Тұрақты кәсіпкерлік негіздері

Варавин Евгений Владимирович

Оқытушының портфолиосы

Сипаттама: Пән «тұрақты даму» моделінің принциптеріне сәйкес бизнесті басқарудың теориялық, әдістемелік және практикалық негіздерін ашады. Бұл тұжырымдама үш факторды басқару арқылы ұзақ мерзімді қаржылық тұрақтылықты қамтамасыз етуге бағытталған: экономикалық, әлеуметтік және экологиялық.

Кредиттер саны: 3

Пререквизиты:

  • Кәсіпорын экономикасы

Пәннің еңбек сыйымдылығы:

Жұмыс түрлері сағат
Дәрістер 15
Практикалық жұмыстар 15
Зертханалық жұмыстар
СӨЖО 15
СӨЖ 45
Қорытынды бақылау нысаны емтихан
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны Жазбаша емтихан

Компонент: Таңдау бойынша компонент

Цикл: Базалық пәндер

Мақсат
  • Экологиялық және әлеуметтік мәселелерді бизнес шешімдеріне біріктіру және өзекті экологиялық және әлеуметтік мәселелерге инновациялық шешімдерді ұсыну үшін тұрақты кәсіпкерлік білімін қалыптастыру.
Міндет
  • - тұрақты кәсіпкерліктің негізгі категорияларын, заңдылықтарын және перспективаларын зерттеу;
  • - экономиканың кез келген саласында қолданылатын талдау әдістерін, әдістерін дербес қолдану үшін негізгі микроэкономикалық процестерді зерттеу әдістемесін оқыту;
  • - студенттерді әлеуметтік-экономикалық құбылыстар мен процестердің жай-күйі мен дамуына әсер ететін түрлі тұтқалармен, ынталандырулармен таныстыру.
  • - экономикалық және математикалық модельдердегі аналитикалық айнымалылар арасындағы байланыс негізінде нақты жағдайларды талдау дағдыларын қалыптастыру.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
  • - тұрақты кәсіпорынның жұмыс істеуінің негізгі идеяларын, принциптерін және заңдылықтарын біледі. - тұрақты кәсіпкерліктің жалпы заңдылықтарына негізделген әртүрлі уақыт горизонттарында компания мен тұтынушылардың мінез-құлқының сипатын түсінеді;
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
  • - теориялық және практикалық білімді болашақ бизнесті бастау немесе инновациялар құру, жаңа идеяларды генерациялау және пайдалану, ғылыми эксперименттер жүргізу және болжам жасау үшін пайдалана білу;
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
  • - экономикалық жағдайлар мен мәселелерді шешуде өз ұстанымыңызды тұжырымдаңыз және дәлелдеңіз;
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
  • - топта нәтижелі жұмыс істеу үшін коммуникативті дағдыларды меңгереді;
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
  • - экономикалық ойлау дағдыларын меңгеру: шешудің көптеген нұсқаларының ішінен ең ұтымдысын таңдау; ақпаратты жинау, жүйелеу және ғылыми түсіндіру дағдыларының болуы; ғаламдық компьютерлік желілерде және корпоративтік ақпараттық жүйелерде экономикалық ақпаратпен жұмыс істеу.
Оқыту әдістері

1 Оқу және ғылыми-зерттеу қызметінің технологиялары; 2 Коммуникациялық технологиялар (пікірталас, баспасөз конференциясы, миға шабуыл, білім беру дебаттары және басқа да белсенді нысандар мен әдістер); 3 ақпараттық-коммуникациялық (қашықтықтан оқытуды қоса алғанда) технологиялар.

Білім алушының білімін бағалау

Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.

