Финансовый менеджмент
Описание: Дисциплина призвана сформировать у обучающихся теоретико-методологические знания основ финансового менеджмента, его целей, задач, методов и принципов, выработать практические навыки по эффективному управлению активами, собственным капиталом и обязательствами, портфельными инвестициями, регулированию денежных потоков, оценке и управлению рисками компании, определению ее стоимости. В результате изучения дисциплины обучающийся приобретает компетенции в области финансового планирования компании, оптимизации структуры ее капитала, формирования источников финансирования и выработки политики по управлению капиталом.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Введение в финансы
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 15 |
| Практические работы | 30 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 30 |
| СРО | 75 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Формирование у обучающихся глубоких теоретических знаний по основам финансового менеджмента, умение увязать теорию с практикой разработки основных приемов, методов и критериев, определяющих эффективность операционной деятельности, финансовых и инвестиционных решений.
Задача
- системное обучение студентов целям, задачам, методам и принципам современного финансового менеджмента;
- раскрытие общих подходов к управлению финансами на всех уровнях хозяйствования;
- обучение студентов правильному пониманию и интерпретации финансовой информации и работе с нею;
- приобретение студентами нового знания теоретических основ по проблемам менеджмента вообще и финансового, в частности, усвоение основных приемов и критериев, определяющих эффективность того или иного управленческого решения в области финансов;
- выработка у студентов навыков и способностей использовать основные категории и принципы современного финансового менеджмента в практической деятельности, включая: критерии выбора вложений капитала, финансовое планирование компании, оптимизацию структуры капитала, формирование источников финансирования и политики по управлению капиталом, оценка финансового положения и стоимости компании, оценка и управление рисками корпорации, управление портфелем активов и инвестиционных проектов.
Результат обучения: знание и понимание
- основ финансового менеджмента, структуры и содержания финансового планирования
- состава, структуры, принципов организации и управления финансовой системой;
- моделей и методов оценки активов корпорации, стоимости и структуры капитала, портфеля ценных бумаг, левериджа, эффективности инвестиционных проектов и путей достижения роста рыночной стоимости компании
- функций финансов, их роли в расширенном воспроизводстве, возможности использования финансовых отношений в экономической и финансовой политике предприятия и их реализации через финансовый механизм;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- умение оценивать денежные потоки, активы и пассивы, финансовый портфель, финансовые риски, инвестиционные проекты, потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности;
- умение анализировать современные проблемы финансов и находить способы их решения;
- умение прогнозировать варианты вложения капитала, оценивать их и принимать окончательное решение;
- умение анализировать и оценивать экономическую эффективность мероприятий по вложению капитала;
- умение выявлять и оценивать затраты предприятия с целью формирования системы управления ими как фактора повышения финансовых результатов деятельности;
Результат обучения: формирование суждений
- способность правильно понимать и содержательно интерпретировать финансовую информацию и работать с нею;
- способность объективно оценить финансовое состояния фирмы и на этой основе разработать и обосновать предложения по его улучшению с учетом критериев эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
Результат обучения: коммуникативные способности
- способность работать в команде для реализации конкретного финансово-экономического проекта, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения;
- способность легко адаптироваться в профессиональной среде, быть гибким и мобильным в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью финансового менеджера;
- соблюдение норм деловой этики, следование общественным нормам и профессиональному кодексу чести работника финансовой сферы.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- владение навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре;
- стремление к профессиональному и личностному росту;
- умение использовать информационно-коммуникативные технологии, программные продукты в сфере финансового анализа, планирования, управления проектами
Методы преподавания
интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);
построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;
информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);
поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);
решение учебных задач.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Решение задач по теме | 0-100 |
| Решение задач по теме | ||
| Решение задач по теме | ||
| Решение задач по теме | ||
| Тестирование | ||
| 2 рейтинг | Решение задач по теме | 0-100 |
| Решение задач по теме | ||
| Решение задач по теме | ||
| Решение задач по теме | ||
| Тестирование | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
| Подготовка доклада | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
| Решение задач | оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса | оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления | оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам | оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом |
| Экзамен (итоговый контроль) | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками | Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки | Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Необходимость, содержание и функции финансового менеджмента Сущность финансового менеджмента
- Тема 2 Базовые концепции и информационная база финансового менеджмента
- Финансовое планирование и прогнозирование Сущность финансового планирования
- Финансовые ресурсы предприятия
- Концепция временной стоимости денег Определение будущей и текущей стоимости денег
- Риск и доходность
- Теория безубыточности
- Эффект финансового рычага
- Теория структуры капитала: модели Модильяни-Миллера, компромиссные модели Что такое структура капитала
- Управление дивидендной политикой предприятия Главный вопрос дивидендной политики
- Стоимость капитала Сущность капитала
- Методы анализа инвестиционных проектов
- Управление оборотными активами и краткосрочными обязательствами Состав оборотных активов предприятия и особенности финансового управления ими
- Модели управления денежными потоками Сущность управления денежными потоками
- Управление запасами Цель управления запасами
Основная литература
- Финансовый менеджмент. Ч.1 : учебное пособие / Е. Е. Рассказова. Рус. яз. https://www.iprbookshop.ru/122151.html
- Финансовый менеджмент. Ч.2 : учебное пособие / Е. Е. Рассказова. Рус. яз. https://www.iprbookshop.ru/122152.html
- Финансовый менеджмент : учебное пособие / В. А. Кузнецова, Т. А. Мартынова. рус.яз https://www.iprbookshop.ru/107234.html
- Финансовый менеджмент : учебно-методическое пособие / А. В. Красникова, О. М. Фокина, О. В. Дударева, рус. яз. https://www.iprbookshop.ru/125976.html
- Учебное пособие (практикум) по курсу «Финансовый менеджмент» / О. В. Веретенникова, О. М. Зерова, М. А. Палкина, Е. В. Лемешко, рус. яз. https://www.iprbookshop.ru/92356.html
Дополнительная литература
- Финансовый менеджмент : практикум / М. А. Алексеев, И. Н. Доме, Н. К. Уланова.Рус. яз. https://www.iprbookshop.ru/106162.html
- Финансовый менеджмент : учебное пособие для бакалавров / И. Б. Кондрашов, О. А. Лешкова-Сидашова, рус. яз. https://www.iprbookshop.ru/126278.html