Металлургия благородных металлов
Beschreibung: Производство благородных металлов состоит из обогатительных и химико-металлургических процессов, каждый из которых подчиняется определенным физико-химическим закономерностям. В курсе изучают термодинамику и кинетику процессов цианирования, осаждения и аффинажа золота и серебра, наиболее распространенные и перспективные методы извлечения золота из упорных руд и концентратов, получение металлов платиновой группы и их свойства.
Betrag der Credits: 6
Пререквизиты:
- Введение в инженерное образование
- Технология металлургических процессов
Arbeitsintensität der Disziplin:
| Unterrichtsarten | Uhr |
|---|---|
| Vorträge | 30 |
| Praktische Arbeiten | 30 |
| Laborarbeiten | |
| AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
| SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 90 |
| Endkontrollformular | экзамен |
| Form der Endkontrolle | письменный экзамен |
Komponente: Компонент по выбору
Zyklus: Профилирующие дисциплины
Цель
- Цель преподавания дисциплины согласуется с целями Ц1, Ц2, Ц3 модульной образовательной программы в части подготовки специалистов, которые владеют современными технологиями получения золота, серебра, платины и ее спутников в минеральном сырье, новыми методами получения металлов требуемых кондиций.
Задача
- - изучить современные процессы, лежащие в основе технологий, применяемых в производстве легких и цветных металлов; - сформировать у будущих специалистов компетенции в области производства благородных металлов; - выработать у обучающихся навыки применения современных методов получения металлов с учетом требований современной техники к чистоте получаемых металлов.
Результат обучения: знание и понимание
- - изучить направления в области получения цветных и драгоценных металлов, отвечающих современным техническим требованиям; - Освоение теоретических основ металлургических процессов при промышленной добыче драгоценных металлов.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- -уметь рассчитывать технологические схемы металлургических процессов промышленного получения металлов; рассчитывать конструктивные параметры основного технологического оборудования; рассчитывать ориентировочный выход продукта и расход применяемых реагентов и энергоресурсов.
Результат обучения: формирование суждений
- - способность выполнять термодинамическую оценку направленности исследуемых металлургических процессов во времени; - способность оценивать влияние различных факторов на скорость гомогенных, гетерогенных и каталитических процессов в промышленном получении благородных металлов; - способность самостоятельного анализа научной информации, интерпретации результатов экспериментов с выводом и заключением в виде сформированных суждений при решении металлургических задач.
Результат обучения: коммуникативные способности
- - развить коммуникативные способности, необходимые для работы в команде.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- - расчета термодинамических характеристик металлургических процессов и их константы равновесия в зависимости от температуры; - расчета скорости реакций, энергии активации и порядка реакции в зависимости от измеренных концентраций реагирующих веществ; - использования результатов кинетических расчетов для расчета основного технологического оборудования.
