Металлургия благородных металлов

Жанузакова Лязат Нарыновна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Производство благородных металлов состоит из обогатительных и химико-металлургических процессов, каждый из которых подчиняется определенным физико-химическим закономерностям. В курсе изучают термодинамику и кинетику процессов цианирования, осаждения и аффинажа золота и серебра, наиболее распространенные и перспективные методы извлечения золота из упорных руд и концентратов, получение металлов платиновой группы и их свойства.

Betrag der Credits: 6

Пререквизиты:

  • Введение в инженерное образование
  • Технология металлургических процессов

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 30
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 90
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle письменный экзамен

Komponente: Компонент по выбору

Zyklus: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Цель преподавания дисциплины согласуется с целями Ц1, Ц2, Ц3 модульной образовательной программы в части подготовки специалистов, которые владеют современными технологиями получения золота, серебра, платины и ее спутников в минеральном сырье, новыми методами получения металлов требуемых кондиций.
Задача
  • - изучить современные процессы, лежащие в основе технологий, применяемых в производстве легких и цветных металлов; - сформировать у будущих специалистов компетенции в области производства благородных металлов; - выработать у обучающихся навыки применения современных методов получения металлов с учетом требований современной техники к чистоте получаемых металлов.
Результат обучения: знание и понимание
  • - изучить направления в области получения цветных и драгоценных металлов, отвечающих современным техническим требованиям; - Освоение теоретических основ металлургических процессов при промышленной добыче драгоценных металлов.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • -уметь рассчитывать технологические схемы металлургических процессов промышленного получения металлов; рассчитывать конструктивные параметры основного технологического оборудования; рассчитывать ориентировочный выход продукта и расход применяемых реагентов и энергоресурсов.
Результат обучения: формирование суждений
  • - способность выполнять термодинамическую оценку направленности исследуемых металлургических процессов во времени; - способность оценивать влияние различных факторов на скорость гомогенных, гетерогенных и каталитических процессов в промышленном получении благородных металлов; - способность самостоятельного анализа научной информации, интерпретации результатов экспериментов с выводом и заключением в виде сформированных суждений при решении металлургических задач.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • - развить коммуникативные способности, необходимые для работы в команде.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • - расчета термодинамических характеристик металлургических процессов и их константы равновесия в зависимости от температуры; - расчета скорости реакций, энергии активации и порядка реакции в зависимости от измеренных концентраций реагирующих веществ; - использования результатов кинетических расчетов для расчета основного технологического оборудования.
Lehrmethoden

