Теория электрических цепей

Прохоренкова Надежда Валерьевна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Дисциплина включает в себя применение электромагнитных явлений для создания, передачи и распределения электроэнергии, решение проблем электротехники, электротехнологии, рассматривает совокупность наиболее общих закономерностей, описывающих процессы в электрических цепях.

Betrag der Credits: 6

Пререквизиты:

  • Физика 2

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 30
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 90
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Устный экзамен состоит из 2 теоретических вопросов и 1 задачи 1 устный вопрос- 30 б 2 устный вопрос - 30 б 3 задача – 40б Итог экзамена 100б

Komponente: Вузовский компонент

Zyklus: Профилирующие дисциплины

Цель
  • изучение установившихся процессов в линейных электрических цепях постоянного, однофазного синусоидального и несинусоидального периодического токов, резонансных режимов и изучение методов расчета цепей
Задача
  • подготовить студента для успешного и грамотного решения задач, которые ставят специальные радиотехнические дисциплины, на основе знаний качественных и количественных сторон процессов, происходящих в различных электротехнических устройствах
Результат обучения: знание и понимание
  • -основные физические явления, понятия и законы электротехники; -электротехническую терминологию и символику, принцип действия, конструкцию, -основные свойства, области применения основных электротехнических устройств; -основные законы и методы расчета электрических цепей постоянного и переменного тока; -резонансные явления в электрических цепях, -трехфазные цепи;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Владеть основными методами расчета электрических цепей, их характеристик, режимов
Результат обучения: формирование суждений
  • Уметь правильно выбирать метод расчета электрической цепи, проверять полученные результаты на основе сравнения с другими методами их расчета и основных закономерностей теории электромагнитного поля
Результат обучения: коммуникативные способности
  • уметь выполнять комплексные задачи по теории электрических цепей в команде
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • быть готовым к освоению новых знаний профильных дисциплин, базирующихся на основных закономерностях теории электрических цепей
Lehrmethoden

