Мемлекеттік борыштық басқару
Сипаттама: Мемлекеттік кредитке ұтымды және тиімді қарыз алуды қамтамасыз ету және қызмет көрсету құнын оңтайландыру жөніндегі уәкілетті органдар тұлғасындағы мемлекеттің қызметі зерделенеді. Басқару болашақта макроэкономикалық қиындықтарды және төлем балансының проблемаларын болдырмау мақсатында жүзеге асырылады.
Кредиттер саны: 5
Пререквизиты:
- Қаржыға кіріспе
Пәннің еңбек сыйымдылығы:
Жұмыс түрлері | сағат |
---|---|
Дәрістер | 15 |
Практикалық жұмыстар | 30 |
Зертханалық жұмыстар | |
СӨЖО | 30 |
СӨЖ | 75 |
Қорытынды бақылау нысаны | емтихан |
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны |
Компонент: Таңдау бойынша компонент
Цикл: Кәсіптік пәндер
Мақсат
- Оқу мақсаты: 1) мемлекеттік қарыз саясаты мен процесінің экономикалық мәні мен құқықтық негіздерін ашу мемлекеттік қарызды басқару; 2) мемлекеттік қарыздың негізгі түрлері мен сорттарын зерттеу; 3) мемлекеттік қарызды басқару жүйесін дамыту.
Міндет
- Курстың негізгі міндеттері студенттерді бюджеттік қатынастар, мемлекеттік несие, бюджет тапшылығы, мемлекеттік қарыз және бюджеттік процесс саласындағы жарияланатын статистикалық есептер мен заңнамалық актілерге негізделген тәуелсіз зерттеулерге дайындау болып табылады.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
- Қазақстан Республикасы мемлекеттік бюджетінің қаржы жүйесіндегі рөлі мен маңызы туралы түсінікке ие болу, мемлекеттік қарызды басқару саласындағы бюджет жүйесінің жұмысының мәнін білу
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
- тұрақты өзгерістерді ескере отырып, бюджеттік салада болып жатқан процестерді бағалай және талдай білу және әлемдік экономикадағы динамикалық өзгеретін құбылыстар мен процестерге бейімделу.
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
- бюджеттік процестер мен құбылыстарды сипаттауға негізделген стандартты теориялық және эконометрикалық модельдерді құра білу, алынған нәтижелерді талдау және мағыналы түсіндіру
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
- кәсіби ортаға оңай бейімделе білу, кәсіби қызметке байланысты әр түрлі жағдайлар мен жағдайларда икемді және мобильді болу
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
- күнделікті кәсіби іс-әрекетке қажетті жаңа арнайы білімдерді алу дағдыларын игеру
Оқыту әдістері
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: 1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то проблемы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение). 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).
Білім алушының білімін бағалау
Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.