Lehrmethoden
проблемно- ориентированное обучение
учебные дебаты, дискуссии
технология учебно-исследовательской деятельности
дистанционные образовательные технологии
Bewertung des Wissens der Studierenden
| Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
|---|---|---|
| 1 Bewertung | устные ответы | 0-100 |
| решение задачи | ||
| тест | ||
| 2 Bewertung | индивидуальные задания | 0-100 |
| решение задачи | ||
| реферат | ||
| тест | ||
| Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
| Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
| Тестирование. Устный опрос. Письменные работы. Текущий, промежуточный и итоговый контроль. | Оценке «отлично» соответствуют: Оценка A, имеющая цифровой эквивалент 4,0 и процентное содержание 95-100%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал творческое осмысление и самостоятельное практическое применение учебного материала, использование дополнительных источников для более глубокого осмысления сущности явлений и процессов, видение когнитивной структуры материала, выявление недостающих элементов структуры, дополнение ими. Высокий уровень самостоятельности и творческого подхода при выполнении задания. Выявление проблемных зон и зон риска. Креативное использование полученных знаний для решения проблемных ситуаций. Оценка A-, имеющая цифровой эквивалент 3,67 и процентное содержание 90-94%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал творческое осмысление и самостоятельное практическое применение учебного материала, использование дополнительных источников для более глубокого осмысления сущности явлений и процессов, видение когнитивной структуры материала, выявление недостающих элементов структуры, их дополнение. Выявление проблемныхзон и зон риска. Креативное использование полученных знаний для решения проблемных ситуаций. Самооценка деятельности, анализ погрешностей в работе и причин их возникновения, самостоятельное исправление их и планирование действий по совершенствованию собственных навыков. | Оценке «хорошо» соответствуют: Оценка B+, имеющая цифровой эквивалент 3,33 и процентное содержание 85-89%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал овладение учебным материалом и практическое его применение. Самостоятельное объединение элементов с целью создания нового. Свободное оперирование учебным материалом различной степени сложности в различных ситуациях. Достаточный уровень самостоятельности и творческого подхода при выполнении задания. Допущение незначительных погрешностей в действиях и умение их исправить по рекомендации преподавателя. Оценка B, имеющая цифровой эквивалент 3,0 и процентное содержание 80-84%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал овладение и свободное оперирование учебным материалом и практическое его применение в стандартных и нестандартных ситуациях. Сопоставляет и дифференцирует имеющиеся данные, с целью дальнейшего их применения. Достаточный уровень самостоятельности и творческого подхода при выполнении задания. Допущение незначительных погрешностей в действиях и умение их исправить под руководством преподавателя. Оценка B-, имеющая цифровой эквивалент 2,67 и процентное содержание 75-79%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал овладение программным материалом, его практическое применение, демонстрация приобретенных навыков в стандартных и нестандартных ситуациях. Наличие естественной мотивации при выполнении заданий. Активное участие в выполнении задания в группе. Допущение погрешностей и ошибок, их исправление по рекомендации преподавателя; Оценка С+, имеющая цифровой эквивалент имеющая цифровой эквивалент 2,33 и процентное содержание 70-74%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал овладение программным материалом, его практическое применение, демонстрация приобретенных навыков в стандартных, а иногда в нестандартных ситуациях. Наличие естественной мотивации при выполнении заданий. Активное участие в выполнении задания в группе. Допущение погрешностей и незначительных ошибок, их исправление под контролем преподавателя. | Оценке «удовлетворительно» соответствуют: Оценка C, имеющая цифровой эквивалент 2,0 и процентное содержание 65-69%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал овладение программным материалом, его практическое применение, наличие навыков выполнения задания по установленным образцам. Стремление самостоятельно выполнять задания, приведение примеров, классифицирование, сравнение и т.д. Затруднение выполнения задания в нестандартных ситуациях. Допущение ошибок, их исправление под контролем преподавателя. Оценка C-, имеющая цифровой эквивалент 1,67 и процентное содержание 60-64%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал понимание учебного материала, механическое его применение в типичных ситуациях. Самостоятельное выполнение заданий без глубокого осмысления его значимости для дальнейшего процесса, следствием которого является неполнота и непоследовательность действий, приводящая к ошибкам. Затруднение выполнения задания в нестандартных ситуациях. Допущение ошибок, их исправление под контролем преподавателя. Оценка D+, имеющая цифровой эквивалент 1,33 и процентное содержание 55-59%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал механическое освоение учебного материала на репродуктивном уровне. Выполнение заданий без глубокого осмысления его значимости для дальнейшего процесса, следствием которого является неполнота и непоследовательность действий, приводящая к ошибкам. Корректировка деятельности под руководством преподавателя. Затруднение в выполнении задания в нестандартных ситуациях; Оценка D, имеющая цифровой эквивалент 1,0 и процентное содержание 50-54%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал механическое освоение учебного материала на репродуктивном уровне под руководством преподавателя. Воспроизведение терминов, понятий и фактов. Использование алгоритма выполнения работ или задания с помощью преподавателя. Возникновение затруднений при выполнении заданий в стандартных и нестандартных ситуациях. | Оценке «неудовлетворительно» соответствует оценка F, имеющая цифровой эквивалент 0 и процентное содержание 0-49%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал не освоение более половины программы модуля (дисциплины). Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа обучающегося. Наличие пробелов в знании основного материала, предусмотренного программой, в ответах допущены принципиальные ошибки, не выполнены отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля. |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Руды, минералы, месторождения благородных металлов
- Технологические особенности переработки руд благородных металлов.
