Фундаментальные основы экономики и права
Beschreibung: Данная учебная дисциплина формирует у студентов экономическое мышление, позволяющее понять принципы функционирования мира, страны, предприятия и отдельного потребителя, а также комплексное представление о системе действующего законодательства, внутреннем строении и содержании основных отраслей права на современном этапе.
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Основы экономики. Школьный курс
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 15 |
Praktische Arbeiten | 30 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle | Письменный экзамен |
Komponente: Компонент по выбору
Zyklus: Общеобразовательные дисциплины
Цель
- Рассмотрение закономерностей развития и функционирования экономической системы, комплексное представление о системе действующего права и законодательства, поведения людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, расширение правовых знаний в сфере экономики
Задача
- сформировать комплексное представление об экономике как системе;
- получить полное представление об основных понятиях, категориях, закономерностях, характеризующих экономическое развитие;
- овладеть методологией изучения экономических процессов для самостоятельного применения способов, методов анализа, инструментов, используемых в любой сфере экономической деятельности
- формирование и совершенствование общего представления о системе правовых знаний на современном этапе
Результат обучения: знание и понимание
- знает о тенденциях развития в сфере современного бизнеса
- понимает сущность основных явлений и назревших проблем в сфере управления экономикой и производством, в том числе состояния окружающей среды, зарубежном опыте управления предприятиями и экономикой в целом
- знать и понимать сущность и содержание основных понятий и категорий право, правовая норма, НПА, законодательство, отрасль право
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- анализирует во взаимосвязи экономические процессы, явления на макро- и микроуровне, выявляет проблемы
- предлагает пути и способы их решения и оценивать ожидаемые результаты
- оперировать юридическими понятиями и категориями
Результат обучения: формирование суждений
- обладает экономическим мышлением и логикой,
- способен профессионально решать практические вопросы и задачи в области экономики
- при разрешении конкретных вопросов грамотно анализировать и сопоставлять различные нормативно-правовые акты, разрешать правовые коллизии, тем самым, развивая способность правового мышления
Результат обучения: коммуникативные способности
- иметь навыки профессионального общения и межкультурной коммуникации
- понимать причины, условия и тенденции изменения правовой доктрины; участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- проявляет способность практического применения приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков
- анализировать содержание НПА, составлять юридические документы, использовать нормы законодательства
Lehrmethoden
интерактивная лекция (лекция-визуализация с демонстрацией материалов в виде слайд-лекции или видео-лекции)
семинарские занятия (рассказ, беседа, объяснения, сообщения, доклад, эссе, рефераты)
практические занятия (решение задач, тестирование, деловые игры, тренинги)
контрольные занятия (опрос, тестирование, контрольная работа)
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | Устный опрос | 0-100 |
Контрольная работа | ||
Презентация бизнес-плана | ||
Тестирование | ||
Контрольная работа | ||
Тестирование | ||
2 Bewertung | Контрольная работа | 0-100 |
Тестирование | ||
Презентация | ||
Контрольная работа | ||
Тестирование | ||
Презентация | ||
Тестирование | ||
Контрольная работа | ||
Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
Критерии оценки устного опроса (обсуждение): | студент полностью объясняет материал (отвечает на вопрос), правильно определяет основные понятия; определяет понимание материала, может обосновать свое мнение, может применить знания на практике, может привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; если он сможет последовательно и правильно изложить материал с точки зрения норм литературного языка | студент дает ответ, удовлетворяющий требованиям типа «очень хорошо», но имеет 1-2 ошибки, которые он исправляет и в последовательности и языковом оформлении повествования допускаются 1-2 дефекта | студент знает и понимает основные правила данной темы, но не полностью излагает материал и допускает неточности в определении понятий или формулирование правил; не знает достаточно глубоко и убедительно, чтобы обосновать свои суждения и привести собственные примеры; описывает материал непоследовательно (F; 0; 0 - 49%) и допускает ошибки в лингвистической формализации сказанного | студент не знает большую часть соответствующего вопроса, «неудовлетворительно», допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажает их смысл, излагает материал беспорядочно и недостоверно. |
