Теоретические основы электротехники
Описание: Курс «Теоретические основы электротехники» занимает основное место среди общетехнических дисциплин, определяющих теоретический уровень профессиональной подготовки бакалавров. Дисциплина включает в себя применение электромагнитных явлений для создания, передачи и распределения электроэнергии, решение проблем электротехники, электротехнологии, передачи сигналов и информации.
Количество кредитов: 3
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 15 |
| Практические работы | 15 |
| Лабораторные работы | 15 |
| СРОП | 15 |
| СРО | 30 |
| Форма итогового контроля | |
| Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- изучение как с качественной, так и с количественной стороны установившихся процессов в линейных электрических цепях однофазного синусоидального и трехфазного тока. Этот курс, базирующийся на курсах физики и высшей математики, содержит общую теорию цепей и инженерные методы их расчета, анализа и синтеза. Он имеет исключительное значение для формирования научного кругозора специалистов по электроэнергетике, и на нем основываются все электроэнергетические дисциплины.
Задача
- состоит в усвоении современных методов анализа и расчета электрических цепей, знание которых необходимо для понимания и творческого решения инженерных проблем изучаемой специальности, в развитии представлений о методах применения теории и методологии курса в специальных дисциплинах.
Результат обучения: знание и понимание
- Знать электрические законы и методы анализа электрических и магнитных цепей, электрическую терминологию и символику
- Должны знать конструкцию, принцип действия, свойства, область применения основных элементов электрических цепей.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Уметь проводить расчеты по типовым методикам и уметь организовать включения электротехнических приборов, аппаратов, управления ими и контроля за их безопасной работой, практической работы
Результат обучения: формирование суждений
- Уметь организовать рабочие места, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда
Результат обучения: коммуникативные способности
- Иметь способность оперативно адаптировать основные законы дисциплины в профессиональной деятельности, применять современные информационные технологии, методы математического анализа и моделирования при выполнении лабораторных и экспериментальных исследований; – способность использовать фундаментальные и новейшие достижения в электротехнике; – способность находить организационно-управленческие решения в производственных ситуациях
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Усвоении современных методов анализа и расчета электрических цепей, знание которых необходимо для понимания и творческого решения инженерных проблем изучаемой специальности
Методы преподавания
В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | доклад- великие ученые электротехники | 0-100 |
| Расчетно-графическая работа (РГР 1) - Расчет разветвленной линейной электрической цепи постоянного тока с несколькими источниками электрической энергии. | ||
| Расчетно-графическая работа (РГР 2) - Расчет неразветвленной цепи синусоидального тока | ||
| Задачи СРСП – 4 шт – на разные методики расчета цепей | ||
| Самостоятельная работа | ||
| Рейтинг - тест | ||
| 2 рейтинг | Расчетно-графическая работа (РГР 3) - Расчет разветвленной цепи синусоидального тока. | 0-100 |
| Задачи СРСП – 4 шт – на разные методики расчета цепей | ||
| Расчетно-графическая работа (РГР 4) - Расчет трехфазной цепи. | ||
| Контрольная работа | ||
| Рейтинг- тест | ||
| Итоговый контроль | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение
- Основные понятия и законы теории цепей
- Электрические цепи постоянного тока
- Электрические цепи однофазного синусоидального тока
- Комплексный метод расчета электрических цепей при установившихся синусоидальных токах
- Резонанс и частотные характеристики
- Индуктивно-связанные цепи
- Трехфазные системы
Основная литература
- 1. Электротехника и электроника: Учебник для вузов. /Под ред. Б. И. Петленко. -М.: Академия, 2003. - 230 с. 2. Земляков В.Л., Электротехника и электроника: учебник [Электронный ресурс] / Земляков В.Л. - Ростов н/Д : Изд-во ЮФУ, 2008. 3. Лоторейчук, Евсей Александрович.Теоретические основы электротехники: учебник / Е. А. Лоторейчук, 2010. - 316 с. 4. Электротехника и электроника в экспериментах и упражнениях. Практикум. В 2-х т. /Под ред. Д. И. Панфилова. -М.: ДОДЭКА, 2000. - т. 2. - Электроника. - 288 с. 5. Демирчян К.С., Нейман Л.Р., Коровкин Н.В. Теоретические основы электротехники. - Учебник для вузов. 5-е изд. Т. 1 - СПб.: Питер, 2004 - 512 с.: ил. 6. Атабеков Г.И. Теоретические основы электротехники. Т. 1 - Учебник для вузов. - М. : Энергия, 2008 7. Башарин В.В. Теоретические основы электротехники. - Учебник для вузов. М.: Академия, 2004 – 304 с. 8. Линейные электрические цепи постоянного и однофазного синусоидальных токов. Конспект лекций по ТОЭ, часть 1/ Мустафина Р.М., Мустафина Г.М., Исенов С.С., Рахимбердинова Д.М., -Павлодар, НИЦ ПГУ, 2006 – 142 с.
