Эконометрика
Описание: Эконометрика изучает количественные и качественные экономические взаимосвязи с помощью математических и статистических методов и моделей. Даёт инструментарий и методологию оценки параметров экономических моделей. Используется для прогнозирования экономических процессов. Изучаются виды моделей, этапы их построения, парная и множественная линейная и нелинейная регрессии, метод наименьших квадратов, критерии оценки качества уравнения регрессии.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Теория вероятностей
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Целью изучения дисциплины является изучение эконометрических моделей и методов, выработка навыков их применения для анализа социально-экономических явлений и процессов.
Задача
- Задачи: умение использовать методы эконометрики для прикладных целей. В частности, студенты должны уметь: – обосновывать закономерности изучаемого экономического объекта; – определять основные показатели, характеризующие объект; – устанавливать взаимосвязи между этими показателями; – формировать статистическую информацию о процессе; – специфицировать систему совместных уравнений (одно уравнение); – идентифицировать взаимосвязи между показателями в системе уравнений (одном уравнении); оценивать качество расчетов по модели; – выполнять практические расчеты по модели и делать экономико-математический анализ результатов. Уметь и иметь опыт эконометрического моделирования с использованием современных пакетов программ статистического анализа и мировых информационных ресурсов.
Результат обучения: знание и понимание
- обладает базовыми знаниями в области естественнонаучных (социальных, гуманитарных, экономических) дисциплин, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- знает тенденции социального развития общества, умеет адекватно ориентироваться в различных социальных ситуациях способен выполнять необходимые для составления финансовых разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
Результат обучения: формирование суждений
- владеет навыками принятия решений экономического и организационного характера в условиях неопределенности и риска способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
Результат обучения: коммуникативные способности
- способен работать в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения; умеет находить компромиссы, соотносить свое мнение с мнением коллектива способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- стремится к профессиональному и личностному росту владеет навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Темы лекционных занятий
- Введение в эконометрику
- Базовые понятия теории вероятности и статистики
- Парная линейная регрессия
- Проверка качества уравнения регрессии
- Множественная линейная регрессия
- Нелинейная регрессия
- Гетероскедастичность
- Автокорреляция
- Мультиколлинеарность
- Фиктивные переменные в регрессионных моделях
- Динамические модели и прогнозирование
- Системы одновременных уравнений Необходимость использования систем уравнений
Основная литература
- Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998. 1022 с. Арженовский С.В. Системы одновременных уравнений. Текст лекций. Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2002. 30 с. Джонстон Дж. Эконометрические методы. М.: Статистика, 1980. 432 с. Доугерти К. Введение в эконометрику. М.: ИНФРА-М, 2009. 465 с. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. М.: Вильямс, 2007. 912 с. Магнус Я.Р, Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика. Начальный курс. М.: Дело, 2007. 504 с. Эконометрика/ Под ред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2007. 575 с. Кремер Н., Путко Б. Эконометрика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 312 с. Берндт Э. Практика эконометрики: классика и современность. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 863 с. Эконометрика: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. В. Курышсва [и др.); под ред. И. И. Елисеевой. — М.: Издательство Юрайт, 2016. Тимофеев, В. С. Эконометрика : учебник для академического бакалавриата / В. С. Тимофеев, Л. В. Фаддеенков, В. Ю. Щеколдин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. Баум, К. Ф. Эконометрика. Применение пакета stata : учебник и практикум для вузов / К. Ф. Баум ; под ред. С. А. Айвазяна, Г. И. Пеникаса. — М.: Издательство Юрайт, 2016.