Кибербезопасность и защита информации
Описание: Дисциплина рассматривает классификацию объектов защиты, методы и средства защиты информации, программные средства защиты информации (защита от вирусов, защита от несанкционированного доступа, защита информации в открытых сетях), основные принципы построения систем защиты. Даются основные понятия и концепции кибербезопасности, виды киберугроз, совокупность методов, технологий и процессов, предназначенных для защиты целостности сетей, программ и данных от цифровых атак. Формирует навыки применения современных технологий для защиты киберпространства.
Количество кредитов: 10
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 45 |
| Практические работы | |
| Лабораторные работы | 45 |
| СРОП | 60 |
| СРО | 150 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля | Экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Подготовка специалистов, обладающих комплексными знаниями и практическими навыками в сфере информационной безопасности и киберзащиты, способных эффективно применять современные методы и средства защиты информации от несанкционированного доступа, вредоносных программ и кибератак, а также разрабатывать, внедрять и сопровождать системы обеспечения безопасности информационных ресурсов и киберпространства.
Задача
- ознакомление с основными понятиями, принципами и законодательными основами информационной безопасности и киберзащиты;
- изучение технологий и инструментов защиты информации от несанкционированного доступа, вредоносных программ и кибератак;
- формирование практических компетенций по использованию программных средств обеспечения информационной и кибербезопасности.
Результат обучения: знание и понимание
- демонстрировать знание основных понятий, принципов и терминологии в области информационной безопасности и киберзащиты, современных технологий, инструментов и подходов к построению и управлению системами кибербезопасности
- понимать процессы обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации с помощью технологий, продуктов и процедур
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- выбирать методы и средства для обеспечения кибербезопасности
- определять кибератаки и их признаки, процессы и контрмеры информационной безопасности
Результат обучения: формирование суждений
- формировать суждения по применению технологий защиты от киберугроз и выбору рациональных мер защиты
Результат обучения: коммуникативные способности
- быть способным работать в команде, применять практические навыки для обеспечения кибербезопасности
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- осуществлять сбор необходимой информации, систематизировать и обобщать ее, использовать полученные знания на практике для защиты от киберугроз
Методы преподавания
интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);
информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием различных операционных систем и профессиональных пакетов прикладных программ);
поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Лабораторная работа 1 | 0-100 |
| Лабораторная работа 2 | ||
| Лабораторная работа 3 | ||
| Лабораторная работа 4 | ||
| Лабораторная работа 5 | ||
| Лабораторная работа 6 | ||
| Тест рубежного контроля 1 | ||
| 2 рейтинг | Лабораторная работа 7 | 0-100 |
| Лабораторная работа 8 | ||
| Лабораторная работа 9 | ||
| Лабораторная работа 10 | ||
| Лабораторная работа 11 | ||
| Лабораторная работа 12 | ||
| Тест рубежного контроля 2 | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
| Собеседование по контрольным вопросам | демонстрирует сиcтемные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
| Работа на лабораторных занятиях | выполняет лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; без ошибок приводит решение всех заданий. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ примерами; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом; выполняет в полном объеме индивидуальное задание на защиту лабораторной работы, выданное преподавателем. | выполняет требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета; в выполненных заданиях присутствуют незначительные ошибки. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без использования связей с ранее изученным; допущены незначительные ошибки и недочеты, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; при выполнении индивидуального задания на защиту лабораторной работы допускает незначительные ошибки | выполняет работу не полностью, но не менее 50% объема лабораторной работы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; при выполнении индивидуального задания на защиту лабораторной работы допускает ошибки. | выполняет работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущено больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов; не может выполнить индивидуальное задание на защиту лабораторной работы, выданное преподавателем. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в кибербезопасность и защиту информации
- Угрозы и уязвимости информационных систем
- Политика, стандарты и правовые основы безопасности
- Принципы и модели обеспечения безопасности
- Методы и средства защиты информации
- Криптографические основы защиты информации
- Механизмы распределения ключей
- Цифровая подпись и контроль целостности данных
- Идентификация, аутентификация и контроль доступа
- Технологические средства и сетевые меры защиты
- Обеспечение доступности и реагирование на инциденты
- Методики по безопасности
- Практические аспекты защиты в современных системах
Основная литература
- Диогенес, Ю. Кибербезопасность: стратегии атак и обороны / Ю. Диогенес, Э. Озкайя ; перевод Д. А. Беликов. — Москва : ДМК Пресс, 2020. — 326 c. — ISBN 978-5-97060-709-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/124557.html (дата обращения: 03.10.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Джо Грей. Социальная инженерия и этичный хакинг на практике / пер. с англ. В. С. Яценкова. – М.: ДМК Пресс, 2023. – 226 с.: ил.
- Белоус, А. И. Основы кибербезопасности. Стандарты, концепции, методы и средства обеспечения / А. И. Белоус, В. А. Солодуха. — Москва : Техносфера, 2021. — 482 c. — ISBN 978-5-94836-612-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/108023.html (дата обращения: 03.10.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Денисова Н.Ф., Котлярова И.А., Вайс Ю.А., Касымханова Д.Ж. Системный администратор: Учеб.-метод. пособие. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2017. – 944 с
- Шаньгин, В. Ф. Информационная безопасность и защита информации / В. Ф. Шаньгин. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, 2019. — 702 c. — ISBN 978-5-4488-0070-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/87995.html (дата обращения: 01.10.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: Учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 416 с.
- Бутакова, Н. Г. Криптографические методы и средства защиты информации : учебное пособие / Н. Г. Бутакова, Н. В. Федоров. — Санкт-Петербург : Интермедия, 2020. — 380 c. — ISBN 978-5-4383-0210-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/104000.html (дата обращения: 01.10.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Крис Сандерс. Анализ пакетов: Практическое руководство по использованию Wireshark и tcpdump для решения реальных проблем в локальных сетях, 3-е изд.: Пер. с англ. – СПб: ООО «Диалектика» , 2019 -448 с.: ил.
Дополнительная литература
- Шаньгин, В. Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства / В. Ф. Шаньгин. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, 2019. — 543 c. — ISBN 978-5-4488-0074-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/87992.html (дата обращения: 01.10.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- PGP Desktop for Windows. User's Guide. (http://www.symantec.com)
- Джо Грей. Социальная инженерия и этичный хакинг на практике / пер. с англ. В. С. Яценкова. – М.: ДМК Пресс, 2023. – 226 с.: ил.
- Парасрам Шива, Замм Алекс, Хериянто Теди, Али Шакил, Буду Дамиан, Йохансен Джерард, Аллен Ли. Kali Linux. Тестирование на проникновение и безопасность. — СПб.: Питер, 2020. — 448 с.: ил. — (Серия «Для профессионалов»). ISBN 978-5-4461-1252-4
- Бирюков А. А. Информационная безопасность: защита и нападение. - М.: ДМК Пресс, 2012. - 474 с.: ил.