Кезең Тапсырма түрі Өлшем
1  рейтинг Тестілеу 0-100
Эссе жазу
Нақты жағдайларды талдау
Ауызша сұрау
Тапсырма бойынша ағымдық бақылаудың
2  рейтинг Ауызша сұрау 0-100
Қорғау бақылау жұмысы
Аудиториялық бақылау жұмысы
Тапсырма бойынша ағымдық бақылаудың
Қорытынды бақылау емтихан 0-100
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі 90-100 70-89 50-69 0-49
Өте жақсы Жақсы Қанағаттанарлық Қанағаттанарлықсыз
Критерии оценки устного опроса (обсуждение): студент полностью объясняет материал (отвечает на вопрос), правильно определяет основные понятия; определяет понимание материала, может обосновать свое мнение, может применить знания на практике, может привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; если он сможет последовательно и правильно изложить материал с точки зрения норм литературного языка Критерии оценки устного опроса (обсуждение): студент полностью объясняет материал (отвечает на вопрос), правильно определяет основные понятия; определяет понимание материала, может обосновать свое мнение, может применить знания на практике, может привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; если он сможет последовательно и правильно изложить материал с точки зрения норм литературного языка студент дает ответ, удовлетворяющий требованиям типа «очень хорошо», но имеет 1-2 ошибки, которые он исправляет и в последовательности и языковом оформлении повествования допускаются 1-2 дефекта студент знает и понимает основные правила данной темы, но не полностью излагает материал и допускает неточности в определении понятий или формулирование правил; не знает достаточно глубоко и убедительно, чтобы обосновать свои суждения и привести собственные примеры; описывает материал непоследовательно (F; 0; 0 - 49%) и допускает ошибки в лингвистической формализации сказанного студент не знает большую часть соответствующего вопроса, «неудовлетворительно», допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажает их смысл, излагает материал беспорядочно и недостоверно. Критерии оценки устного опроса (обсуждение): студент полностью объясняет материал (отвечает на вопрос), правильно определяет основные понятия; определяет понимание материала, может обосновать свое мнение, может применить знания на практике, может привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; если он сможет последовательно и правильно изложить материал с точки зрения норм литературного языка студент дает ответ, удовлетворяющий требованиям типа «очень хорошо», но имеет 1-2 ошибки, которые он исправляет и в последовательности и языковом оформлении повествования допускаются 1-2 дефекта студент знает и понимает основные правила данной темы, но не полностью излагает материал и допускает неточности в определении понятий или формулирование правил; не знает достаточно глубоко и убедительно, чтобы обосновать свои суждения и привести собственные примеры; описывает материал непоследовательно (F; 0; 0 - 49%) и допускает ошибки в лингвистической формализации сказанного студент не знает большую часть соответствующего вопроса, «неудовлетворительно», допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажает их смысл, излагает материал беспорядочно и недостоверно. студент не знает большую часть соответствующего вопроса, «неудовлетворительно», допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажает их смысл, излагает материал беспорядочно и недостоверно
Критерии оценки занятия по семинарской модели студент полностью и правильно ответил на вопросы семинара, логически структурировал и изложил материал. В этом случае студент должен знать специальную литературу. Для получения отличной оценки необходимо продемонстрировать умение выявлять проблемные вопросы в соответствующей области, анализировать их и предлагать решения, уточнять и давать полные ответы на дополнительные вопросы; Критерии оценки занятия по семинарской модели: студент полностью и правильно ответил на вопросы семинара, логически структурировал и изложил материал. В этом случае студент должен знать специальную литературу. Для получения отличной оценки необходимо продемонстрировать умение выявлять проблемные вопросы в соответствующей области, анализировать их и предлагать решения, уточнять и давать полные ответы на дополнительные вопросы; студент отвечал на вопросы семинара совершенно правильно, сохраняя логику изложения материала, но не носил принципиальный характер при ответе, допускается Отдельные неточности сдаются студенту. «Хорошо» может быть показано студенту, если он не сможет четко и полно ответить на уточняющие и дополнительные вопросы; студент, допустивший ошибки и неточности при ответах на вопросы семинара, показавший, что не умеет логически строить материал ответа и не может сформулировать свою позицию по проблемные вопросы, полное сдается студенту, не показавшему образования. При этом ошибки хотя бы в одной из задач не должны быть радикальными; студент не отвечает на вопросы семинара; дает неправильные ответы на все вопросы с конкретными ошибками; если не можете ответить на дополнительные и уточняющие вопросы студент, допустивший ошибки и неточности при ответах на вопросы семинара, показавший, что не умеет логически строить материал ответа и не может сформулировать свою позицию по проблемные вопросы, полное сдается студенту, не показавшему образования. При этом ошибки хотя бы в одной из задач не должны быть радикальными; студент не отвечает на вопросы семинара; дает неправильные ответы на все вопросы с конкретными ошибками; если не можете ответить на дополнительные и уточняющие вопросы
Критерии оценки тестовых заданий студенты правильно ответившие на вопросы теста, получают -100 – 90% от общего количества заданных вопросов теста; студенты с правильным количеством ответов на 89-75 % от общего количества заданных вопросов теста Критерии оценки тестовых заданий: студенты правильно ответившие на вопросы теста, получают -100 – 90% от общего количества заданных вопросов теста; студенты с правильным количеством ответов на 89-75 % от общего количества заданных вопросов теста; студенты с правильным количеством ответов на вопросы теста получают 74-50% от общего объема заданных вопросов теста; менее 50 % от общего количества заданных тестовых вопросов получены обучающимися с правильным количеством ответов на тестовые вопросы. менее 50 % от общего количества заданных тестовых вопросов получены обучающимися с правильным количеством ответов на тестовые вопросы
Критерии оценки результатов в обучении студентов при решении ситуаций и ситуационных задач студент представил конструктивный вариант ответа и дано его качественное обоснование. Предложенный вариант способствует достижению определенных целей. Обоснование включает анализ ситуации, объяснение возможных причин ее возникновения, постановку целей и задач; включает описание возможных реакций участников события, прогнозирование результатов воздействия. Критерии оценки результатов в обучении студентов при решении ситуаций и ситуационных задач: студент представил конструктивный вариант ответа и дано его качественное обоснование. Предложенный вариант способствует достижению определенных целей. Обоснование включает анализ ситуации, объяснение возможных причин ее возникновения, постановку целей и задач; включает описание возможных реакций участников события, прогнозирование результатов воздействия. предложенный ответ направлен на достижение положительного результата. В предлагаемом решении учтены условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не имеет достаточного обоснования. предоставлен вариант решения ситуации нейтрального типа, то это возможный, но не конструктивный вариант ответа. Ситуация не ухудшается, но и не улучшается. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование не имеет значения. при отсутствии варианта ответа. предоставлен вариант решения ситуации нейтрального типа, то это возможный, но не конструктивный вариант ответа. Ситуация не ухудшается, но и не улучшается. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование не имеет значения. при отсутствии варианта ответа.
Бағалау нысаны

Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:

  • Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
  • Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.

Қорытынды бағаны есептеу формуласы:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;

Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.

Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:

Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:

Әріптік жүйе бойынша бағалар Балдардың сандық эквиваленті Балдар (%-тік құрамы) Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар
A 4.0 95-100 Өте жақсы
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Жақсы
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Қанағаттанарлық
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Қанағаттанарлықсыз
F 0 0-24
Дәріс сабақтарының тақырыптары
  • Негіздері тұжырымдамасы "тұрақты даму" кәсіпкерлік
  • Экономика тұйық цикл
  • Жасыл бизнес
  • Маркетинг және клиенттік саясаты
  • Бизнестің әлеуметтік жауапкершілігі
  • Басқару тізбегін жеткізу
  • Логистика: ішкі, сыртқы, кері
  • Әділ де транспарентті адам ресурстарын басқару
  • Тиімділігі қызметкерлердің және ынталандыру жүйесі персонал
  • Қызметкерлерге өтемақы төлеу
Негізгі әдебиет
  • 1. Алинов М.Ш. Основы устойчивого развития: учеб. пособие / М. Ш. Алинов; МОН РК. - Алматы: Бастау, 2013 2. Куратко Дональд Ф. Предпринимательство: теория, процесс, практика, [Текст] : учебник / Дональд Ф. Куратко. - 10-е изд. - Алматы:Ұлттық аударма бюросы, 2019.
Қосымша әдебиеттер
  • Gajendrum N. (2017). Green Supply Chain Management–Benefits Challenges and Other Related Concepts, INTERNATIONAL JOURNAL OF APPLIED SCIENCE ENGINEERING & MANAGEMENT, VOL 3, ISSUE 8 ISSN: 2454-9940+ 2. Khan. S. A. R. (2018) Introductory chapter: Introduction of Green Supply Chain Management 3. McKinnon, Alan; Browne, Michael; Whiteing, Anthony; and Piecyk, Maja. (2015). Green 4. Achillas, Charisios; Bochtis, Dionysis D.; Aidonis, Dimitrios; and Folinas, Dimitris. (2019). Green supply chain management. In Taylor & Francis Group (Ed.),Routledge.P. 7-8 5. Galli, Francesca and Brunori, Gianluca. (2013). Short food supply chains as drivers of sustainable development. In Evidence Document. Document Developed in the Framework of the FP7 Project FOODLINKS; (GA No. 265287).