Критерии оценки результатов в обучении студентов при решении ситуаций и ситуационных задач: | Критерии оценки результатов в обучении студентов при решении ситуаций и ситуационных задач: студент представил конструктивный вариант ответа и дано его качественное обоснование. Предложенный вариант способствует достижению определенных целей. Обоснование включает анализ ситуации, объяснение возможных причин ее возникновения, постановку целей и задач; включает описание возможных реакций участников события, прогнозирование результатов воздействия. предложенный ответ направлен на достижение положительного результата. В предлагаемом решении учтены условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не имеет достаточного обоснования. предоставлен вариант решения ситуации нейтрального типа, то это возможный, но не конструктивный вариант ответа. Ситуация не ухудшается, но и не улучшается. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование не имеет значения. при отсутствии варианта ответа. | предложенный ответ направлен на достижение положительного результата. В предлагаемом решении учтены условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не имеет достаточного обоснования. | предоставлен вариант решения ситуации нейтрального типа, то это возможный, но не конструктивный вариант ответа. Ситуация не ухудшается, но и не улучшается. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование не имеет значения. | при отсутствии варианта ответа. |
Критерии оценки занятия по семинарской модели | Критерии оценки занятия по семинарской модели: студент полностью и правильно ответил на вопросы семинара, логически структурировал и изложил материал. В этом случае студент должен знать специальную литературу. Для получения отличной оценки необходимо продемонстрировать умение выявлять проблемные вопросы в соответствующей области, анализировать их и предлагать решения, уточнять и давать полные ответы на дополнительные вопросы; студент отвечал на вопросы семинара совершенно правильно, сохраняя логику изложения материала, но не носил принципиальный характер при ответе, допускается Отдельные неточности сдаются студенту. «Хорошо» может быть показано студенту, если он не сможет четко и полно ответить на уточняющие и дополнительные вопросы; студент, допустивший ошибки и неточности при ответах на вопросы семинара, показавший, что не умеет логически строить материал ответа и не может сформулировать свою позицию по проблемные вопросы, полное сдается студенту, не показавшему образования. При этом ошибки хотя бы в одной из задач не должны быть радикальными; студент не отвечает на вопросы семинара; дает неправильные ответы на все вопросы с конкретными ошибками; если не можете ответить на дополнительные и уточняющие вопросы | Критерии оценки занятия по семинарской модели: студент полностью и правильно ответил на вопросы семинара, логически структурировал и изложил материал. В этом случае студент должен знать специальную литературу. Для получения отличной оценки необходимо продемонстрировать умение выявлять проблемные вопросы в соответствующей области, анализировать их и предлагать решения, уточнять и давать полные ответы на дополнительные вопросы; студент отвечал на вопросы семинара совершенно правильно, сохраняя логику изложения материала, но не носил принципиальный характер при ответе, допускается Отдельные неточности сдаются студенту. «Хорошо» может быть показано студенту, если он не сможет четко и полно ответить на уточняющие и дополнительные вопросы; студент, допустивший ошибки и неточности при ответах на вопросы семинара, показавший, что не умеет логически строить материал ответа и не может сформулировать свою позицию по проблемные вопросы, полное сдается студенту, не показавшему образования. При этом ошибки хотя бы в одной из задач не должны быть радикальными; студент не отвечает на вопросы семинара; дает неправильные ответы на все вопросы с конкретными ошибками; если не можете ответить на дополнительные и уточняющие вопросы | Критерии оценки занятия по семинарской модели: студент полностью и правильно ответил на вопросы семинара, логически структурировал и изложил материал. В этом случае студент должен знать специальную литературу. Для получения отличной оценки необходимо продемонстрировать умение выявлять проблемные вопросы в соответствующей области, анализировать их и предлагать решения, уточнять и давать полные ответы на дополнительные вопросы; студент отвечал на вопросы семинара совершенно правильно, сохраняя логику изложения материала, но не носил принципиальный характер