Предпринимательство и правовая среда бизнеса
Описание: Изучается организация предпринимательской деятельности в конкурентной среде, основные виды и организационные формы предпринимательства: бизнес-планирование, кадровое обеспечение, финансирование, риски предпринимательства; а также формируется у студентов комплексное представление о правовых основах бизнеса, его организационных и функциональных началах.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Социология
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | устный экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Обучение теоретическим основам и практическим навыкам организации предпринимательской деятельности предприятий в конкурентной среде, а также правовым основам предпринимательства
Задача
- Осознание роли предпринимательской деятельности в развитии экономики страны; освоение методов и особенностей создания предприятий и их функционирования; выработка навыков эффективного управления материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами предприятий; управления рисками, связанными с предпринимательством и повышение конкурентоспособности фирмы, а также формирование и совершенствование общего представления о системе правовых знаний в сфере функционирования бизнеса на современном этапе
Результат обучения: знание и понимание
- Уметь применять полученные знания для построения эффективной системы создания бизнеса, аргументировано решать проблемы; демонстрировать знания и понимание в области предпринимательства на предприятиях. Знать механизмы функционирования предприятий различных организационно-правовых форм; принимать эффективные решения при осуществлении практической деятельности. Знать и понимать сущность и содержание основных понятий и категорий, используемых в процессе правового регулирования бизнеса на современном этапе
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Уметь эффективно управлять бизнес-процессами от создания до ликвидации предприятия. Грамотно оперировать юридическими понятиями и категориями в сфере правового регулирования бизнеса. Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы предпринимательского законодательства.
Результат обучения: формирование суждений
- Уметь осуществлять сбор и интерпретацию теоретической информации и практики предпринимательства для выработки суждений с учётом социальных, экономических, научных и этических соображений. При разрешении конкретных правовых вопросов грамотно анализировать и сопоставлять нормы различных нормативно-правовых актов, и разрешать правовые коллизии используя методы правового мышления и суждения
Результат обучения: коммуникативные способности
- Сообщать информацию, идеи, проблемы и решения специалистам в области предпринимательства и заинтересованным лицам. Уметь использовать действующее законодательство, что позволит правильно принимать решения от выбора организационно-правовой формы предприятия до процесса его ликвидации. Понимать причины, условия и тенденции изменения правовой доктрины в сфере осуществления предпринимательской деятельности и правового регулирования бизнес-среды; участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Иметь навыки, необходимые для организации предпринимательства и продолжения образования с более высокой долей самостоятельности.
Методы преподавания
технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения;
технологии учебно-исследовательской деятельности;
коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы)
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Работа с НПА | 0-100 |
Решение задач с использованием НПА | ||
Решение задач с использованием НПА | ||
Индивидуальное задание | ||
Решение задач с использованием НПА | ||
Решение задач с использованием НПА | ||
Решение задач с использованием НПА | ||
Тестирование | ||
2 рейтинг | Работа с НПА | 0-100 |
Решение задач с использованием НПА | ||
Решение задач с использованием НПА | ||
Разработка и защита бизнес-проекта | ||
Разработка и защита бизнес-проекта | ||
Тестирование | ||
Решение задач с использованием НПА | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Собеседование по контрольным вопросам | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. |
Работа на практических (семинарских) занятиях | выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
экзамен (итоговый контроль) | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. | Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки. | Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Предпринимательство
- Правовые основы организации бизнеса
- Создание, реорганизация и ликвидация субъектов бизнеса
- Юридические лица
- Государственный контроль и надзор в сфере предпринимательской деятельности
- Разрешения (лицензирование) и уведомления
- Договоры в предпринимательской деятельности
- Правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности
- Правовое регулирование налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности
- Ответственность в сфере предпринимательской деятельности
- Защита прав предпринимателей и разрешение споров
Основная литература
- Конституция Республики Казахстан. Алматы: «ЮРИСТ», 2007. - 40 стр.
- Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан»
- Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V
- Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V
- Гражданский кодекс Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (Особенная часть)
- Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года
- Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»
- Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V «О разрешениях и уведомлениях»
- Закон Республики Казахстан от 4 июля 2013 года № 129-V «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан»
- Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей»
- Закон Республики Казахстан от 26 июля 1999 года № 456-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»
- Смоленский, Михаил Борисович. Предпринимательское право для студентов вузов : учебное пособие / М. Б. Смоленский. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 123 с. - (Шпаргалка). - ISBN 5-222-04824-1 : 150 т., 153 т., 280.00 т.
Дополнительная литература
- Гранатуров, Владимир Михайлович. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения : Учеб. пособие / В.М.Гранатуров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Дело и сервис, 2002. - 159 c. - Библиогр.: с. . - ISBN 5-8018-0060-3 : 780 т.
- Токсанова, Айгуль Нурпеисовна. Основы предпринимательской деятельности : учебник / А. Н. Токсанова. - Астана : [б. и.], 2007. - 478 с. - ISBN 9965-32-278-3 : 2300 т.
- Бухалков, Михаил Ильич. Внутрифирменное планирование : Учеб. для ВУЗов / М.И. Бухалков ; . - М. : Инфра-м, 2000. - 392 с. : ил. - Библиогр.: с386-389 . - ISBN 5-86225-915-5 : 305.00 т