Бизнес-жоспарлау

Саменова Асем Жанахметовна

Оқытушының портфолиосы

Сипаттама: Осы пән шеңберінде бизнес-жоспардың құқықтық негіздері, технологиялары, әзірлеу кезеңдері, құрылымы мен мазмұны, оны ілгерілету, қаржыландыру әдістері, бизнесті жоспарлаудың салалық ерекшеліктері қарастырылады. Курс бизнес-жоспардың қаржылық-экономикалық көрсеткіштерін есептеу, бизнес-идеяға талдау жүргізу және оны қаржыландырудың орындылығы туралы шешім қабылдау дағдыларын қалыптастыруға мүмкіндік береді.

Кредиттер саны: 5

Пререквизиты:

  • Кәсіпорын экономикасы

Пәннің еңбек сыйымдылығы:

Жұмыс түрлері сағат
Дәрістер 15
Практикалық жұмыстар 30
Зертханалық жұмыстар
СӨЖО 30
СӨЖ 75
Қорытынды бақылау нысаны емтихан
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны

Компонент: ЖОО компоненті

Цикл: Кәсіптік пәндер

Мақсат
  • Пәндерді оқып-үйрену мақсаты - студенттердің теориялық білімдерін қалыптастыру және іскерлік жоспарларды жасауда оларды іске асыру, осы салада ақпараттық технологияларды пайдалану.
Міндет
  • Пәндерді оқудың міндеттері:1) қызметті жоспарлау бизнесті дамытудың негізі екендігін студенттергеге ойлауды қалыптастыру;2) бизнес-жоспарды құрудың негізгі мақсаты тұрақты пайданы алу болып табылатындығын студенттердің түсінуін қалыптастыру;3) бизнес-жоспарды жүзеге асыру үшін инвесторлармен өзара іс-қимыл механизмін түсінуді қалыптастыру;4) бизнестегі күтілмеген жағдайларды және бизнесті жоспарлаудағы типтік қателерді түсіну.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
  • 1) инвестициялық қызметті бизнес жоспарлаудың мәнін түсіну; 2) негізгі терминологияны түсіну; 3) Қазақстан Республикасында және басқа елдерде инвестициялық қызметті жоспарлаудың құқықтық және экономикалық негіздері туралы түсінік беру; 4) кәсіпорын құру және дамыту үшін бизнес-жоспарлардың түрлері мен түрлерін білу;
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
  • 1) негізгі терминологияны қолдануға; 2) Қазақстан Республикасында және ЕАЭО елдерінде инновациялық қызметті бизнес-жоспарлаудың құқықтық және экономикалық негіздерін қолданады; 3) бизнесті жоспарлаудың заманауи әдістері мен технологияларын қолданады; 4) инновациялық жобаларды бизнес-жоспарлауда IT-технологияларды қолданады.
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
  • Сараптамалық бизнес-жобада экономикалық тиімді инвестициялардың қаншалықты тиімді екендігі туралы пікір қалыптастыру.
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
  • 1) бизнес-жобаларды әзірлеу және талдау кезінде командада жұмыс істеу мүмкіндігі; 2) бизнес-жобаны жүзеге асыру үшін инвесторлармен байланысу мүмкіндігі
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
  • 1) бизнесті жоспарлау үшін бағдарламалық өнімдерді дербес түсіну дағдылары; 2) бизнес-жоспарды әзірлеу және талдау үшін тәуелсіз ақпаратты іздеу дағдылары.
Оқыту әдістері

- технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения (составление бизнес-плана, затрагивающего все темы дисциплины); - технологии учебно-исследовательской деятельности (в рамках самостоятельной работы студентов составление опорных схем по предложенным темам); - коммуникативные технологии (работа в группах на практических занятиях, демонстрация слайдов, метод мозгового штурма, проведение лекций с ошибками); - информационно-коммуникационные (применение дистанционных образовательных технологий).

Білім алушының білімін бағалау

Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.

