Теория электрических цепей

Прохоренкова Надежда Валерьевна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина включает в себя применение электромагнитных явлений для создания, передачи и распределения электроэнергии, решение проблем электротехники, электротехнологии, рассматривает совокупность наиболее общих закономерностей, описывающих процессы в электрических цепях.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Физика 2

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Устный экзамен состоит из 2 теоретических вопросов и 1 задачи 1 устный вопрос- 30 б 2 устный вопрос - 30 б 3 задача – 40б Итог экзамена 100б

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • изучение установившихся процессов в линейных электрических цепях постоянного, однофазного синусоидального и несинусоидального периодического токов, резонансных режимов и изучение методов расчета цепей
Задача
  • подготовить студента для успешного и грамотного решения задач, которые ставят специальные радиотехнические дисциплины, на основе знаний качественных и количественных сторон процессов, происходящих в различных электротехнических устройствах
Результат обучения: знание и понимание
  • -основные физические явления, понятия и законы электротехники; -электротехническую терминологию и символику, принцип действия, конструкцию, -основные свойства, области применения основных электротехнических устройств; -основные законы и методы расчета электрических цепей постоянного и переменного тока; -резонансные явления в электрических цепях, -трехфазные цепи;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Владеть основными методами расчета электрических цепей, их характеристик, режимов
Результат обучения: формирование суждений
  • Уметь правильно выбирать метод расчета электрической цепи, проверять полученные результаты на основе сравнения с другими методами их расчета и основных закономерностей теории электромагнитного поля
Результат обучения: коммуникативные способности
  • уметь выполнять комплексные задачи по теории электрических цепей в команде
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • быть готовым к освоению новых знаний профильных дисциплин, базирующихся на основных закономерностях теории электрических цепей
Методы преподавания

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Доклад- великие ученые электротехники 0-100
Расчетно-графическая работа (РГР 1). Расчет разветвленной линейной электрической цепи постоянного тока с несколькими источниками электрической энергии.
Самостоятельная работа
Расчетно-графическая работа (РГР 2). Расчет неразветвленной цепи синусоидального тока
Задачи СРСП на тему "Расчет цепей постоянного тока"
Рейтинг - тест
2  рейтинг Расчетно-графическая работа (РГР 3). Расчет разветвленной цепи синусоидального тока. 0-100
Контрольная работа на тему "Электрические цепи синусоидального тока"
Расчетно-графическая работа (РГР 4). Расчет трехфазной цепи.
Задачи СРСП. Методы расчета электрических цепей
Рейтинг-тест
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Доклад- великие ученые электротехники Обучающийся выполнил работу по требованиям, оформил с содержанием и списком литературы. Сам доклад четкий. демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы Обучающийся выполнил работу по требованиям, но есть небольшие замечания по оформлению работы. Доклад четкий, на вопросы по докладу ответил не полностью. делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или незначительной коррекции преподавателем Обучающийся оформил работу не по требованиям, доклад читает , на вопросы по докладу ответил не полностью на все вопросы. слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем Обучающийся оформил работу не по требованиям, или вообще нет работы. Доклад не четкий, читает на вопросы вообще не ответил.обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательностью изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать
Расчетно-графическая работа (РГР 1) РГР выполнена полностью, в работе есть схема с указанием токов и напряжений, в решении указаны все единицы измерения, выполнена проверка решения и построена диаграмм (если есть такое задание). ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов, должны быть выполнены не менее 90% заданий ) РГР выполнена полностью, в работе есть схема с указанием токов и напряжений, в решении указаны не все единицы измерения, выполнена проверка решения и построена диаграмм (если есть такое задание). ставится за работу при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 50% всей работы
Самостоятельная работа/ контрольная работа/Задачи СРСП ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов, должны быть выполнены не менее 90% заданий ставится за работу при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 50% всей работы
рейтинг 90-100% правильных ответов 70-89% правильных ответов 50-69% правильных ответов 0-49% правильных ответов
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение
  • Линейные цепи постоянного тока
  • Методы расчёта электрических цепей
  • Переменный синусоидальный ток
  • Идеальные элементы R, L, C в цепи переменного синусоидального тока
  • Закон Ома для цепи переменного тока
  • Разветвленные участки цепей переменного тока
  • Смешанное соединение в цепях переменного тока
  • Трехфазные системы
  • Соединение потребителей трехфазного тока звездой
  • Магнитная цепь с переменной магнитодвижущей силой
  • Индуктивность и взаимная индуктивность
  • Четырехполюсники, общие положения и квалификация
  • Электрические фильтры
  • Цепи с распределительными параметрами
Основная литература
  • 1. Зевеке Г.В., Ионкин П.А., Нетушил А.В., Страхов С.П. Основы теории цепей.- М.: Энергоатомиздат, 1989. 2. Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники. Электрические цепи. – М.: Гардарика, 2000. 3. Сборник задач по теоретическим основам электротехники. Под ред. Бессонова Л.А..- М.: Высшая школа, 1980. 4. Методические указания к СРС и СРСП по дисциплине «Теоретические основы электротехни-ки» для студентов специальности 5В071800 - Электроэнергетика – Усть-Каменогорск: ВКГТУ им.Д. Серикбаева, 2011 5. Электротехника и электроника в экспериментах и упражнениях. Практикум. В 2-х т. /Под ред. Д. И. Панфилова. -М.: ДОДЭКА, 2000. - т. 2. - Электроника. - 288 с.
Дополнительная литература
  • 6. Алиев И.И. Справочник по электротехнике и электрооборудованию. М.: - Высшая школа, 2000. 7. Методические указания к самостоятельным и лабораторным занятиям по электронике для студентов не электротехнических специальностей. ВКГТУ, 2002. 8. Джонс М.Х. Электроника - практический курс. - М.: Постмаркет, 1999. 9. Прянишников В.А. Электроника. Курс лекций. - СПб.: КОРОНА принт, 1998. 10. Касаткин А.А. Электротехника. – М.: Энергия,1996. 11. Атабеков, Г.И. Теоретические основы электротехники. Линейные электрические цепи: Учебное пособие / Г.И.Атабеков. - 7-е изд.,стер. - СПб. : Лань, 2009. - 592 с. - URL: https://e.lanbook.com/reader/book/90 12. Башарин, С.А. Теоретические основы электротехники: Теория электрических цепей и электромагнитного поля: учеб. пособие для студ. высш. учеб. учреждений/ С.А. Башарин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2010. - 368 с. (10 экз ) 13. Бутырин П.А., Коровкин Н.В. Теоретические основы электротехники. Интернет-тестирование базовых знаний. М.: Изд-во 'Лань', 2012. - 336 с. - URL: https://e.lanbook.com/reader/book/3550 14. Бычков, Ю.А. Основы теоретической электротехники: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во 'Лань', 2008. - 592 с. -URL: https://e.lanbook.com/reader/book/36/#1