Money, credit, banks

Baytikenova Gulzhan Alpekovna

The instructor profile

Description: The discipline is a theoretical course that continues the analysis of the economic relations of society. The course examines the basic concepts and theoretical aspects of the functioning of money, the monetary and banking system. Students will learn about the role of money in the economy and the mechanisms of its creation and regulation, the concepts and principles of the monetary system, study various types of monetary instruments, as well as mechanisms of lending and loan interest, the impact of monetary policy on the economy and inflation. In addition, they will study the structure of the banking system, the activities of central and commercial banks, the processes of attracting and providing loans, the principles of asset and liability management, banking risks and regulation of the banking sector.

Amount of credits: 5

Пререквизиты:

  • Человек. Общество. Право (Человек и общество)

Course Workload:

Types of classes hours
Lectures 15
Practical works 30
Laboratory works
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) 30
SAW (Student autonomous work) 75
Form of final control Graded Credit
Final assessment method

Component: University component

Cycle: Base disciplines

Goal
  • комплексное предоставление совокупности знаний по теоретическим аспектам денег и кредита, основам функционирования денежной, кредитной системы и банковской системы, международным кредитно-расчетным и валютным отношениям
Objective
  • Основной задачей курса является подготовка студентов к самостоятельному проведению исследований в области денег и денежного обращения, кредита, банковской деятельности на основе публикуемой статотчетности.
Learning outcome: knowledge and understanding
  • Знать и понимать содержание и важнейшие тенденции развития денежного обращения в Казахстане; основные законодательные и нормативно-инструктивные материалы по вопросам организации денежного обращения и валютного регулирования в Казахстане
Learning outcome: applying knowledge and understanding
  • Уметь применять полученные практические навыки для работы в банковской сфере современного Казахстана.
Learning outcome: formation of judgments
  • умеет самостоятельно проводить исследований в области денег и денежного обращения, кредита, банковской деятельности на основе публикуемой статотчетности. Владеет способностями рассчитывать скорость обращения денег, денежного и банковского мультипликатора, дисконта, простых и сложных процентных выплат.
Learning outcome: communicative abilities
  • способен легко адаптироваться в профессиональной среде, гибок и мобилен в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Learning outcome: learning skills or learning abilities
  • владеет навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности
Teaching methods

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: 1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то проблемы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение). 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).

Assessment of the student's knowledge

Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.

Period Type of task Total
1  rating Опрос 0-100
Опрос
Коллоквиум
Тестирование
Реферат с презентацией
Индивидуальное задание
2  rating Опрос 0-100
Опрос
Коллоквиум
Тестирование
Реферат с презентацией
Индивидуальное задание
Total control Graded Credit 0-100
The evaluating policy of learning outcomes by work type
Type of task 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent Good Satisfactory Unsatisfactory
Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 15 до 30 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); • оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; • оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом
Evaluation form

The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:

  • 40% of the examination result;
  • 60% of current control result.

The final grade is calculated by the formula:

FG = 0,6 MT1+MT2 +0,4E
2

 

Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;

E is a digital equivalent of the exam grade.

Final alphabetical grade and its equivalent in points:

The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:

Alphabetical grade Numerical value Points (%) Traditional grade
A 4.0 95-100 Excellent
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Good
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Satisfactory
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Unsatisfactory
F 0 0-24
Topics of lectures
  • Необходимость, сущность и функции денег
  • Виды денег
  • Денежная система, ее элементы и типы
  • Денежный оборот общества
  • Необходимость, сущность и функции кредита
  • Основы создания, функционирования коммерческих банков и условия их деятельности
  • Сущность банка, его функции и роль в экономике
  • Национальный банк РК – центральный банк Республики Казахстан
  • Понятие, структура и принципы построения кредитной системы
  • Собственный капитал банка и его роль в обеспечении устойчивости банка
  • Формирование и управление банковскими ресурсами
  • Формы обеспечения возвратности банковских ссуд
  • Банковский маркетинг
  • Кредитный портфель и управление проблемными кредитами
  • Понятие и классификация валют
Key reading
  • Абрамова М. А. Деньги, кредит, банки и денежно-кредитная система. Тесты, задания, кейсы. Учебное пособие. — М.: КноРус, 2021.
  • Ермоленко О.М. Деньги. Кредит. Банки : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Экономика» / Ермоленко О.М.. — Краснодар, Саратов : Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 94 c. — ISBN 978-5-93926-314-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/
  • Гумар Н.А. Несие тәуекелділігі пайда болуы және төмендету жолдары : монография / Гумар Н.А.. — Алматы : Альманах, 2016. — 153 c. — ISBN 978-601-80598-7-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/
  • Халықаралық валюталық, қаржы - несиелік қатынастар : оқу құралы / А.Ш. Молдабекова [и др.].. — Тараз : Таразский региональный университет имени М.Х. Дулати, 2019. — 185 c. — ISBN 978-9965-37-196-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/
  • Деньги. Кредит. Банки. Учебник под редакцией Искакова У.М. заслуженного деятеля РК. д.э.н. профессора. – Алматы: - Тоо Издательство «Фортуна Полиграф». – 2022. – 344 стр.
  • Авагян, Г.Л. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / Г.Л. Авагян, Т.М. Ханина, Т.П. Носова. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 416 c.
  • Банковское дело: Учебник / Под ред. Лаврушина О.И., Валенцева Н.И.. - М.: КноРус, 2017. - 128 c.
  • Кредитное дело. Учебное пособие для студентов специальности 5В050900 - Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки (для бакалавров) / О.И. Лаврушин. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.Финансы - Костанай, 2017. – 121с.
  • Баликоев, В. З. История и методология науки о деньгах, кредите и банках : учебное пособие / В. З. Баликоев, Н. Г. Протас ; под редакцией В. З. Баликоева. — Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2020. — 215 c. — ISBN 978-5-7014-0971-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/106146.html
  • Садвокасова, К. Ж. Деньги, кредит, банки : учебник / К. Ж. Садвокасова. — Алматы, Москва : EDP Hub (Идипи Хаб), Ай Пи Ар Медиа, 2025. — 212 c. — ISBN 978-5-4497-3923-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/145542.html
  • Садвокасова, К. Ж. Деньги, кредит, банки : учебно-методическое пособие / К. Ж. Садвокасова, Р. К. Садвокасов. — Алматы, Москва : EDP Hub (Идипи Хаб), Ай Пи Ар Медиа, 2025. — 137 c. — ISBN 978-5-4497-3929-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/145541.html
  • Дмитриева, И. Е. Деньги, кредит, банки : учебное пособие / И. Е. Дмитриева, Е. А. Ярошенко. — 2-е изд. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2025. — 208 c. — ISBN 978-5-4497-3764-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/143929.html
Further reading
  • 1.Официальный сайт Национального Банка РК www.nationalbank.kz
  • 2.Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года № 2444 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.03.2022 г.)
  • 3. Закон Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан" от от 30 марта 1995 года № 2155 (с изменениями и дополнениями на 12 января 2023)