Экономический анализ

Варавин Евгений Владимирович

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Экономический анализ как синтез теории экономического анализа, управленческого и финансового анализа. Приемы анализа и техника проведения аналитических расчетов. Содержание и методика проведения управленческого анализа, финансового анализа. Экономико-математические модели в анализе. Краткосрочный прогноз деятельности предприятия.

Betrag der Credits: 3

Пререквизиты:

  • Экономика предприятия

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 15
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 15
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 45
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Письменный экзамен

Komponente: Компонент по выбору

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Освоение функции менеджмента по анализу производственно-финансовой деятельности предприятия для обоснования принятия управленческих решений
Задача
  • Формирование компетенций: владение логикой экономического мышления и анализа, систематизации и взаимосвязи экономической информации; способность применять на практике технику аналитических расчетов; выработка научно-обоснованных рекомендаций для обоснования принятия управленческих решений.
Результат обучения: знание и понимание
  • Использовать теоретические знания в области методологии, метода и методики экономического анализа деятельности предприятий; причинно-следственные связи, возникающие как результат деятельности организации, а также их количественная оценка, представления об основах планирования и анализа себестоимости продукции и услуг, освоения теоретических знаний диагностирования экономического и финансового состояния предприятия.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь детализировать, систематизировать и моделировать экономические явления и процессы; использовать информационную базу для анализа, содержащуюся в бухгалтерской, статистической, управленческой отчетности; обосновывать и принимать управленческие решения по повышению эффективности деятельности предприятия.
Результат обучения: формирование суждений
  • Уметь критически анализировать существующие концепции, теории и подходы к анализу процессов и явлений, интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин для решения аналитических задач в новых незнакомых условиях, путем интеграции знаний выносить суждения и принимать решения на основе неполной или ограниченной информации. Уметь креативно мыслить и творчески подходить к решению новых проблем и ситуаций.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Уметь реализовывать навыки ораторского искусства, правильного и логичного оформления своих мыслей в устной форме. Быть готовым к преподаванию экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня. Уметь работать в команде в процессе обоснования и принятия управленческих решений.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Получить навыки выбора и применения методов и приемов экономического анализа в соответствии с поставленными целями; навыки сбора и подготовки к анализу исходных информационных данных на предприятии; уметь проводить расчет факторного анализа результирующих показателей; уметь обобщать и оценивать результаты деятельности предприятия; выявлять и прогнозировать существующих и потенциальных проблем; разрабатывать конкретные мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности использования производственного потенциала и финансовых ресурсов предприятия; производить практический расчет себестоимости продукции в разных системах калькуляций и для различных отраслей.
Lehrmethoden

Используемые основные технологии:  технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения;  технологии учебно-исследовательской деятельности;  коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);  метод кейсов (анализ ситуации);  информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Темы лекционных занятий
  • 1. Предмет и задачи курса. Экономический анализ (ЭА) как наука и как практика. Общая цель ЭА. Структура дисциплины. Роль анализа хозяйственной деятельности предприятия в управлении на предприятии. Определение предмета и основных актуальных задач ЭА. 2. Организация и информационное обеспечение экономического анализа. Виды экономического анализа, их содержание. Основы функционально-стоимостного анализа. 3. Материалы, используемые для анализа. Подготовка материалов к анализу и оформление результатов. Организация экономического анализа на предприятии. 3. Основные приемы экономического анализа. Традиционные методы ЭА. Детерминированные методы факторного анализа. Стохастические методы ЭА. Интуитивные (экспертные) методы. Методы комплексной оценки ХДП. 4. Анализ маркетинговой деятельности предприятия. Анализ рынков сбыта. Анализ конкурентоспособности предприятия и продукции. Анализ показателей эффективности маркетинговой деятельности предприятия. 5. Анализ операционной деятельности предприятия. Значение и задачи анализа. Общий анализ объёма, ассортимента, структуры продукции и ритмичности производства. Последовательность и методика проведения факторного анализа производственной программы. Анализ объёма реализации продукции. 6. Анализ технического и организационного уровня производства предприятия. Анализ технического уровня производства: состояние техники, состояние технологии. Уровень организации труда. Уровень организации производства. Уровень организации управления. 7. Анализ наличия и использования основного капитала предприятия. Факторы улучшения использования основных фондов. Анализ наличия, состояния и движения ОС. 8. Анализ финансовой деятельности предприятия. Модель формирования финансовых результатов. Анализ уровня, динамики и структуры финансовых результатов. Факторный анализ операционной прибыли. 9. Анализ инвестиционной деятельности предприятия. Показатели эффективности инвестиционных проектов. Особенности методики инвестиционного анализа тельности предприятия. 10. Анализ инновационной деятельности предприятия. Понятие и сущность инновационной деятельности. Методика анализа инновационной деятельности. 11. Комплексная (рейтинговая) оценка деятельности предприятия. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. Система показателей комплексного АХД. Методы сравнительной комплексной оценки.
Основная литература
  • 1 Александров О.А. Экономический анализ: учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2016 2 Казакова Н.А. Экономический анализ в оценке бизнеса и управлении инвестиционной привлекательностью компании. - М.:Финансы и статистика , Инфра-М, 2017 3 Маркин Ю.П. Экономический анализ. Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2012 4 Пласкова Н.С. Экономический анализ.: Учебник/ Пласкова Н.С.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЭКСМО, 2010 5 Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: учебник для бакалавров.- М.: Дашков и К, 2018 6 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Г.В.Савицкая . – 13-е издание. – МН.: Новое знание, 2011 7 Турманидзе Т.У. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник – Алматы: LEM, 2011 8 Турманидзе Т.У. Финансовый анализ: учебник.- 2-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
Дополнительная литература
  • 1 Казакова Н.А. Управленческий анализ: комплексный анализ и диагностика предпринимательской деятельности: учебник для студентов вузов 2-е изд., доп. и перераб. - М. : ИНФРА-М, 2015 2 Мазурова И.И. Комплексный экономический анализ предприятия: Учебник для Вузов. - СПб.: Питер. 2012 3 Журнал «Экономический анализ: теория и практика»