Introduction to Finance

Abdrakhmanova Zhannur Serikovna

The instructor profile

Description: The subject of the course is the financial system of the country, the order of distribution of GDP in the interests of the state and society. The course includes sections: state finance, enterprise finance and public finance. As a result, students will know the composition and structure of the generated financial resources and funds in various parts of the financial system, the order and features of their distribution and use to meet private and public needs.

Amount of credits: 5

Пререквизиты:

  • Economic theory

Course Workload:

Types of classes hours
Lectures 15
Practical works 30
Laboratory works
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) 30
SAW (Student autonomous work) 75
Form of final control Exam
Final assessment method

Component: University component

Cycle: Base disciplines

Goal
  • Комплексное предоставление совокупности знаний по теоретическим аспектам финансов, основам функционирования бюджетной и налоговой систем, этапов бюджетного процесса РК, а также изучение теоретических основ и закономерностей формирования, распределения и организации использования государственных фондов, предназначенных для реализации функций государства и частных фондов, предназначенных для удовлетворения потребностей.
Objective
  • понимать: - сущность и экономическую природу отношений по формированию, распределению и организации использования денежных фондов, обеспечивающих реализацию функций государства и удовлетворения потребностей; - состав и общий порядок формирования финансовой системы государства; - роль финансовых отношений в экономической и финансовой политике государства и их реализацию через финансовый механизм; - состав, назначение и принципы бюджетной системы государства; - цели, стадии бюджетного процесса; - значение и методы государственного регулирования экономики - состав и порядок формирования денежных фондов хозяйствующих субъектов ; - цели и принципы финансовой системы; - систему управления финансами государства и финансовым устройством; - роль и назначение внебюджетных фондов в финансовой системе государства; - роль и назначение страхового фонда при реализации функций государства; - роль и значение фондов хозяйствующего субъекта. - основные концепции формирования финансовой системы государства - основные принципы формирования бюджетной системы знать: - концептуальные основы бюджетного процесса и нормативно-правовые акты, регулирующие отношения на каждой стадии бюджетного процесса. - состав и структуру налоговой системы государства, обеспечивающей формирование государственного бюджета; - организацию работы и полномочия законодательных и исполнительных органов власти в сфере финансов и финансового контроля; - законодательные акты, регулирующие процессы формирования, распределения и организации их использования денежных фондов финансовой системы; - методы государственного регулирования экономики (государственный долг, государственного заимствование) - финансовые потоки хозяйствующих субъектов, обеспечивающие выпуск товаров, работ и услуг; - особенности формирования финансов бюджетных учреждений, государственных предприятий на правах хозяйственного ведения и оперативного управления, механизм предоставления государственных и бюджетных кредитов; - основные показатели оценки финансовых потоков хозяйствующих субъектов, уметь: - ориентироваться в потоке финансовой информации, изменениях нормативно-правового характера. - владеть понятийным аппаратом, описывающим принципы организации, структуру и взаимосвязь элементов республиканского бюджета и местных финансов - оценить взаимодействия различных факторов, оказывающих влияние на финансы органов власти, методов и методик государственного регулирования бюджетного и налогового процессов; - анализировать информацию, формирующуюся в процессе функционирования государственных и местных финансов, обобщать данные и делать выводы; - классифицировать денежные фонды хозяйствующего субъекта (фонда активов и источников, их образования); - рассчитывать размер инвестиций в основные и оборотные средства, а также финансовых ресурсов, формируемых в результате отношений хозяйствующего субъекта; - оценивать эффективность использования денежных фондов
Learning outcome: knowledge and understanding
  • - ориентироваться в потоке финансовой информации, изменениях нормативно-правового характера. - владеть понятийным аппаратом, описывающим принципы организации, структуру и взаимосвязь элементов республиканского бюджета и местных финансов - оценить взаимодействия различных факторов, оказывающих влияние на финансы органов власти, методов и методик государственного регулирования бюджетного и налогового процессов; - анализировать информацию, формирующуюся в процессе функционирования государственных и местных финансов, обобщать данные и делать выводы; - классифицировать денежные фонды хозяйствующего субъекта (фонда активов и источников, их образования); - рассчитывать размер инвестиций в основные и оборотные средства, а также финансовых ресурсов, формируемых в результате отношений хозяйствующего субъекта; - оценивать эффективность использования денежных фондов
Learning outcome: applying knowledge and understanding
  • - знать и понимать область и сущность категории финансов, то есть системы отношений по формированию, распределению и организации использования денежных фондов, обеспечивающих реализацию функций государства и удовлетворения потребностей общества. Обладать передовыми знаниями управления этим отношениями; - применять эти знания в профессиональной деятельности; - применять на практике нормы законодательства РК в области регулирования финансовых отношений; - уметь формулировать аргументы и решать проблемы, обеспечивающие эффективность финансовых отношений - уметь обобщать и интерпретировать информацию для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений.
Learning outcome: formation of judgments
  • уметь ориентироваться в системе отношений по формированию и распределению денежных фондов при реализации функций государства и производстве товаров, работ и услуг, и адаптироваться к динамично меняющимся условиям формирования финансовых ресурсов в условиях ограниченности и неопределенности - владеет навыками принятия решений экономического и организационного характера в условиях неопределенности и риска
Learning outcome: communicative abilities
  • -соблюдать нормы деловой этики, владеть этическими и правовыми нормами поведения; - знать социально-этические ценности, основанные на общественном мнении, традициях, обычаях, общественных нормах; - ориентироваться на эти ценности в своей профессиональной деятельности - способен работать в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения; умеет находить компромиссы, соотносить свое мнение с мнением коллектива - гибок и мобилен в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Learning outcome: learning skills or learning abilities
  • владеть навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре; адаптировать полученные знания в профессиональной деятельности; уметь находить эффективные финансовые решения при формировании и распределении ресурсов; стремиться к профессиональному и личностному росту.
Teaching methods

