Методические основы подготовки водителей автомобилей

Абеджанова Арай Сайлаубеккызы

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Изучение роли человеческого фактора в возникновении ДТП; основных факторов надежности водителя автомобиля, основ инженерной психологии (автотранспортной психологии), современных методов подготовки водителей, учебных планов, программ, оборудования и технических средств обучения и их использование в дальнейшей практической деятельности по совершенствованию методов обучения и тренировки водителей.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Лицензирование в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)*

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Целью преподавания дисциплины является изучение отдельных психологических особенностей водителей как участников дорожного движения; представлений о современной системе подготовки водителей в автошколах Казахстана; изучение закономерностей влияния психологии водителей на безопасность дорожного движения; ознакомление с современными методами подготовки водителей, оборудованием и техническими средствами обучения
Задача
  • Основными задачами изучения дисциплины являются: - изучение методики и формы обучения водителей; - изучение методики преподавания теоретической основы подготовки водителей с учетом психофизиологических характеристик; - изучение методики обучения на автотренажерах, на автодромах; - изучение приемов обучения вождению в различных дорожных условиях.
Результат обучения: знание и понимание
  • В результате изучения курса студент должен знать и понимать: -психофизиологические основы деятельности водителя автомобиля; - методику подготовки водителей автомобилей; - роль человеческого фактора в возникновении ДТП; - основные факторы надежности водителя автомобиля.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • В результате изучения дисциплины студент должен уметь применять полученные теоретические знания, при решении конкретных задач по обеспечению безопасности дорожного движения; применять теоретические знания, полученные в процессе изучения дисциплины для повышения качества подготовки водителей. Освоение базовых знаний по вопросам снижения числа ДТП, связанных с ошибками водителей автомобилей.
Результат обучения: формирование суждений
  • Умение использовать теоретические знания для решения практических задач в области подготовки водителей автомобилей
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Владеть рациональными приемами поиска решения поставленных задач, использовать научно-техническую информацию и передовой опыт. Предлагать свои идеи по совершенствованию методики подготовки водителей автомобилей.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Приобретение студентами практических навыков по использованию технических средств и методов для оценки психофизиологических качеств водителей, контролю за их состоянием в целях повышения надежности работы водителей.
*TeachingMethods(zh-CN)*