- Процессы переработки сырья благородных металлов. Методы подготовки руд
- Гравитационные методы извлечения благородных металлов из руд.
- Процесс извлечения благородных металлов методом амальгамирования. Переработка амалгамм.
- Извлечение благородных металлов из рассеянных руд. Разделение руд по образованию. Показатели рудного материала.
- Переработка благородных металлов методом цианирования. Термодинамика и Кинетика процесса. Гидролиз, Утомление растворов. Методы разделение раствора из твердой фазы.
- Методы извлечения благородных металлов из цианистых растворов. Способы осаждения из раствора. Цементационный метод.
- Методы извлеченияблагородных металлов из растворов через ионообменные смолы и активированный уголь. Технологические особенности процесса, иониты, активированный уголь, регенерационные процессы.
- Экстракционный метод извлечения благородных металлов из растворов. Экстрагенты. Реэкстракция. Реэкстракционные растворы.
- Электролитические методы извлечения благородных металлов из растворов. Особенности применяемого оборудования.
- Аффинажный метод извлечения благородных металлов в чистом виде . Виды аффинажа. Методы электролитической очистки.
- Платина и металлы платиновой группы. Источники сырья, минералы. технологические особенности.
- Способы извлечения металлов платиновой группы из рудного материала.
- Методы получения чистого металла. технологические особенности. оборудование.
Основная литература
- Котляр Ю.А., Меретуков М.А., Стрижко Л.С. Металлургия благородных металлов. Учебник. В 2-х кн.. - М.: МИСИС, Изд.Дом "Руды и металлы", 2005, Кн.1, 432 с, Кн.2. 392 с.
- Современные проблемы металлургии и материаловедения благородных металлов : учебное пособие / С.И. Лолейт [и др.].. — Москва : Издательский Дом МИСиС, 2012. — 196 c.
- Сельницын, Р. С. Металлургия благородных металлов. Производство благородных металлов : лабораторный практикум / Р. С. Сельницын, Е. С. Васильева. — Москва : Издательский Дом МИСиС, 2022. — 48 c.
- Романтеев Ю.П. Металлургия благородных металлов : учебное пособие / Романтеев Ю.П.. — Москва : Издательский Дом МИСиС, 2007. — 259 c.
- Бобоев, И. Р. Металлургия благородных металлов. Производство благородных металлов : учебное пособие для практических занятий / И. Р. Бобоев, Е. С. Васильева, Р. С. Сельницын. — Москва : Издательский Дом МИСиС, 2023. — 50 c.
Дополнительная литература
- Общая металлургия [Текст]: Учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп., – М. : ИКЦ «Академкнига», 2005. – 768 с.
- Металлургия Казахстана: состояние, инновационный потенциал, тренд развития. – Алматы, 2005. – 290 с.
- Масленицкий И.Н., Чугаев Л.В., Борбат В.Ф. и др. Металлургия благородных металлов. М.: Металлургия, 1987. - 432 с.
- Полькин С.И., Адамов Э.Х., Панин В.В. Технология бактериального выщелачивания цветных и редких металлов. - М.: Недра, 1982. - 288 с.
- Меретуков М. А. Металлургия благородных металлов. Зарубежный опыт / , A. M. Орлов. – М. : Металлургия, 1991.