при ответе, допускается Отдельные неточности сдаются студенту. «Хорошо» может быть показано студенту, если он не сможет четко и полно ответить на уточняющие и дополнительные вопросы; студент, допустивший ошибки и неточности при ответах на вопросы семинара, показавший, что не умеет логически строить материал ответа и не может сформулировать свою позицию по проблемные вопросы, полное сдается студенту, не показавшему образования. При этом ошибки хотя бы в одной из задач не должны быть радикальными; студент не отвечает на вопросы семинара; дает неправильные ответы на все вопросы с конкретными ошибками; если не можете ответить на дополнительные и уточняющие вопросы Критерии оценки практического задания (работы). студент глубоко владеет учебным материалом по теме практической работы, демонстрирует владение взаимосвязью основных понятий, используемых в работы, и способен ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы. Студент демонстрирует свои знания теоретического и практического материала по теме практической работы, определяет взаимосвязь между показателями отчета, дает правильный алгоритм решения, определяет межпредметные связи согласно условиям задачи. студент знает учебный материал, усвоил основную литературу и может полностью ответить на все дополнительные и уточняющие вопросы. Студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, допускает небольшие неточности в решении задач, не до конца понимает межпредметные связи при выборе правильного алгоритма решения задачи. студент усвоил общий материал практической работы и не ответил на все уточняющие и дополнительные вопросы. Учащийся испытывает трудности с правильной оценкой предложенного задания, дает неполный ответ, требующий наводящих вопросов учителя, если в наводящих вопросах учителя не удается выбрать алгоритм решения задачи. студент имеет значительные пробелы в знаниях основного учебного материала практической работы, не полностью раскрывает содержание вопросов, не может ответить уточняющие и дополнительные вопросы. Когда обучающийся неправильно оценивает событие, не выбирает правильный алгоритм действий. Развернутый ответ обучающегося должен быть связным, логически последовательным по заданной теме, должен демонстрировать его умение применять определения и правила в реальных ситуациях. Показатели оценки: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень понимания, понимания того, что изучается; 3) лингвистическая формализация ответа. | студент не отвечает на вопросы семинара; дает неправильные ответы на все вопросы с конкретными ошибками; если не можете ответить на дополнительные и уточняющие вопросы |
Критерии оценки тестовых заданий: | студенты правильно ответившие на вопросы теста, получают -100 – 90% от общего количества заданных вопросов теста; | студенты с правильным количеством ответов на 89-75 % от общего количества заданных вопросов теста | студенты с правильным количеством ответов на вопросы теста получают 74-50% от общего объема заданных вопросов теста; | менее 50 % от общего количества заданных тестовых вопросов получены обучающимися с правильным количеством ответов на тестовые вопросы |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Предмет и метод науки экономики. Ресурсы и факторы производства
- Основы общественного производства. Формы общественного хозяйства
- Основы рыночной экономики. Основы теории спроса и предложения
- Предпринимательская деятельность, ее основные виды и формы. Инновационно-инвестиционная деятельность предприятия.
- Доход и издержки предприятия. Прибыль предприятия
- Национальная экономика как система. Экономический рост
- Макроэкономическая нестабильность. Экономический цикл, инфляция и безработица
- Мировая экономика и международные экономические отношения
- Основные понятия о праве. Право: понятие и структура. Правовая норма и правоотношение. НПА: понятие и виды. Система права и отрасли права
- Основы конституционного права Республики Казахстан. Конституционное право. Правоохранительные органы и суд Республики Казахстан. Государственное управление в Республике Казахстан.
- Основы гражданского права. Понятие, предмет, метод, система гражданского права РК. Источники гражданского права. Понятие гражданского правоотношения. Сделки в гражданском праве. Право собственности и иные вещные права. Основы обязательственного права. Право интеллектуальной собственности
- Основы трудового и семейного права Республики Казахстан. Понятие, предмет, метод, система и источники трудового права. Трудовые правоотношения. Индивидуальный трудовой договор. Коллективный трудовой договор. Основные положения семейного права РКы административного права Республики Казахстан. Понятие, предмет, метод, система административного права РК. Субъекты административного права.