Занятия проводятся в активных и творческих формах, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, в том числе: - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, учебные дебаты); - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Темы лекционных занятий
  • Тема 1. Основы инженерной психологии. Причины возникновения инженерной психологии. Предмет, содержание и основные задачи инженерной психологии. Основные направления инженерной психологии. Водитель как оператор в системе АВД. Предмет и задачи автотранспортной психологии. Информация в системе управления АВД. Роль человеческого фактора в ДТП. Требования к рабочему месту водителя.
  • Тема 2. Надежность труда водителя автомобиля. Основные факторы надежности водителя автомобиля. Профессиональный отбор водителей. Профессиограмма.
  • Тема 3. Работоспособность водителей и их надежность. Утомление водителей и их надежность. Алкоголь и надежность водителей. Курение и надежность водителей. Влияние болезненных состояний на работоспособность водителей. Наиболее часто встречающиеся у водителей острые и хронические заболевания. Предрейсовые медицинские осмотры.
  • Тема 4. Психофизиологические основы деятельности водителя. Понятие о психофизиологии труда водителей. Психофизиологические особенности труда водителей.
  • Тема 5. Понятие о строении и функциях нервной системы. Основные закономерности высшей нервной деятельности. Анализаторы человека и их характеристики. Ощущение и восприятие водителя автомобиля. Понятие об ощущении и восприятии. Значение отдельных видов восприятия для водителя автомобиля. Восприятие пространства, времени и скорости движения автомобиля. Ошибки восприятия.
  • Тема 6. Психофизиологические основы водительского мастерства. Сенсомоторные реакции. Простая и сложная сенсомоторная реакция. Факторы, влияющие на время реакции водителя. Методы исследования сенсомоторной реакции. Методика обучения вождению автомобиля. Профессиональное мастерство и надежность водителей. Водительские навыки и их формирование. Психологическая подготовка водителей.
  • Тема 7. Внимание водителя и безопасность движения. Понятие о внимании и его качествах. Физиологические механизмы внимания. Роль внимания в деятельности водителя автомобиля. Внимание и ДТП. Организация внимания и осмотрительность водителя. Методы повышения внимания.
  • Тема 8. Мышление и память в деятельности водителя. Понятие о мышлении. Формы мышления. Виды мышления. Прогнозирование и его роль в деятельности водителя автомобиля. Память. Виды памяти. Качества памяти. Рекомендации по совершенствованию и тренировке памяти водителей.
  • Тема 9. Личность водителя и ее роль в его профессиональной деятельности. Понятие личности. Свойства личности (потребности, направленность, способности, темперамент, характер) и их значение для обучения и профессиональной деятельности водителя. Морально-нравственные особенности личности водителя и его надежность. Личность водителя и безопасность дорожного движения.
  • Тема 10. Роль подготовки водителей в обеспечении безопасности движения. Сущность и задачи обучения. Основные принципы и правила обучения. Преподаватель как организатор учебного процесса.
  • Тема 11. Требования к мастеру производственного обучения вождению. Технические средства обучения вождению. ТСО и их роль в педагогическом процессе. Учебные классы. Технические средства программированного обучения и контроля.
  • Тема 12. Автомобильные тренажеры. Классификация тренажеров. Автодромы. Методика обучения вождению на автодромах. Практический экзамен на автодроме.
  • Тема 13. Учебные автомобили. Требования к оборудованию учебного автомобиля. Методика обучения вождению автомобиля в реальных дорожных условиях.
  • Тема 14. Ситуационное обучение водителей. Методика и содержание обучения. Повышение навыков действий водителей в типичных дорожно-транспортных ситуациях. Психофизиологические особенности управления автомобилем в сложных условиях: дождь, туман, движение в темное время суток, преодоление водных преград, заболоченных участков, вождение по горным дорогам, в пустынно-песчанной местности, по снежному покрову.
  • Тема 15. Порядок получения водительского удостоверения
Основная литература
  • 1) Курьянова, О.Е. Применение профессионального отбора для реализации индивидуального подхода при подготовке водителей транспортных средств / О.Е. Курьянова // Автотранспортное предприятие. – 2016. – № 6. – С. 9–13. 2) Курьянова, О.Е. Повышение безопасности дорожного движения методами совершенствования системы подготовки водителей транспортных средств / О.Е. Курьянова // Автотранспортное предприятие. – 2014. – № 6. – С. 12–16. 3) Романов, А.Н. Автотранспортная психология: учебное посо- бие для студентов высших учебных заведений / А.Н. Романов. – М.: Академия, 2002. – 224 с. 4) Курьянова, О.Е. Введение в инженерную психологию и эргономику. Подготовка водителей автотранспортных средств: учебное пособие / О.Е. Курьянова, В.В. Дронсейко. – М.: МАДИ, 2017. – 92 с. 5) Семенов Юрий Николаевич, Семенова Ольга Сергеевна. Транспортная психология: для студентов всех форм обучения направления 190700.62 «Технология транспортных процессов» профилей 190701.62 «Организация перевозок на автомобильном транспорте» и 190709.62 «Организация и безопасность движения» / Ю.Н. Семенов, О.С. Семенова. – Электрон. дан. – Кемерово: КузГТУ, 2012.
Дополнительная литература
  • Подготовка водителей автотранспортных средств в автошколах : сборник нормативных документов. – Хабаровск : НМЦ Автокадры, 2004. – 252 с. Романов, А. Н. Автотранспортная психология : учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Романов. – М. : Академия, 2002. – 224 с. Романов, А.Н. Надёжность водителя : учеб. пособие для студентов вузов / А. Н Романов, П.А. Пегин. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2006. – 376 с.