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Доклад- великие ученые электротехники 0-100
Расчетно-графическая работа (РГР 1). Расчет разветвленной линейной электрической цепи постоянного тока с несколькими источниками электрической энергии.
Самостоятельная работа
Расчетно-графическая работа (РГР 2). Расчет неразветвленной цепи синусоидального тока
Задачи СРСП на тему "Расчет цепей постоянного тока"
Рейтинг - тест
2  Bewertung Расчетно-графическая работа (РГР 3). Расчет разветвленной цепи синусоидального тока. 0-100
Контрольная работа на тему "Электрические цепи синусоидального тока"
Расчетно-графическая работа (РГР 4). Расчет трехфазной цепи.
Задачи СРСП. Методы расчета электрических цепей
Рейтинг-тест
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Доклад- великие ученые электротехники Обучающийся выполнил работу по требованиям, оформил с содержанием и списком литературы. Сам доклад четкий. демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы Обучающийся выполнил работу по требованиям, но есть небольшие замечания по оформлению работы. Доклад четкий, на вопросы по докладу ответил не полностью. делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или незначительной коррекции преподавателем Обучающийся оформил работу не по требованиям, доклад читает , на вопросы по докладу ответил не полностью на все вопросы. слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем Обучающийся оформил работу не по требованиям, или вообще нет работы. Доклад не четкий, читает на вопросы вообще не ответил.обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательностью изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать
Расчетно-графическая работа (РГР 1) РГР выполнена полностью, в работе есть схема с указанием токов и напряжений, в решении указаны все единицы измерения, выполнена проверка решения и построена диаграмм (если есть такое задание). ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов, должны быть выполнены не менее 90% заданий ) РГР выполнена полностью, в работе есть схема с указанием токов и напряжений, в решении указаны не все единицы измерения, выполнена проверка решения и построена диаграмм (если есть такое задание). ставится за работу при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 50% всей работы
Самостоятельная работа/ контрольная работа/Задачи СРСП ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов, должны быть выполнены не менее 90% заданий ставится за работу при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 50% всей работы
рейтинг 90-100% правильных ответов 70-89% правильных ответов 50-69% правильных ответов 0-49% правильных ответов
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение. Основные понятия, определения. Электрические цепи, условные графические обозначения элементов электрических цепей. Основные величины, характеризующие процессы в электрической цепи. Положительные направления ЭДС, токов и напряжении на электрических схемах
  • Линейные цепи постоянного тока. Потенциальная диаграмма. Энергия источника и приемника. Мощность. Баланс мощности. КПД электрической цепи. Законы Ома, Кирхгофа для цепи постоянного тока
  • Методы расчёта электрических цепей. Метод эквивалентных преобразований. Метод непосредственного применения законов Кирхгофа. Метод контурных токов. Метод узловых потенциалов. Метод эквивалентного генератора. Метод наложения
  • Переменный синусоидальный ток. Основные понятия. Представления синусоидальных (комплексных) величин в алгебраической, тригонометрической и экспоненциальной формах. Графическое представление синусоидальной величины на комплексной плоскости
  • Идеальные элементы R, L, C в цепи переменного синусоидального тока. Аналитические выражения, графики, векторные диаграммы. Последовательное соединение идеальных элементов. Графический и аналитический методы расчета
  • Закон Ома для цепи переменного тока. Треугольник напряжении, сопротивлении, мощностей. Коэффициент мощности. Векторные диаграммы
  • Разветвленные участки цепей переменного тока. Активная, реактивная и полная проводимости. Представление проводимостей в алгебраической и экспоненциальной формах. Треугольник проводимостей
  • Смешанное соединение в цепях переменного тока. Методы расчёта сложных цепей переменного тока. Резонанс при последовательном и параллельном соединении элементов
  • Трехфазные системы. Представление о трехфазной системе ЭДС. Способы соединения фаз источников и потребителей трехфазного тока. Фазные и линейные параметры. Аналитическое и графическое представления трехфазных величин. Четырех– и трехпроводные трехфазные системы
  • Соединение потребителей трехфазного тока звездой. Понятие о симметричных и несимметричных режимах. Смещение нейтрали. Соединение потребителей треугольником. Мощность в цепях трехфазного тока
  • Магнитная цепь с переменной магнитодвижущей силой. Явление электромагнитной индукции
  • Индуктивность и взаимная индуктивность. Физические явления в магнитной цепи. Схема замещения и векторные диаграммы
  • Четырехполюсники, общие положения и квалификация. Уравнения четырехполюсников. Входное сопротивления четырехполюсника. Параметры четырехполюсника.
  • Электрические фильтры. Определение фильтров, их назначение и квалификация. Низкочастотные, высокочастотные, полосовые, заграждающие фильтры.
  • Цепи с распределительными параметрами. Общие положения. Уравнения, параметры однородной линии. Бесконечно длинная однородная линия. Входное сопротивление линии. Линия без искажений. Согласованный режим. Линия без потерь
Основная литература
  • 1. Зевеке Г.В., Ионкин П.А., Нетушил А.В., Страхов С.П. Основы теории цепей.- М.: Энергоатомиздат, 1989. 2. Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники. Электрические цепи. – М.: Гардарика, 2000. 3. Сборник задач по теоретическим основам электротехники. Под ред. Бессонова Л.А..- М.: Высшая школа, 1980. 4. Методические указания к СРС и СРСП по дисциплине «Теоретические основы электротехни-ки» для студентов специальности 5В071800 - Электроэнергетика – Усть-Каменогорск: ВКГТУ им.Д. Серикбаева, 2011 5. Электротехника и электроника в экспериментах и упражнениях. Практикум. В 2-х т. /Под ред. Д. И. Панфилова. -М.: ДОДЭКА, 2000. - т. 2. - Электроника. - 288 с.
Дополнительная литература
  • 6. Алиев И.И. Справочник по электротехнике и электрооборудованию. М.: - Высшая школа, 2000. 7. Методические указания к самостоятельным и лабораторным занятиям по электронике для студентов не электротехнических специальностей. ВКГТУ, 2002. 8. Джонс М.Х. Электроника - практический курс. - М.: Постмаркет, 1999. 9. Прянишников В.А. Электроника. Курс лекций. - СПб.: КОРОНА принт, 1998. 10. Касаткин А.А. Электротехника. – М.: Энергия,1996. 11. Атабеков, Г.И. Теоретические основы электротехники. Линейные электрические цепи: Учебное пособие / Г.И.Атабеков. - 7-е изд.,стер. - СПб. : Лань, 2009. - 592 с. - URL: https://e.lanbook.com/reader/book/90 12. Башарин, С.А. Теоретические основы электротехники: Теория электрических цепей и электромагнитного поля: учеб. пособие для студ. высш. учеб. учреждений/ С.А. Башарин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2010. - 368 с. (10 экз ) 13. Бутырин П.А., Коровкин Н.В. Теоретические основы электротехники. Интернет-тестирование базовых знаний. М.: Изд-во 'Лань', 2012. - 336 с. - URL: https://e.lanbook.com/reader/book/3550 14. Бычков, Ю.А. Основы теоретической электротехники: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во 'Лань', 2008. - 592 с. -URL: https://e.lanbook.com/reader/book/36/#1