Политология
Beschreibung: Курс "Политология" изучает политическую систему общества. Затрагивая основные проблемы современной политической системы общества, курс позволяет осветить такие важные вопросы, как политика, правовая грамотность, взаимодействие общества и государства, власти и общества, дать общее представление о современной системе международных отношений.
Betrag der Credits: 2
Пререквизиты:
- Человек. Общество. Право. Школьный курс
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 15 |
Praktische Arbeiten | 15 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 15 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 15 |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle | письменный экзамен |
Komponente: Обязательный компонент
Zyklus: Общеобразовательные дисциплины
Цель
- 1. 1. Цель курса - сформировать у студентов систематизированные научные представления о предмете и методах политологии, эволюции политической мысли, закономерностях и тенденциях политического процесса; научить пользоваться информационными материалами, ориентироваться в политической действительности, выработать нормы политического мышления и поведения; 2.предоставить студентам необходимую сумму знаний, для творческого решения своих профессиональных проблем с учетом политических концепций и методов, 3. привить навыки политической культуры и помочь выработать гражданскую позицию.
Задача
- 1. 1. Задачи курса: -определить место политической науки в системе знаний об обществе, раскрыть специфику ее объекта исследования, предмета и методов; -изучить историю возникновения, важнейшие вехи эволюции политической мысли; -проанализировать основные политические учения и концепции; разобраться в таких основополагающих институтах, явлениях и проблемах современного общества, как власть, гражданское общество, правовое государство, политика, формы политической системы, политологические режимы, политическая культура. -сформировать представления о принципах, категориях политической науки, ее проблемах и ценностях; - определить факторы, способствующие политическому самовыражению личности, гуманизации политики; -сформировать умения анализировать особенности развития политического процесса и политической жизни народов и государств
Результат обучения: знание и понимание
- Обучение: знает основные понятия политологии, права человека и гражданина, имеет представление о гражданском обществе и правовом государстве, умеет отличить признаки законной и признаки экстремистской деятельности, имеет навык толерантного существования. Информация: владеет методикой анализа и оценки полученной информации. Компьютерные технологии: использует современные информационные образовательные технологии в работе и саморазвитии. Этика: умеет взаимодействовать с представителями разных гендеров, этносов и конфессий в соответствии с нормами этики и права. Знает нормы этики, права.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- -умеет реализовать права и свободы гражданина в различных сферах жизнедеятельности. -умеет взаимодействовать с гос.органами, -умеет взаимодействовать с представителями разных гендеров, этносов и конфессий в соответствии с нормами этики и права. -признает право каждого на политический и идеологический выбор; -аргументированно отстаивает свои политические идеалы и ценности, -участвует в формировании политической системы казахстанского общества как избиратель, -владеет политологической терминологией;
Результат обучения: формирование суждений
- - умеет выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты политического знания, - применяет их для обоснования решений, касающихся как повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности; - анализирует законодательные инициативы, - имеет навыки критического мышления;
Результат обучения: коммуникативные способности
- Общественная жизнь: активно участвуют в общественной жизни. Коммуникации и работа в команде. Умение работать в группе, знает, как организовать работу малой группы.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- - имеет навык самостоятельной работы с текстами, сайтами, поисковыми системами. - развит интерес к самообразованию.
Lehrmethoden
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | конспект лекций | 0-100 |
семинарская работа | ||
Коллоквиум и контрольная работа | ||
2 Bewertung | конспект лекций | 0-100 |
семинарская работа | ||
Коллоквиум и контрольная работа | ||
Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Предмет и метод политологии Общие и отличительные черты политической науки. Историческая логика познания политики и структура политического знания. Критерии дифференциации и систематизации политической науки. Система политических наук. Междисциплинарный характер изучения политических явлений.
- История развития политической мысли. Человечество всегда стремилось заглянуть в свое прошлое, чтобы глубже проникнуть в истоки современных процессов. Власть и государство, война и мир, господство и подчинение, взаимоотношения человека, общества и государства, возможность построения справедливого общества на земле — все это волновало человеческий ум на протяжении тысячелетий.
- Политические идеологии. Понятие “политической идеологии”. Основные подходы и трактовки политической идеологии (К.Мангейм, К.Маркс, В.Парето, Сорель, Ф.Уоткинс, Л.Седжент, С.Хантингтон). Функции политической идеологии. Концептуальнотеоретический, программно-политический и актуализированный уровни политической идеологии. Идеологизация, деидеологизация и реидеологизация политической жизни (Д.Белл, А.Арон, С.Липсет). Типы и виды идеологий. Особенности “целевых”, “частичных” и “глобальных” идеологий.
- Политическая власть и механизмы ее осуществления. Основные свойства и структура власти и властных отношений. Агенты и носители власти: властвующие и подвластные, управляющие и управляемые. Виды политической власти. Особенности публичной власти. Понятия об объеме, силе, характере, времени и местосвершении власти. Ресурсы политической власти и их виды. Функции политической власти. Способы и стили властвования в политическом пространстве. Средства и способы политического принуждения.
- Государство Отличительные черты и особенности государства как политического института. Генезис современной государственной организации. Исторические типы государства. Типы государств: правовое и социальное. Роль права в организации и функционировании государства.