- Административная ответственность: понятие, виды взысканий и порядок привлечения.
- Основы уголовного права Республики Казахстан. Понятие, предмет, метод уголовного права. Понятие преступления. Состав преступления. Уголовное наказание. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Стадии совершения преступления. Законодательная основа борьбы с коррупцией в Казахстане.
- Процессуальное право Республики Казахстан. Конституционная основа процессуального права. Источники процессуального права. Административный процесс: особенности его правового регулирования. Предмет, метод, система и принципы гражданского процессуального права. Предмет, метод, система и принципы уголовно- процессуального права.
Основная литература
- Журавлева Г.П., Экономическая теория. Микроэкономика. - М.: ИНФРА-М, 2017г, 440с
- 2. Маховикова Г.А. Микроэкономика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Г.А.Маховикова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 281 с.
- Лукманова, И.Г. Микроэкономика: Учебник для бакалавров / И.Г. Лукманова, Е.В. Нежникова, М.В. Чаруева и др. - М.: АСВ, 2013. - 292 c.
- Чеканский, А.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник / А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова. - М.: Проспект, 2016. - 688 c.
- Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: Учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2014. - 254 c.
- 6. Вымятнина, Ю.В. Макроэкономика в 2 ч. часть 2: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю.В. Вымятнина, К.Ю. Борисов, М.А. Пахнин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 198 c.
- 7. Абрамс Р. Бизнес-план на 100%.Стратегия и тактика эффективного бизнеса / Р. Абрамс. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 486 c. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. — М.: Форум, 2018. — 144 c.
- Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.09.2022 г.)
- Конституционный закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года № 2733 «О Президенте Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2023 г.)
- Конституционный закон Республики Казахстан от 18 декабря 1995 года № 2688 «О Правительстве Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.05.2023 г.)
- Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148-II «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.05.2023 г.)
- Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V «О правовых актах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.05.2023 г.)
- Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.03.2023 г.)
- Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.05.2023 г.)
- Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.05.2023 г.)
- Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.05.2023 г.)
- Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.03.2023 г.)
- 34(47+57)(075.8) К 891 Кузнецова, Наталья Владимировна. Гражданское право : Учеб. пособие в схемах / Н.В.Кузнецова. - М. : Право и закон XXI, 2004. - 127 c. - ISBN 5-9612-0004-3 : 422.16 т. ГРНТИ 10.27 УДК 347.4(075.8)
- 347(075.8) И 73 Интеллектуальная собственность : краткий учебный курс / Под ред. Н.М.Коршунова. - М. : Норма, 2005. - 295 c. - (Краткие учебные курсы юридических наук). - ISBN 5-89123-848-9 : 792.75 т., 550.00т. т., 982.80т. т. ГРНТИ 10.35.61 УДК 347.77/.78(075.8)
- Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс): Учебник для вузов / Под ред. проф. Э.К. Кутуева; науч. ред. и вступительное слово проф. В.П. Сальникова; 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России; Фонд «Университет», 2019. – 583 с. – (Серия: «Учебники для вузов, специальная литература»).
- Гражданский процесс: Практикум: Учебное пособие / Под ред. проф. В.В. Яркова, доц. А.Г. Плешанова; Урал. гос. юрид. ун-т. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Статут, 2017.
- Аубакирова Н.А. А93 Основы права: Учебно-методическое пособие.- Костанай: КРУ им.А.Байтурсынова, 2020.- 92с.
Дополнительная литература
- Киреев, А.П. Международная Микроэкономика: Учебник / А.П. Киреев. - М.: МО, 2013. - 72 c.
- Алиев В.С. Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): Учебное пособие / В.С. Алиев, Д.В. Чистов. — М.: Инфра-М, 2018. — 64 c.
- Мэнкью, Н. Макроэкономика. / Н. Мэнкью. - СПб.: Питер, 2013. - 560 c.