Государственное регулирование экономики
Описание: Данная учебная дисциплина формирует у студентов комплекс знаний теоретического характера в области государственного регулирования экономики как раздела экономической теории и позволяет определить прикладной характер изучаемой теории для казахстанской экономики. Курс изучает вопросы бюджетно-налогового, антимонопольного и монетарного регулирования, развития отдельных ее сфер, таких как инновационная, социальная сферы, становление интеллектуальной экономики
Количество кредитов: 4
Пререквизиты:
- Экономическая теория
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 15 |
СРО | 60 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Сформировать комплексное представление об основных направлениях и методах государственного регулирования экономики, об особенностях экономической политики государства в Республике Казахстан на современном этапе
Задача
- Раскрыть теоретические аспекты государственного регулирования экономики
- Рассмотреть содержание и особенности методов и форм государственного регулирования экономики на современном этапе.
- Раскрыть особенности государственного регулирования отдельных отраслей экономики
Результат обучения: знание и понимание
- Иметь представление о сложных механизмах и проблемах государственной экономической политики
- Понимать необходимость государственного регулирования рыночной экономики и знать критерии эффективности и границы этого регулирования
- Четко представлять и понимать сущность и отличия административных и экономических методов государственного регулирования
- Знать и понимать действующие государственные программы, направленные на решение социально—экономических зада
- Знать систему и уметь анализировать нормативно-правовую базу, необходимую для эффективного государственного регулирования
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Применять полученные знания в практической деятельности; решать поставленные задачи с учетом комплексного понимания проблемы на макро и микро уровне; осуществлять организационно-управленческую деятельность с учетом макроэкономической обстановки на современном этапе
Результат обучения: формирование суждений
- При разрешении конкретных профессиональных вопросов, связанных с сферой государственного регулирования, грамотно анализировать и сопоставлять имеющиеся факты и события
Результат обучения: коммуникативные способности
- Понимать причины, условия и тенденции применения различных форм и методов государственного регулирования; иметь способность участвовать в обосновании их применения в зависимости от поставленных задач в профессиональной деятельности
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Данная дисциплина направлена на получение основных базовых навыков, необходимых в сфере профессиональной деятельности в области государственного регулирования и государственного управления в различных сферах
Методы преподавания
интерактивная лекция (лекция-визуализация с демонстрацией материалов в виде слайд-лекции или видео-лекции)
семинарские занятия (рассказ, беседа, объяснения, сообщения, доклад, эссе, рефераты)
практические занятия (решение задач, тестирование, деловые игры, тренинги)
контрольные занятия (опрос, тестирование, контрольная работа)
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Письменная работа/Эссе | 0-100 |
Составление схемы/таблицы | ||
Аналитическое задание | ||
Схема государственных органов РК | ||
Ответы на семинарах | ||
Ответы на семинарах | ||
2 рейтинг | Оценка инструментов ГП | 0-100 |
Инфографика | ||
Схема отраслевой структуры экономике | ||
Анализ кризиса | ||
Таблица | ||
Реферат/анализ научной статьи | ||
Тестирование | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Теоретический аспект государственного регулирования экономики
- Понятие методологии ГРЭ и ее основные элементы
- Общая характеристика форм государственного регулирования
- Прогнозирование и стратегическое планирование как основные методы государственного регулирования
- Финансово-бюджетные методы регулирования экономики
- Особенности финансовой политики в Республике Казахстан
- Экономический рост: основные факторы и государственные меры по его обеспечению
- Направления научно-технического прогресса и роль государства в его ускорении
- Формирование и механизмы осуществления структурной, промышленной и инвестиционной политики государства
- Государственное регулирование аграрной сферы
- Формирование конкурентной среды и антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
- Государственное регулирование занятости и социальной защиты населения
- Государственная политика РК в решении экологических проблем
- Приоритеты и перспективы внешнеэкономической деятельности Казахстана в условиях глобализации
- Государственное регулирование социально-экономического развития регионов
Основная литература
- Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. П. Васильев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 164 с.
Дополнительная литература
- Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года)
- Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.07.2021 г.)
- Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.06.2021 г.)
- Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы (вводится в действие с 01.01.2020)
- Государственная программа инфраструктурного развития "Нұрлы Жол" на 2020 – 2025 гг.
- Программа по привлечению инвестиций «Национальная инвестиционная стратегия»
- Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы