Основы экологии и безопасности жизнедеятельности
内容描述: Формирование понятий о взаимосвязях между экологической и производственной средой и их безопасностью, способов и критериев их идентификации, основные методы предупреждения, и снижение влияния негативных элементов в экологической и производственной сферах, нормирования условий для обеспечения безопасности и контроля факторов жизнедеятельности, а также прогнозирование, разработка мероприятий, мониторинг и ликвидация чрезвычайных ситуаций.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Химия. Школьный курс
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
| *TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
|---|---|
| *Lectures(zh-CN)* | 15 |
| *PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
| *LaboratoryWork(zh-CN)* | |
| *srop(zh-CN)* | 30 |
| *sro(zh-CN)* | 75 |
| *FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
| *FinalAssessment(zh-CN)* | письменный экзамен |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Общеобразовательные дисциплины
Цель
- Цель курса «Основы экологии и безопасности жизнедеятельности» формирование основ экологических знаний, являющихся теоретическим фундаментом всех природоохранных мероприятий, в том числе, мероприятий по обеспечению экологической безопасности человека, сохранению его здоровья, экологизация сознания и воспитание экологической культуры, позволяющие будущему специалисту использовать экологические знания и знания по безопасности жизнедеятельности
Задача
- Основные закономерности, определяющие взаимодействия живых организмов со средой обитания; - закономерности потока энергии через живые системы и круговорота веществ, функционирования экологических систем и биосферы в целом; - основные принципы охраны природы и рационального природопользования; - социально-экологические последствия антропогенной деятельности; - концепцию, стратегии, проблемы устойчивого развития и практические подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях. - основные техносферные и проиродные опасности, их свойства и характеристики; - характер воздействия вредных и опасных факторов производства на человека и природную среду, методы защиты от них; - законодательные и правовые акты в области безопасности жизнедеятельности, способы и технологии защиты в чрезвычайных ситуациях; - средства и методы повышения безопасности и устойчивости производственных объектов, технических средств и технологических процессов.
Результат обучения: знание и понимание
- Выявление и анализ естественных и антропогенных экологических процессов и возможных путей их регулирования; - ориентация в современных концепциях и стратегиях устойчивого развития человечества, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования и образа жизни людей с целью сохранения стабильности биосферы и развития социума без катастрофических кризисов; - применение полученных знаний о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности для сохранения устойчивого развития. -планирование спасательных работ; - оценка обстановок в ЧС природного и техногенного характера; - оценка условий труда по обеспечению безопасности: - осуществление элементарных расчетов по оценке антропогенного воздействия на окружающую среду, а также по оценке воздействия природных и техногенных чрезвычайных ситуаций на человека и окружающую среду, способов и методов защиты от их негативного воздействия.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- 1. Современный специалист должен быть подготовлен к успешному решению возникающих задач по обеспечению экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности работающих, производственного персонала и населения по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Результат обучения: формирование суждений
- Формирование суждений (при изучении курса "Основы экологии и безопасности жизнедеятельности") направленных на изучение способов безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная), устойчивого функционирования объектов хозяйствования (организаций) в условиях чрезвычайных ситуаций, вопросы защиты от негативных факторов, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и защиты от применения современных средств поражения.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Результатами обучения и коммуникативными способностями являются: - применение полученных знаний о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности для сохранения устойчивого развития. -планирование спасательных работ; - оценка обстановок в ЧС природного и техногенного характера; - оценка условий труда по обеспечению безопасности: - осуществление элементарных расчетов по оценке антропогенного воздействия на окружающую среду, а также по оценке воздействия природных и техногенных чрезвычайных ситуаций на человека и окружающую среду, способов и методов защиты от их негативного воздействия.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Навыками обучения и показателями способности к учебе являются: – умение делать анализ и обобщение экологических факторов, опасных и вредных факторов окружающей среды; – умение формулировать задачи по экологической, производственной безопасности, безопасности при ЧС и адаптировать основные закономерности устойчивого развития общества и природы к профессиональной деятельности; – знание законодательных и правовых документов по экологической, производственной безопасности и безопасности при ЧС; -применение промышленных способов и технических средств защиты окружающей среды от воздействия промышленного загрязнения и при ЧС на практике. - использовать знания по организации безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики, в быту, в окружающей среде.
*TeachingMethods(zh-CN)*
Технология контекстного обучения – обучение в контексте профессии (реализуется в учебных заданиях, учитывающих специфику направления и профиля подготовки). Технология интерактивного обучения (реализуется в форме учебных заданий, предполагающих взаимодействие обучающихся, использование активных форм обратной связи). Технология электронного обучения (реализуется при помощи электронной образовательной среды ВКГТУ при использовании ресурсов электронно-библиотечной системы, при проведении автоматизированного тестирования).
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| *Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
|---|---|---|
| 1 *Rating(zh-CN)* | Работа на практических (семинарских) занятиях | 0-100 |
| Работа на практических (семинарских) занятиях | ||
| Работа на практических (семинарских) занятиях | ||
| Подготовка и защита заданий по заданным темам в самостоятельной работе обучающегося | ||
| Работа с данными лекции и ответы на вопросы | ||
| 2 *Rating(zh-CN)* | Работа на практических (семинарских) занятиях | 0-100 |
| Работа на практических (семинарских) занятиях | ||
| Подготовка и защита заданий по заданным темам в самостоятельной работе обучающегося | ||
| Работа с данными лекции и ответы на вопросы | ||
| *TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
| *TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
| Работа на практических (семинарских) занятиях | выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
| Подготовка и защита заданий по заданным темам в самостоятельной работе обучающегося | В своей работе демонстрирует систематические теоретические знания в подготовке и защите заданий по заданным темам, знает терминологию, последовательно объясняет, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы | В своей работе демонстрирует теоретические знания заданий по заданным темам, знает терминологию, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает незначительные ошибки, которые исправляет преподаватель | Демонстрирует поверхностные теоретические знания в выполнении работы, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, неспособность делать аргументированные выводы и приводить примеры, и не знает последовательности изложения, допускает ошибки, которые преподаватель может исправить только при исправлении | Демонстрирует незнание теоретических основ дисциплины, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, отказывается отвечать на занятия |
| Ответ на тесты рубежного контроля | Теориялық материалдар мазмұны бойынша құрастырлған бақылау тесттерінің 90-100 пайызына дұрыс жауап беру арқылы материалды толық иегергенін көрсетуі білім сапасы максимумға жақын балл санымен бағаланды | Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные тесты выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89 | Содержание теоретического материала частично усвоено, имеются пробелы, выполняется большинство учебных заданий, предусмотренных учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть в 50-69 процентах | Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения тестовых заданий низкое, процент правильных ответов по данным тестам ниже 49. |
| Итоговый контроль | Демонстрация полного усвоения материала путем полного анализа контрольных вопросов, составленных по содержанию теоретического материала и правильного ответа на 90-100 процентов контрольных вопросов оценивается количеством баллов, качество знаний которых близко к максимальному | Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные вопросы выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89 | Содержание теоретического материала частично усвоено, имеются пробелы, выполняются контрольные вопросы, предусмотренные учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть в 50-69 процентах | Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения ответов на контрольные вопросы низкое,процент правильных ответов на заданные вопросы ниже 49. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Взаимодействие организма со средой обитания
- Экологические системы, факторы их устойчивости
- Учение о биосфере и ноосфере, факторы устойчивости биосферы
- Атмосфера и ее современные экологические проблемы устойчивости
- Гидросфера, использование ее ресурсов, загрязнение и охрана.
- Земельные ресурсы , проблемы их рационального использования и устойчивости
- Основы рационального природопользования и охраны окружающей среды
- Основные понятия, термины и определения курса. Вопросы обеспечение безопасности жизнедеятельности в решениях правительства Республики Казахстан.
- Организация единой государственной системы по обеспечению безопасности в чрезвачайных ситуациях
- Сильно действующие ядовитые вещества. Классификация сильно действующия ядовитых веществ. Химически опасные объекты.
- Типы взрывов. Радиационно-опасные объекты.
- Основные способы и принципы защиты при чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- Устойчивость функционирования объукта народного хозяйства. Факторы влияющие на устойчивость работы объектов
- Средства индивидуальной защиты. Порядок применения
Основная литература
- 1 ҚР заңы «Қазақстан Республикасының Конституциясы» 1995 жылы 30 тамызда республикалық референдумда қабылданған. 17.09.2022 № 142-VII толықтырулар мен өзгертулер енгізілген. 2 Қазақстан Республикасының экология кодексі. Қазақстан Республикасының 2021 жылғы 2 қаңтардағы № 400-VI ҚРЗ Кодексі 3 Азаматтық қорғау туралы Қазақстан Республикасының Заңы 2014 жылғы 11 сәуірдегі №188-V ҚРЗ. ҚР 29.06.2021 № 58-VII өзгертулер мен түзетулермен. 4 Букунова А. Ш., Кайсина М. И., Жаманбаева М.Қ., Идришева Ж.Қ., Оразова С.С. Жалпы және қолданбалы экология негіздері: Оқу құралы.-Өскемен: С.Аманжолов атындағы «ШҚМУ» «Берел» баспасы, 2020. – 161б. 5 Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии : учебник для СПО / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева ; под ред. Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 190 с. 6 Астафьева, О. Е. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 354 с. 7 Букунова А.Ш., Даумова Г.К., Жаманбаева М.Қ., Кайсина М.И. Өмір тіршілігінің қауіпсіздігі негіздері: Оқу құралы.-Өскемен: ЖШС: «ШҚТУ» баспаханасы, 2021. – 126б. 8 Аипов А.К., Охрана труда и безопасность жизнедеятельности; Учебное пособие,-Астана: Каз.УЭФМТ, 2013.- 305с. 9 Сулейменов Р.Қ. Табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар туралы. Алматы: Lem , 2016. 460б. 10 Өмір-тіршілік қауіпсіздігі: оқулық / Құраст. С. Арпабеков.- Алматы, 2014.320б. 11 Сычев Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / Сычев Ю. Н., 2014, Финансы и статистика. – 224 с. 12 Вишняков, Я.Д. безопасность жизнедеятельности. теория и практика 4-е изд., пер. и доп. учебник для бакалавров / Я.Д. Вишняков. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 543 c.
Дополнительная литература
- 1 Егорина А.В., Соколов В.М., Лагутин Л.А., Перемитина С.В., Кайсина М.И. - Экология и устойчивое развитие- Усть-Каменогорск, 2011 г, 124 с. 2 Гигиена и экология человека : Учеб. пособие / Л. Ю. Трушкина, А. Г. Трушкин, Л. М. Демьянова ; под ред. Р. Ф. Морозовой, под ред. А. Г. Трушкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 447 с. 3 Экология кузнечно-штамповочного производства : производственно-практическое издание / Ю. А. Зимин. - М. : Интермет Инжиниринг, 2005. - 199 с. 4 Практикум по экологии и охране окружающей среды : Учеб. пособие для ВУЗов / А.И.Федорова, А.Н.Никольская. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 286 c. 5 Экологиядан оқу - әдістемелік құрал: оқу құралы / Г.С.Оспанова, Г.Т.Бозшатаева ; ҚР білім және ғылым министрлігі, М. Әуезов атындағы Оңтүстік Қазақстан мемлекеттік университеті. - Алматы : Экономика, 2000. - 136 б. 6 Экология : оқулық / Г.С.Оспанова, Г.Т.Бозшатаева ; Қазақстан Республикасы білім және ғылым министрлігі, Т.Рысқұлов атындағы ҚазЭУ. - Алматы : Экономика, 2002. - 399 б. 7 Геоэкология негіздері : Оқу құралы / Ә.Б.Байбатша ; Қазақстан Республикасы білім және ғылым министрлігі, ҚазҰТУ. - Алматы : Қаз ҰТУ, 2001. - 129 б. 8 Байбатша Ә.Б. Геоэкология негіздері [Текст] : Оқу құралы / Ә.Б.Байбатша, 2001. - 129 б. 9 Основы экологического права и проблемы экологии : учебное пособие / А.В.Николаев ; СПбИВЭСЭП, О-во "Знание" С-Пб и Ленинград. обл. - СПб. : ИВЭСЭП, 2001. - 74 c. 10 Экология және табиғат қорғау : 4000-га жуық термин. Қазақ тілі терминдерінің салалық ғылыми түсіндірме сөздігі. / ҚР білім және ғылым министрлігі, ҚР мәдениет, ақпарат және қоғамдық келісім министрлігі. - Алматы : Мектеп, 2002. - 391 б. 11 Экология және бүгінгі әлем : Экология жөніндегі әдебиеттерді орта мектеп және арнаулы орта оқу орындарының кітапханаларында насихаттауға арналған әдістеме-библиографиялық құрал / ҚР білім және ғылым министрлігі, Республикалық ғылыми-педагогикалық кітапхана ; Ред. А. Насырова . - Алматы : [б. и.], 2001. - 30 б. 12 Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М., 1991 13 Лосев К.С. На пути к устойчивому развитию // Зеленый мир. - 1995 14 Аипов А.К., Тіршілік; Оқу құралы,-Астана: Каз.УЭФМТ, 2009. -290б. 15 Технология машиностроения. Введение в специальность : учеб. пособие / В. М. Виноградов. - М. : Академия, 2006. - 175 с. 16 Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов / Л. А. Михайлов [и др.] ; под ред. Л. А. Михайлова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 460 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с. 456-460. 17 Приходько В.Г. Безопасность жизнедеятельности.- Алматы, 2006. -365с. 18 Суровцев А.А.,Мельников Е.Н., и др. Безопасность жизнедеятельности. Книга 1,2/ Учебное пособие для ВУЗов, Алматы, 2006. 160с. 19 Графкина, М.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / М.В. Графкина, Б.Н. Нюнин, В.А. Михайлов. — М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 416 c. 20 Евсеев, В.О. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров / В.О. Евсеев, В.В. Кастерин, Т.А. Коржинек; Под ред. Е.И. Холостова, О.Г. Прохорова. — М.: Дашков и К, 2013. — 456 c. 21 Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров. 19-е изд., пер. и доп. / Э.А. Арустамов. — М.: Дашков и К, 2016. — 448 c. 22 Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (Техносферная Безопасность): Учебник. 5-н изд., пер. и доп. / С.В. Белов. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 702 c.