Предпринимательство и правовая среда бизнеса

Сидоренко Татьяна Викторовна

Портфолио преподавателя

Описание: Изучается организация предпринимательской деятельности в конкурентной среде, основные виды и организационные формы предпринимательства: бизнес-планирование, кадровое обеспечение, финансирование, риски предпринимательства; а также формируется у студентов комплексное представление о правовых основах бизнеса, его организационных и функциональных началах.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Социология

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля устный экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Обучение теоретическим основам и практическим навыкам организации предпринимательской деятельности предприятий в конкурентной среде, а также правовым основам предпринимательства
Задача
  • Осознание роли предпринимательской деятельности в развитии экономики страны; освоение методов и особенностей создания предприятий и их функционирования; выработка навыков эффективного управления материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами предприятий; управления рисками, связанными с предпринимательством и повышение конкурентоспособности фирмы, а также формирование и совершенствование общего представления о системе правовых знаний в сфере функционирования бизнеса на современном этапе
Результат обучения: знание и понимание
  • Уметь применять полученные знания для построения эффективной системы создания бизнеса, аргументировано решать проблемы; демонстрировать знания и понимание в области предпринимательства на предприятиях. Знать механизмы функционирования предприятий различных организационно-правовых форм; принимать эффективные решения при осуществлении практической деятельности. Знать и понимать сущность и содержание основных понятий и категорий, используемых в процессе правового регулирования бизнеса на современном этапе
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь эффективно управлять бизнес-процессами от создания до ликвидации предприятия. Грамотно оперировать юридическими понятиями и категориями в сфере правового регулирования бизнеса. Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы предпринимательского законодательства.
Результат обучения: формирование суждений
  • Уметь осуществлять сбор и интерпретацию теоретической информации и практики предпринимательства для выработки суждений с учётом социальных, экономических, научных и этических соображений. При разрешении конкретных правовых вопросов грамотно анализировать и сопоставлять нормы различных нормативно-правовых актов, и разрешать правовые коллизии используя методы правового мышления и суждения
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Сообщать информацию, идеи, проблемы и решения специалистам в области предпринимательства и заинтересованным лицам. Уметь использовать действующее законодательство, что позволит правильно принимать решения от выбора организационно-правовой формы предприятия до процесса его ликвидации. Понимать причины, условия и тенденции изменения правовой доктрины в сфере осуществления предпринимательской деятельности и правового регулирования бизнес-среды; участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Иметь навыки, необходимые для организации предпринимательства и продолжения образования с более высокой долей самостоятельности.
Методы преподавания

технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения;

технологии учебно-исследовательской деятельности;

коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы)

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Работа с НПА 0-100
Решение задач с использованием НПА
Решение задач с использованием НПА
Индивидуальное задание
Решение задач с использованием НПА
Решение задач с использованием НПА
Решение задач с использованием НПА
Тестирование
2  рейтинг Работа с НПА 0-100
Решение задач с использованием НПА
Решение задач с использованием НПА
Разработка и защита бизнес-проекта
Разработка и защита бизнес-проекта
Тестирование
Решение задач с использованием НПА
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Собеседование по контрольным вопросам демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем.
Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
экзамен (итоговый контроль) Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки. Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Предпринимательство
  • Правовые основы организации бизнеса
  • Создание, реорганизация и ликвидация субъектов бизнеса
  • Юридические лица
  • Государственный контроль и надзор в сфере предпринимательской деятельности
  • Разрешения (лицензирование) и уведомления
  • Договоры в предпринимательской деятельности
  • Правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности
  • Правовое регулирование налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности
  • Ответственность в сфере предпринимательской деятельности
  • Защита прав предпринимателей и разрешение споров
Основная литература
  • Конституция Республики Казахстан. Алматы: «ЮРИСТ», 2007. - 40 стр.
  • Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан»
  • Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V
  • Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V
  • Гражданский кодекс Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (Особенная часть)
  • Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года
  • Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»
  • Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V «О разрешениях и уведомлениях»
  • Закон Республики Казахстан от 4 июля 2013 года № 129-V «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан»
  • Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей»
  • Закон Республики Казахстан от 26 июля 1999 года № 456-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»
  • Смоленский, Михаил Борисович. Предпринимательское право для студентов вузов : учебное пособие / М. Б. Смоленский. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 123 с. - (Шпаргалка). - ISBN 5-222-04824-1 : 150 т., 153 т., 280.00 т.
Дополнительная литература
  • Гранатуров, Владимир Михайлович. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения : Учеб. пособие / В.М.Гранатуров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Дело и сервис, 2002. - 159 c. - Библиогр.: с. . - ISBN 5-8018-0060-3 : 780 т.
  • Токсанова, Айгуль Нурпеисовна. Основы предпринимательской деятельности : учебник / А. Н. Токсанова. - Астана : [б. и.], 2007. - 478 с. - ISBN 9965-32-278-3 : 2300 т.
  • Бухалков, Михаил Ильич. Внутрифирменное планирование : Учеб. для ВУЗов / М.И. Бухалков ; . - М. : Инфра-м, 2000. - 392 с. : ил. - Библиогр.: с386-389 . - ISBN 5-86225-915-5 : 305.00 т