Кезең | Тапсырма түрі | Өлшем |
---|---|---|
1 рейтинг | Опрос | 0-100 |
Опрос | ||
Тестирование | ||
Решение задач | ||
Коллоквиум | ||
2 рейтинг | Опрос | 0-100 |
Опрос | ||
Тестирование | ||
Решение задач | ||
Коллоквиум | ||
Қорытынды бақылау | емтихан | 0-100 |
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Өте жақсы | Жақсы | Қанағаттанарлық | Қанағаттанарлықсыз | |
практические задания | присваивается студенту, который полностью и правильно ответил на вопросы семинара | присваивается студенту, который полностью ответил на вопросы семинара, допустил некоторые неточности. Студент не смог ответить на уточняющие, дополнительные вопросы | студент допустил ошибки и неточности при ответах на семинарские вопросы, показал, что не умеет логически построить материал ответ | присваивается студенту, если он не отвечает на вопросы семинара; дает неправильные ответы на все вопросы с конкретными ошибками; если не можете ответить на дополнительные и уточняющие вопросы |
Задания в тестовой форме для определения исходного уровня знаний | получают студенты, ответившие правильно на 19-20 (из 20) тестовых вопросов; | получают студенты, ответившие правильно на 14-17 (из 20) тестовых вопросов; | получают студенты, ответившие правильно на 10-13 (из 20) тестовых вопросов | получают студенты, ответившие правильно на 9 и меньше (из 20) тестовых вопросов |
Критерий оценивания: Доклад | получает студент, в следующих случаях: 1) доклад написан в соответствии с общими требованиями написания доклада; 2) доклад имеет четкий состав и структуру, полностью раскрывает тему, представлен качественный анализ материала; 3) доклад оформлен правильно | присваивается студенту, если содержание доклада соответствует теме, отчет оформлен в соответствии с общими требованиями к написанию доклада, но имеются ошибки в оформлении, рекомендуется провести качественный анализ найденного материала. | присваивается студенту, если содержание доклада соответствует теме, доклад оформлен в соответствии с общими требованиями к написанию доклада, но имеются ошибки в оформлении, не все вопросы темы раскрыты | присваивается студенту, если содержание доклада соответствует теме, в докладе установлено нарушение общих требований к написанию доклада, в тексте отчета имеются логические нарушения в изложении материала, не оформлено должным образом |
Решение практических задач | 90-100% правильно решенных задач | 70-89% правильно решенных задач | 50-69% правильно решенных задач | 0-49% правильно решенных задач |
Коллоквиум (устный опрос по темам) | обучающийся демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией | обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологиейделает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или незначительной коррекции преподавателем, | обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточно владеет терминологией, делает ошибки | обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета,не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры |
Задания в тестовой форме для рубежного контроля | 100-90% правильных ответов | 89-70% правильных ответов | 69-50% правильных ответов | 49-0% правильных ответов |
Бағалау нысаны
Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:
- Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
- Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.
Қорытынды бағаны есептеу формуласы:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;
Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.
Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:
Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:
Әріптік жүйе бойынша бағалар | Балдардың сандық эквиваленті | Балдар (%-тік құрамы) | Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Өте жақсы |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Жақсы |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Қанағаттанарлық |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Қанағаттанарлықсыз |
F | 0 | 0-24 |
Дәріс сабақтарының тақырыптары
- Процесс исполнения и уточнения бюджета Порядок исполнения и уточнения бюджета по уровням бюджетной системы
- Определение государственного долга
- Экономическая природа бюджетного дефицита
- Классификация бюджетного дефицита Классификация по бюджетному устройству страны, по причинам возникновения, по форме проявления, по характеру возникновения, по предельной допустимости, по отношению к плану, по продолжительности, по источникам финансирования, по степени постоянства, по реальной величине, по направлениям бюджетных средств
- Бюджетный дефицит и профицит: сущность и значение в бюджетном планировании Сбалансированность бюджета
- Управление бюджетным дефицитом
- Сущность, значение, принципы и критерии бюджетного кредитования в в системе бюджетных отношений
- Бюджетные инвестиции: понятие, классификация и принципы организации
- Государственные и гарантированные государством заимствование и долг
- Роль Казначейства в исполнении бюджета Права, функции и задачи казначейства, его структура
- Государственный финансовый контроль
- Государственные ценные бумаги как инструмент формирования государственного долга
- Организация внешнего и внутреннего контроля
Негізгі әдебиет
- 1) Бюджетный кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.03.2022 г.) 2)Налоговый Кодекс - Закон "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.03.2022 г.) 3)Закон "О республиканском бюджете на 2022-2024 г." (с изменениями и дополнениями от 12.05.2022 г.) 4) Мохнаткина Л. Б. Государственный и муниципальный долг:Учебное пособие М.: НИЦ ИНФРАМ, 2017 5)Мельников В.Д. Финансы: Учебник - Алматы, 2015г.
Қосымша әдебиеттер
- 1. IPR SMART http://www.iprbookshop.ru 2. ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com. 3. EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com