Кезең Тапсырма түрі Өлшем
1  рейтинг Проведение анализа рыночных и отраслевых трендов. 0-100
Составление опорной схемы на тему "Канва бизнес-модели".
Разработка бизнес-модели.
Составление опорной схемы на тему "Исследование в маркетинге".
Проведение маркетинговых исследований.
Составление опорной схемы по теме "Налоги: прямые и косвенные"
Составление инвестиционного раздела бизнес-плана.
Составление опорной схемы на тему "Регистрация юридического лица и индивидуального предпринимателя".
Тест рубежный контроль 1
2  рейтинг Составление маркетингового раздела бизнес-плана. 0-100
Составление организационного раздела бизнес-плана
Составление опорной схемы на тему "Ресурсы, необходимые для реализации бизнес-плана"
Составление производственного раздела бизнес-плана
Составление опорной схемы на тему "Способы привлечения инвестиций"
Разработка финансового раздела бизнес-плана
Составление опорной схемы на тему "Навыки публичных выступлений"
Оценка рисков планируемого бизнеса
Составление опорной схемы на тему "Расширение бизнеса. Открытие филиалов"
Тест рубежный контроль 2
Қорытынды бақылау емтихан 0-100
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі 90-100 70-89 50-69 0-49
Өте жақсы Жақсы Қанағаттанарлық Қанағаттанарлықсыз
Работа на практических занятиях Выполнил практическую работу в полном объеме, в ответе правильно выполняет вычисления. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, умеет применять знания в новой ситуации, может установить связь между изучаемым изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. Выполнил требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающего на вопросы удовлетворяет основным требованиям к оценке 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. Допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы. в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы. Допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить нина один из поставленных вопросов.
Коллоквиум (сдача опорных схем) Обучающийся демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры. Обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или после незначительной коррекции преподавателем. Обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточное владение терминологией, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем. Обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа вялений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, не владеет терминологией, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать.
Задание в тестовой форме для рубежного контроля 100-90 % правильных ответов 89-70 % правильных ответов 69-50 % правильных ответов 49-0 % правильных ответов
Письменный экзамен (итоговый) 100-90 % правильных ответов 89-70 % правильных ответов 69-50 % правильных ответов 49-0 % правильных ответов
Бағалау нысаны

Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:

  • Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
  • Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.

Қорытынды бағаны есептеу формуласы:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;

Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.

Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:

Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:

Әріптік жүйе бойынша бағалар Балдардың сандық эквиваленті Балдар (%-тік құрамы) Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар
A 4.0 95-100 Өте жақсы
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Жақсы
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Қанағаттанарлық
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Қанағаттанарлықсыз
F 0 0-24
Дәріс сабақтарының тақырыптары
  • Психология бизнес-мышления
  • Выбор бизнес-идеи стартапа
  • Бизнес-модель стартапа
  • Маркетинг в деятельности стартапа
  • Стратегия продаж
  • Ключевые ресурсы стартапа
  • Операционная деятельность стартапа
  • Финансовая модель бизнеса
  • Привлечение инвестиций и меры государственной поддержки
  • Стратегия развития бизнеса
  • Ответственность предпринимателя
  • Структура бизнес-плана
  • Маркетинговый раздел бизнес-плана
  • Финансовый план
Негізгі әдебиет
  • 1. Жариков В.Д. Основы бизнес-планирования в организации. - М.: КноРус, 2020. 2. Волков А.С. Бизнес-планирование. - М.: РИОР, 2019. 3. Бурганов Р.А. Планирование на предприятии. - М.: Лань, 2021. 4. Чистов Д.В. Бизнес-планирование с использованием программы РЕ. - М.: Инфра-М, 2022. 5. Горбунов В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов. - М.: Риор, 2018 6. Дуйсенханов Е.С. Основы предпринимательства. Рабочая тетрадь студента. - Нур-Султан., 2019
Қосымша әдебиеттер
  • 1. Алиев В.С. Практикум по бизнес-планированию с использованием программы Project Expert. – М.: Инфра-М, 2017. 2. Степанов А.А. Бизнес-планирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата.- М.: Юрайт, 2017. 3. http:// www.pro-invest.com 4. http://www.cfin.ru 6. http://www.risk-management.ru