Қаржылық қауіпсіздік және бюджет тәуекелдерін басқару

Варавин Евгений Владимирович

Оқытушының портфолиосы

Сипаттама: Бюджеттің тұрақтылығына теріс әсер ететін сандық және сапалық бағалауға жататын сыртқы орта факторларының және басқарушылық шешімдердің әсері салдарынан бюджет шығындарының туындау ықтималдығы зерделенеді. Бюджеттік тәуекелдерді басқару - белгілі бір дәрежеде болжанбаған оқиғалардың басталуын болжауға және өңірлердің Шығыс міндеттемелерінің уақтылы және толық орындалуын қамтамасыз ету мақсатында осындай оқиғалардың басталуының теріс салдарын жоюға немесе төмендетуге шаралар қабылдауға мүмкіндік беретін, бюджет процесінің жекелеген қатысушылары жүзеге асыратын іс-шаралар, тәсілдер мен әдістер жиынтығы.

Кредиттер саны: 5

Пререквизиты:

  • Қаржыға кіріспе

Пәннің еңбек сыйымдылығы:

Жұмыс түрлері сағат
Дәрістер 15
Практикалық жұмыстар 30
Зертханалық жұмыстар
СӨЖО 30
СӨЖ 75
Қорытынды бақылау нысаны емтихан
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны

Компонент: Таңдау бойынша компонент

Цикл: Кәсіптік пәндер

Мақсат
  • Целью дисциплины «Финансовые безопасность и управление бюджетными рисками» является подготовка квалифицированных работников бюджетной сферы, способных принимать обоснованные управленческие решения в области государственных финансов в условиях неопределенности и возможности возникновения рисков.
Міндет
  • В соответствии с поставленными целями преподавание дисциплины реализует следующие задачи: - изучение теоретических основ бюджетных рисков: их сущности, классификации, факторов, обуславливающих возникновение; - рассмотрение различных количественных и качественных методов анализа и оценки бюджетных рисков; - изучение особенностей бюджетных рисков при формировании и исполнении бюджетов различных уровней бюджетной системы РК; - рассмотрение различных методов управления бюджетными рисками; - рассмотрение задач и функций государственного финансового контроля в системе управления бюджетными рисками.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
  • значение финансовой безопасности государства, предприятия, личности
  • знать меры, механизмы и требования обеспечения финансовой безопасности государства, предприятия и личности;
  • знать значение, принципы, методы и механизмы управления бюджетными рисками.
  • выявление факторов, создающих угрозу финансовой безопасности;
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
  • систематизация факторов, угрожающих финансовой безопасности экономических субъектов
  • определение требований к финансово-экономической оценке определенной ситуации
  • умение использовать на практике механизм контроля бюджетных рисков
  • оценка возможных экономических проблем в случае ухудшения финансовой безопасности.
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
  • Уметь правильно использовать показатели финансовой безопасности при определении направлений развития государства, предприятия и личности и использовать соответствующий механизм ее управления в целях снижения бюджетных рисков
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
  • Уметь применять полученные знания, отечественный и зарубежный опыт в целях обеспечения финансовой безопасности государства, предприятия и личности.
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
  • Приобрести практические навыки финансового управления и способность к самообучению для осуществления профессиональной деятельности.
Оқыту әдістері

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: 1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то проблемы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение). 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).

Білім алушының білімін бағалау

Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.

