работы.
Teaching methods
лекции и онлайн-лекции, практические занятия с применением слайдов и других средств мультимедиа, в частности, использование платформы Open edX. Интерактивные методики обеспечиваются решением индивидуальных задач студентами и коллективным обсуждением результатов и методов решения.
Topics of lectures
- Основные понятия теории множеств (в основном повторение): множества, способы задания, операции над множествами и их свойства, декартово (прямое) произведение
- Элементы комбинаторики
- Булевы функции
- Двойственные функции, принцип двойственности
- Монотонные функции
- Необходимость формализации логики
- Теория алгоритмов и сложность вычислений
- Разновидности машин Тьюринга: многоленточные, двухсторонние, с разными алфавитами
- Частично рекурсивные функции, совпадение с классом функций, вычислимых на машинах Тьюринга
- Другие формализации – алгорифмы Маркова, машины Шёнфилда, РАМ-машины и др
- Алгоритмически неразрешимые проблемы: проблема остановки, примеры из логики
- Сложность вычислений
- Теория графов
- Изоморфизм графов
- Простые экстремальные алгоритмы на графах: Дейкстры, Прима и Краскала
Key reading
- С.В. Яблонский Введение в дискретную математику.– М., Наука, 2019.
- С.В. Судоплатов, Е.В. Овчинникова Дискретная математика, Новосибирск, 2017.
- И.В. Латкин Дискретная математика с элементами математической логики. Усть-Каменогорск, ВКГТУ, 2016.
- Ф.А. Новиков Дискретная математика для программистов.–СПб: Питер, 2011.
- В.А. Емеличев и др. Лекции по теории графов.– М.: Наука. 2010.
- Г.П. Гаврилов, А.А. Сапоженко Задачи и упражнения по курсу дискретной математики.– М.: Наука, 2012.
- А.И. Мальцев Алгоритмы и рекурсивные функции.– М.: Наука, 2012.
- А.А. Зыков Основы теории графов.– М.: Наука. 2013.
- А.Е. Андреев и др. Дискретная математика: прикладные задачи и сложность алгоритмов. М.: Юрайт, 2019. – 317 с.
- В.Н. Крупский, В.Е. Плиско. Математическая логика и теория алгоритмов: Учебное пособие для студентов учреждений высшего проф. образования. М.: ИЦ Академия, 2013. – 416 с.
Further reading
- М.О. Асанов, В.А. Баранский, В.В. Расин Дискретная математика: графы, матроиды, алгоритмы. – Москва, Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2011.
- И.А. Лавров, Л.Л. Максимова. Задачи по теории множеств, математической логике и теории множеств. М.: Наука, 2015.
- А.С. Морозов, Н.Г. Хисамиев. Теория алгоритмов. ВКГТУ, 2014.
- И.В. Латкин Дискретная математика. – Методические указания и задания по выполнению контрольных работ заочной формы обучения. Усть-Каменогорск, ВКТУ, 2003.