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Assessment of the student's knowledge

Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.

Period Type of task Total
1  rating 0-100
2  rating 0-100
Total control Exam 0-100
The evaluating policy of learning outcomes by work type
Type of task 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent Good Satisfactory Unsatisfactory
Evaluation form

The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:

  • 40% of the examination result;
  • 60% of current control result.

The final grade is calculated by the formula:

FG = 0,6 MT1+MT2 +0,4E
2

 

Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;

E is a digital equivalent of the exam grade.

Final alphabetical grade and its equivalent in points:

The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:

Alphabetical grade Numerical value Points (%) Traditional grade
A 4.0 95-100 Excellent
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Good
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Satisfactory
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Unsatisfactory
F 0 0-24
Topics of lectures
  • СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ Финансы как стоимостная экономическая категория, необходимость финансов, их сущность, развитие учении о финансах
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ Содержание понятий «система финансов» и «финансовая система», их характеристика и классификация
  • ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ Понятие финансовой политики, ее место в экономической и социальной политике государства
  • ФИНАНСЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ Финансы хозяйствующих субъектов как ведущее звено финансовой системы, их роль в воспроизводственном процессе
  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
  • НАЛОГИ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ Сущность налогов как инструмента государственного регулирования и их понятие в условиях рыночных отношений
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Экономическая сущность и роль государственного бюджета
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ Государственные внебюджетные фонды их роль и классификация вне-бюджетных фондов
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ Сущность и значение государственного кредита
  • ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ Домашние хозяйства как субъекты экономической деятельности
  • СТРАХОВАНИЕ Экономические и социальные основы страхования
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Понятие государственного финансового регулирования, его необходимость
  • ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК Финансовый рынок его значение в развитии экономики
  • ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ Виды внешнеэкономической деятельности
  • ФИНАНСЫ И ИНФЛЯЦИЯ Сущность инфляции и ее взаимосвязь с финансами
Key reading
  • 1.Бюджетный кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.07.2021 г.)
  • 2. Сапарова Б,С, Финансовый менеджмент. Учебник.-Алматы «Экономика», 2015
  • 3.Мельников В.Д. Основы финансов. Учебник для вузов. – Алматы: Издательство «Экономика», 2015
  • 4. Құлпыбаев С.К., Ынтықбаева С. Ж., Мельников В. Д. Қаржы. Учебник для вузов. - Алматы: «Экономика», 2015.
  • 5. Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.06.2021 г.)
  • 6. 3. Melnikov V.D. Finance.-Almaty. Издатеоьство «LEM», 2016
Further reading
  • 1 Омирбаев С.М., Интыкбаева С. Ж., Парманова Р.С., Адамбекова А.А. Государственный бюджет: -Алматы: ТОО РПИК Дәуір, 2011
  • 2. Искаков У.М. Финансовые рынки и посредники: учебник.-Алматы? Экономика. 2012
  • 3. Ермекбаева Б.Ж. Салық салу негіздері: оқу құралы 2013
  • 4. 2. Мельников В.Д. Финансы. Учебник для вузов. - Алматы: ТОО «Экономика», 2011