Физика 2

Арингожина Зарина Ержановна

Портфолио преподавателя

Описание: Курс посвящён теории колебаний и волн. Во втором разделе излагаются элементы геометрической оптики и волновой оптики. Наряду с общими свойствами отмечаются особенности световых волн. В следующем разделе изучается квантовая природа излучения. Даются элементы квантовой статистики и физики конденсированного состояния. В заключительном разделе излагаются элементы физики атомного ядра и элементарных частиц.

Количество кредитов: 6

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 15
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Создание у студентов основ достаточно широкой теоретической подготовки в области физики, позволяющей будущим инженерам ориентироваться в потоке научной и технической информации и обеспечивающей им возможность использовать новые физические принципы в тех областях техники, в которых они специализируются.
Задача
  • Формирование у студентов знаний и умений использования фундаментальных законов, теорий классической и современной физики, а также методов физического исследования как основы системы профессиональной деятельности. Раскрытие сущность основных представлений, законов, теорий классической и современной физики в их внутренней взаимосвязи и целостности, так как для будущего бакалавра важно не столько описание физических законов, а сколько овладения навыками их практического использования для решения технических задач.
Результат обучения: знание и понимание
  • Основные физические явления и законы классической и современной физики, методы физического исследования; границы применимости различных физических понятий, законов, теорий.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Ознакомление студентов с измерительной аппаратурой, выработка умения проводить экспериментальные исследования, обрабатывать результаты эксперимента и анализировать их.
Результат обучения: формирование суждений
  • Умение ориентироваться в потоке научной и технической информации и способность использовать новые физические принципы в профессиональной деятельности.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Уметь организовывать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы; уметь применять базовые знания в профессиональной деятельности; владеть теорией и навыками практической работы; анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения; представлять полученные в исследованиях результаты в виде отчетов.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Владеть навыками приобретения новых знаний в профессиональной сфере и продолжения образования, стремиться к профессиональному и личностному росту.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Коллоквиум 0-100
Индивидуальные задания
Выполнение и защита лабораторных работ
Рубежный контроль 1
2  рейтинг Рубежный контроль 2 0-100
Коллоквиум
Индивидуальные задания
Выполнение и защита лабораторных работ
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Гармонические колебания, их параметры
  • Сложение колебаний
  • Вынужденные колебания
  • Волновое движение
  • Природа света
  • Дифракция света
  • Дисперсия и поглощение света
  • Поляризация света
  • Квантовая оптика
  • Фотоэффект
  • Закономерности линейчатых спектров излучения
  • Корпускулярно-волновой дуализм
  • Понятие о квантовых статистиках
  • Конденсированное состояние
  • Атомное ядро, его строение и свойства
Основная литература
  • 1 Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики, - М.: Высшая школа, 1989. 2. Трофимова Т.И. Курс физики. – М.: Высшая школа, 2003. 3. Савельев И.В. Курс физики, т. 1- 3. – М.: Наука, 1989. 4. Физика курсының лекциялары: жоғары орын. студенттеріне арналған оқу құралы Ж. Абдула, Т.Аязбаев; ҚР жоғары оқу орын. қауымдастығы.- Алматы, 2012 5. Жалпы физика курсы. Т.Бижигитов,2013 6. Трофимова Т.И. Курс физики учебное пособие для вузов. М.: академия, 2004
Дополнительная литература
  • 7. Стрелков С.П. Механика. - М.: Наука, 1975. 8. Матвеев А.Н. Молекулярная физика. – М.: Высшая школа, 1987. 9. Матвеев А.Н. Электричество и магнетизм. - М.: Высшая школа, 1983. 10. Матвеев А.Н. Оптика. - М.: Высшая школа, 1985. 11. Матвеев А.Н. Атомная физика. - М.: Высшая школа, 1990. 12. Фриганг Е.В. Руководство к решению задач по курсу общей физики. – М.: Высшая школа, 1978. 13.Чертов А.Г. Единицы физических величин. – М.: Высшая школа, 1977. 14. Плотников А.Л. Лекции по физике. Учебное пособие / Изд-во ВКГТУ. – Усть-Каменогорск, 2004. – 176 с. 15. Фриш, С.Э. Курс общей физики / С.Э. Фриш, А.В. Тиморева. - М.: ГИТ-ТЛ, 1957. - Т. 3. - 608 с. 16. Гольдин, Л.Л. Введение в квантовую физику / Л.Л. Гольдин, Г.И. Новикова. - М.: Наука, 1988. - 656 с. 17. Иродов, И.Е. Сборник задач по атомной физике и ядерной физике / И.Е. Иродов. - М.: Энергоатомиздат, 1984. - 215 с. 18. Кислов, А.Н. Атомная и ядерная физика / А.Н. Кислов. – Екатеринбург: из. Уральского Университета, 2017. – 276 с. 19. Волькенштейн В.С. Сборник задач по общему курсу физики. – М.: Наука, 1985. 20. Жаксылыкова А.А. Физика. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов технических вузов. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2007. 21. Жаксылыкова А.А., Паюк В.А. Физика II. Конспект лекций для дистанционного обучения. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2008.