Кезең Тапсырма түрі Өлшем
1  рейтинг опрос 0-100
опрос
тестирование
решение задач
коллоквиум
2  рейтинг опрос 0-100
опрос
тестирование
решение задач
коллоквиум
Қорытынды бақылау емтихан 0-100
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі 90-100 70-89 50-69 0-49
Өте жақсы Жақсы Қанағаттанарлық Қанағаттанарлықсыз
практические задания присваивается студенту, который полностью и правильно ответил на вопросы семинара. присваивается студенту, который полностью ответил на вопросы семинара, допустил некоторые неточности. Студент не смог ответить на уточняющие, дополнительные вопросы студент допустил ошибки и неточности при ответах на семинарские вопросы, показал, что не умеет логически построить материал ответ присваивается студенту, если он не отвечает на вопросы семинара; дает неправильные ответы на все вопросы с конкретными ошибками; если не можете ответить на дополнительные и уточняющие вопросы
Задания в тестовой форме для определения исходного уровня знаний получают студенты, ответившие правильно на 19-20 (из 20) тестовых вопросов; получают студенты, ответившие правильно на 14-17 (из 20) тестовых вопросов; получают студенты, ответившие правильно на 10-13 (из 20) тестовых вопросов получают студенты, ответившие правильно на 9 и меньше (из 20) тестовых вопросов
Критерий оценивания: Доклад получает студент, в следующих случаях: 1) доклад написан в соответствии с общими требованиями написания доклада; 2) доклад имеет четкий состав и структуру, полностью раскрывает тему, представлен качественный анализ материала; 3) доклад оформлен правильно присваивается студенту, если содержание доклада соответствует теме, отчет оформлен в соответствии с общими требованиями к написанию доклада, но имеются ошибки в оформлении, рекомендуется провести качественный анализ найденного материала. присваивается студенту, если содержание доклада соответствует теме, доклад оформлен в соответствии с общими требованиями к написанию доклада, но имеются ошибки в оформлении, не все вопросы темы раскрыты присваивается студенту, если содержание доклада соответствует теме, в докладе установлено нарушение общих требований к написанию доклада, в тексте отчета имеются логические нарушения в изложении материала, не оформлено должным образом
Решение практических задач 90-100% правильно решенных задач 70-89% правильно решенных задач 50-69% правильно решенных задач 0-49% правильно решенных задач
Коллоквиум обучающийся демонстрирует системные обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологиейделает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или незначительной коррекции преподавателем, обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточно владеет терминологией, делает ошибки обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета,не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры
Задания в тестовой форме для рубежного контроля 100-90% правильных ответов 89-70% правильных ответов 69-50% правильных ответов 49-0% правильных ответов
Бағалау нысаны

Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:

  • Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
  • Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.

Қорытынды бағаны есептеу формуласы:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;

Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.

Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:

Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:

Әріптік жүйе бойынша бағалар Балдардың сандық эквиваленті Балдар (%-тік құрамы) Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар
A 4.0 95-100 Өте жақсы
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Жақсы
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Қанағаттанарлық
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Қанағаттанарлықсыз
F 0 0-24
Дәріс сабақтарының тақырыптары
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • Критерии и показатели оценки финансовой безопасности предприятия Основные категории информации на предприятии
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
Негізгі әдебиет
  • Финансовая безопасность: теоретические и практические аспекты / Н.В. Кудреватых [и др.].. — Кемерово : Экономика, 2018. — 197 c. — ISBN 978-5-282-03517-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/109143.html (дата обращения: 17.09.2024)
  • Ювица Н. В. Теория и практика местного управления: учебник для студентов вузов / Н. В. Ювица. - Алматы: ТОО "Лантар Трейд", 2018. - 189 с.
  • Финансовая безопасность государства и его территорий. Ч.1 : учебное пособие / Л.В. Агаркова [и др.].. — Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2022. — 52 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/129615.html (дата обращения: 17.09.2024).
  • Варналий, Захарий Степанович. Экономическая безопасность : учеб. пособие / З. С. Варналий, Н. В. Краузе, Ю. Н. Сохин ; МОиН РК. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2016. - 239 с. : табл. - (Привлечение зарубежных ученых и консультантов в ведущие вузы Казахстана)
  • Каранина Е.В. Финансовая безопасность : учебное пособие / Каранина Е.В.. — Санкт-Петербург : Интермедия, 2017. — 336 c. — ISBN 978-5-4383-0130-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт].
Қосымша әдебиеттер
  • Турлаев А. В. Теория государства и права: учеб. пособие / А. В. Турлаев, Н. С. Ахметова, М. Ш. Какимова; Министерство образования и науки Республики Казахстан, КарГТУ. - Алматы: ТОО "Лантар Трейд", 2019. - 176 с.
  • Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 527-IV «О национальной безопасности Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.08.2024 г.)