Дополнительная литература
- 1 Линейные цепи однофазного синусоидального тока. Методические указания и контрольные задания по ТОЭ, Контрольная работа № 2/ Мустафина Р.М., Инсебаев Т.А., Дробинский А.В., Мустафина Г.М., – Павлодар, НИЦ ПГУ, 2003–31 с. 2 Линейные цепи постоянного тока. Методические указания и контрольные задания по ТОЭ. Контрольная работа № 1/ Мустафина Р.М., Инсебаев Т.А., Дробинский А.В., Мустафина Г.М., – Павлодар, НИЦ ПГУ, 2003–28 с 3 Линейные электрические цепи постоянного и однофазного синусоидальных токов. Конспект лекций по ТОЭ, часть 1/ Мустафина Р.М., Мустафина Г.М., Исенов С.С., Рахимбердинова Д.М., - Павлодар, НИЦ ПГУ, 2006 – 142 с. 4 Переходные процессы в линейных цепях с сосредоточенными параметрами. Методические указания и задания к расчетно-графической работе по ТОЭ/ Мустафина Р.М., Мустафина Г.М., Воликова М.П. – Павлодар, НИЦ ПГУ, 2003–29 с. 5 Переходные процессы. Методические указания и задания на контрольную работу по ТОЭ. Контрольная работа № 3/ Мустафина Р.М., Мустафина Г.М., Воликова М.П. – Павлодар, НИЦ ПГУ, 2003–69 с. 6 Расчет переходных процессов в линейных цепях с сосредоточенными параметрами. Методические указания к практическим занятиям по ТОЭ/ Мустафина Р.М., Исенов С.С., Мустафина Г.М., – Павлодар, НИЦ ПГУ, 2005–73 с. 7 Расчет линейных электрических цепей постоянного и однофазного синусоидального токов. Методические указания к практическим занятиям по ТОЭ/ Мустафина Р.М., Тастенов А.Д., Мустафина Г.М., Утегулова Д.Б., Пакиж О.Ю. - Павлодар, НИЦ ПГУ, 2006 – 98 с. 8 Расчет линейных электрических цепей трехфазного синусоидального и несинусоидального токов. Методические указания к практическим занятиям по ТОЭ/ Мустафина Р.М., Кислов А.П., Мустафина Г.М., Исенов С.С., - Павлодар, НИЦ ПГУ, 2006- 70 с. 9 Расчет линейных трехфазных цепей. Методические указания к расчетно-графической работе по ТОЭ/ Мустафина Р.М., Дробинский А.В., Мустафина Г.М., - Павлодар, НИЦ ПГУ, 2006 - 10 Теория линейных электрических цепей трехфазного синусоидального и несинусоидального токов. Конспект лекций по ТОЭ/ Утегулов Б.Б., Мустафина Р.М., Тастенов А.Д., Мустафина Г.М., Исенов С.С., - Павлодар, НИЦ ПГУ, 2006- 70 с. 11 Теория линейных и нелинейных цепей. Методические указания к лабораторным работам по ТОЭ/ Мустафина Р.М., Дробинский А.В., Глухова Н.И., – Павлодар, НИЦ ПГУ, 2005–53 с. 12 Учебно-методическое пособие. Линейные электрические цепи. Тестовые задания по ТОЭ, часть 1/ Мустафина Р.М., Исенов С.С., Мустафина Г.М., – Павлодар, НИЦ ПГУ, 2004–59 с. 13 Цепи постоянного тока. Методические указания и задания к расчетно-графической работе по ТОЭ/ Мустафина Р.М., Мустафина Г.М., Глухова Н.И. – Павлодар, НИЦ ПГУ, 2003–37 с. 14 Цепи однофазного синусоидального тока. Методические указания и задания к расчетно-графической работе по ТОЭ/ Мустафина Р.М., Мустафина Г.М., Глухова Н.И. – Павлодар, НИЦ ПГУ, 2003–31 с. 15 Мустафина Р.М., Оразова Г.О. и др. Теория линейных электрических цепей. Методические указания к лабораторным работам по теоретическим основам электротехники. Часть 1 – Изд-во «Кереку» ПГУ им. С.Торайгырова, 2008 - Павлодар, 75 с.