- Политическая система и гражданское общество Понятие политической системы. Основные теоретические подходы к анализу политической системы.Компаративный анализ современных политических систем. Идея гражданского общества мыслителями прошлого и настоящего времени, но и знакомство с историческим опытом гражданского общества в нашей истории,
- Политические режимы. Понятие и характеристика политического режима. Политический режим как способ реализации государственных решений и система методов осуществления государственной власти. Отражение в политическом режиме состояния демократии, основных прав и свобод, уровня правовой культуры. Самокоррекция политического режима. Типы и особенности политических режимов
- Политическое лидерство. Политическая элита. Феномен политической элиты, разнообразные теории политической элиты и системамы их классификаций, особенности рекрутирования и функции политической элиты,рекрутирование элиты. Феномен политического лидерства, критерии политического лидерства, теории лидерства и системы классификаций лидеров, их функции,особенности современного политического лидерства
- Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения и организации. Политические партии как разновидность ассоциативных групп интересов. Понятия партогенеза и партиологии. Основные исторические формы партийной организации: группировки, клубы, массовые организации, партии-движения. Формы институционализации политических партий.Партийные системы: понятие и генезис. Группы интересов как медиаторы в политических отношениях государства и населения.Источники влияния, ресурсы и механизмы репрезентации групп интересов.Типология групп интересов. Лобби и группы давления.
- Политическая культура и политическая социализация. Сущность и понятие «политической культуры». Теоретические истоки формирования понятия политической культуры (И.Гердер). Типология политической культуры и субкультур. Критерии типологизации политической культуры.Понятие “политической социализации”. Основные теоретические трактовки политической социализации
- Выборы и избирательные системы. Выборы как центральный институт организации и функционирования политической власти в современных государствах.Типология избирательных систем, типы электорального поведения.
- Политические технологии. Общественное мнение в структуре политического сознания. Механизмы репрезентации общественного мнения и его коммуникации с институтами власти. Структура общественного мнения. Общественные настроения, их формы, способы и каналы воздействия на структуры власти. Информационная недостаточность и перенасыщенность общественного мнения. Эффективность общественного мнения. Респонсивность государства (чуткость к общественному мнению). Понятие «политической коммуникации». Место, роль, структура и уровни политических коммуникаций в системе власти. Циклы политической коммуникации. Политический дискурс. Коммуникаторы и реципиенты на информационном рынке. Государство и корпоративные коммуникаторы. СМИ как инструменты коммуникации государства и общества. Структура и функции СМИ. Способы и стили деятельности СМИ в политике. Особенности взаимодействия правительственных и независимых СМИ в борьбе за общественное мнение. Политический контроль в информационном пространстве. Особая роль современных электронных СМИ в различных политических процессах. Информационные стратегии и тактики государства в информационном пространстве политики. Политическая пропаганда и агитация. Информационная стратегия Publicrelations. Политическая реклама. Манипулятивные технологии в поле политики.
- Конфликтные и кризисные ситуации в политике. Конфликт – объективно-субъективное явление, состояние, реальность, присущие общественным отношениям. Тезис о всеобщей гармонии интересов – один из многочисленных мифов. Глубинная причина конфликтов в обществе – противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этно-конфессиональные, идеологические, культурные и др.) Пути и методы разрешения конфликтов, стадии и стратегии поведения в конфликте. Современные формы конфликтов.
- Политическая модернизация общества. Теория политической модернизации имеет важное значение в концепциях политического развития. политическая модернизация как понятие употребляется применительно к странам, которые осуществляют переход к индустриальному обществу, и одновременно с этим главным образом связывается с социальной мобилизацией и политическим участием, т.е. вовлеченностью всех членов общества в политический процесс на практике. В политической науке существует несколько подходов к выбору вариантов и путей модернизации. Следует обратить внимание на различие либерального и консервативного подходов.
- Мировая политика и современные международные отношения. Суверенный Казахстан в системе международных отношений. Понятие «мировой политики и международных отношений». Отличительные черты политических международных отношений. Субъекты и центры международных политических отношений. Международные конфликты и противоречия. Структура и динамика международных политических отношений. Отличительные особенности наций как политического актора. Понятия этноса и нации. Политгенез и этногенез. Связь социальных, этнических и религиозных факторов при формировании национального интереса. Роль культурных традиций. Разновидности национального интереса. Нация, государство и гражданское общество как субъекты национального интереса, этнополитика. Казахстанская внешнюю политику. Конструктивность, сбалансированность и многовекторность. Концептуальные основы политики РК.
Основная литература
- Основная литература 1.Политология: учебное пособие/ Под ред. Нысанбаева А.Н., Алматы, 2021г. 2. Гаджиев К.С. Политология. Учебник. – М., 2019. 3. Политология: Учебное пособие / Под ред. Байдельдинова Л.А., Бурханова К.Н., Соловьева А.В. Алматы, 2021г. 4. Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск.2021г. 5. Мухаев Р.Т. Политология.- М., 2021г. 6. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов на Дону, 2019г.
Дополнительная литература
- 1.Байделдинов Л.А. Теория политики. – Алматы, 2005. 2. Управление рисками в сфере внутренней политики Республики Казахстан/ Под. ред. Шаукеновой З.К. - Алматы, 2014. 3. Чеботарѐв А.Е. Политическая мысль суверенного Казахстана: динамика, идеи, оценки. Алматы: ИМЭП при Фонде Первого Президента, 2015. 4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию / – М., 2013. 5. Ежегодные послания Президента РК народу Казахстана - Конституция Республики Казахстан. Астана. https://egov.kz 6. Липсет С.М. Политическая социология. Американская социология сегодня: перспективы, проблемы, методы. М.,2012г.