проблемно- ориентированное обучение

учебные дебаты, дискуссии

технология учебно-исследовательской деятельности

дистанционные образовательные технологии

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung устные ответы 0-100
решение задачи
тест
2  Bewertung индивидуальные задания 0-100
решение задачи
реферат
тест
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Тестирование. Устный опрос. Письменные работы. Текущий, промежуточный и итоговый контроль. Оценке «отлично» соответствуют: Оценка A, имеющая цифровой эквивалент 4,0 и процентное содержание 95-100%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал творческое осмысление и самостоятельное практическое применение учебного материала, использование дополнительных источников для более глубокого осмысления сущности явлений и процессов, видение когнитивной структуры материала, выявление недостающих элементов структуры, дополнение ими. Высокий уровень самостоятельности и творческого подхода при выполнении задания. Выявление проблемных зон и зон риска. Креативное использование полученных знаний для решения проблемных ситуаций. Оценка A-, имеющая цифровой эквивалент 3,67 и процентное содержание 90-94%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал творческое осмысление и самостоятельное практическое применение учебного материала, использование дополнительных источников для более глубокого осмысления сущности явлений и процессов, видение когнитивной структуры материала, выявление недостающих элементов структуры, их дополнение. Выявление проблемныхзон и зон риска. Креативное использование полученных знаний для решения проблемных ситуаций. Самооценка деятельности, анализ погрешностей в работе и причин их возникновения, самостоятельное исправление их и планирование действий по совершенствованию собственных навыков. Оценке «хорошо» соответствуют: Оценка B+, имеющая цифровой эквивалент 3,33 и процентное содержание 85-89%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал овладение учебным материалом и практическое его применение. Самостоятельное объединение элементов с целью создания нового. Свободное оперирование учебным материалом различной степени сложности в различных ситуациях. Достаточный уровень самостоятельности и творческого подхода при выполнении задания. Допущение незначительных погрешностей в действиях и умение их исправить по рекомендации преподавателя. Оценка B, имеющая цифровой эквивалент 3,0 и процентное содержание 80-84%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал овладение и свободное оперирование учебным материалом и практическое его применение в стандартных и нестандартных ситуациях. Сопоставляет и дифференцирует имеющиеся данные, с целью дальнейшего их применения. Достаточный уровень самостоятельности и творческого подхода при выполнении задания. Допущение незначительных погрешностей в действиях и умение их исправить под руководством преподавателя. Оценка B-, имеющая цифровой эквивалент 2,67 и процентное содержание 75-79%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал овладение программным материалом, его практическое применение, демонстрация приобретенных навыков в стандартных и нестандартных ситуациях. Наличие естественной мотивации при выполнении заданий. Активное участие в выполнении задания в группе. Допущение погрешностей и ошибок, их исправление по рекомендации преподавателя; Оценка С+, имеющая цифровой эквивалент имеющая цифровой эквивалент 2,33 и процентное содержание 70-74%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал овладение программным материалом, его практическое применение, демонстрация приобретенных навыков в стандартных, а иногда в нестандартных ситуациях. Наличие естественной мотивации при выполнении заданий. Активное участие в выполнении задания в группе. Допущение погрешностей и незначительных ошибок, их исправление под контролем преподавателя. Оценке «удовлетворительно» соответствуют: Оценка C, имеющая цифровой эквивалент 2,0 и процентное содержание 65-69%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал овладение программным материалом, его практическое применение, наличие навыков выполнения задания по установленным образцам. Стремление самостоятельно выполнять задания, приведение примеров, классифицирование, сравнение и т.д. Затруднение выполнения задания в нестандартных ситуациях. Допущение ошибок, их исправление под контролем преподавателя. Оценка C-, имеющая цифровой эквивалент 1,67 и процентное содержание 60-64%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал понимание учебного материала, механическое его применение в типичных ситуациях. Самостоятельное выполнение заданий без глубокого осмысления его значимости для дальнейшего процесса, следствием которого является неполнота и непоследовательность действий, приводящая к ошибкам. Затруднение выполнения задания в нестандартных ситуациях. Допущение ошибок, их исправление под контролем преподавателя. Оценка D+, имеющая цифровой эквивалент 1,33 и процентное содержание 55-59%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал механическое освоение учебного материала на репродуктивном уровне. Выполнение заданий без глубокого осмысления его значимости для дальнейшего процесса, следствием которого является неполнота и непоследовательность действий, приводящая к ошибкам. Корректировка деятельности под руководством преподавателя. Затруднение в выполнении задания в нестандартных ситуациях; Оценка D, имеющая цифровой эквивалент 1,0 и процентное содержание 50-54%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал механическое освоение учебного материала на репродуктивном уровне под руководством преподавателя. Воспроизведение терминов, понятий и фактов. Использование алгоритма выполнения работ или задания с помощью преподавателя. Возникновение затруднений при выполнении заданий в стандартных и нестандартных ситуациях. Оценке «неудовлетворительно» соответствует оценка F, имеющая цифровой эквивалент 0 и процентное содержание 0-49%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал не освоение более половины программы модуля (дисциплины). Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа обучающегося. Наличие пробелов в знании основного материала, предусмотренного программой, в ответах допущены принципиальные ошибки, не выполнены отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля.
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Руды, минералы, месторождения благородных металлов
  • Технологические особенности переработки руд благородных металлов.
  • Процессы переработки сырья благородных металлов. Методы подготовки руд
  • Гравитационные методы извлечения благородных металлов из руд.
  • Процесс извлечения благородных металлов методом амальгамирования. Переработка амалгамм.
  • Извлечение благородных металлов из рассеянных руд. Разделение руд по образованию. Показатели рудного материала.
  • Переработка благородных металлов методом цианирования. Термодинамика и Кинетика процесса. Гидролиз, Утомление растворов. Методы разделение раствора из твердой фазы.
  • Методы извлечения благородных металлов из цианистых растворов. Способы осаждения из раствора. Цементационный метод.
  • Методы извлеченияблагородных металлов из растворов через ионообменные смолы и активированный уголь. Технологические особенности процесса, иониты, активированный уголь, регенерационные процессы.
  • Экстракционный метод извлечения благородных металлов из растворов. Экстрагенты. Реэкстракция. Реэкстракционные растворы.
  • Электролитические методы извлечения благородных металлов из растворов. Особенности применяемого оборудования.
  • Аффинажный метод извлечения благородных металлов в чистом виде . Виды аффинажа. Методы электролитической очистки.
  • Платина и металлы платиновой группы. Источники сырья, минералы. технологические особенности.
  • Способы извлечения металлов платиновой группы из рудного материала.
  • Методы получения чистого металла. технологические особенности. оборудование.
Основная литература
  • Котляр Ю.А., Меретуков М.А., Стрижко Л.С. Металлургия благородных металлов. Учебник. В 2-х кн.. - М.: МИСИС, Изд.Дом "Руды и металлы", 2005, Кн.1, 432 с, Кн.2. 392 с.
  • Современные проблемы металлургии и материаловедения благородных металлов : учебное пособие / С.И. Лолейт [и др.].. — Москва : Издательский Дом МИСиС, 2012. — 196 c.
  • Сельницын, Р. С. Металлургия благородных металлов. Производство благородных металлов : лабораторный практикум / Р. С. Сельницын, Е. С. Васильева. — Москва : Издательский Дом МИСиС, 2022. — 48 c.
  • Романтеев Ю.П. Металлургия благородных металлов : учебное пособие / Романтеев Ю.П.. — Москва : Издательский Дом МИСиС, 2007. — 259 c.
  • Бобоев, И. Р. Металлургия благородных металлов. Производство благородных металлов : учебное пособие для практических занятий / И. Р. Бобоев, Е. С. Васильева, Р. С. Сельницын. — Москва : Издательский Дом МИСиС, 2023. — 50 c.
Дополнительная литература
  • Общая металлургия [Текст]: Учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп., – М. : ИКЦ «Академкнига», 2005. – 768 с.
  • Металлургия Казахстана: состояние, инновационный потенциал, тренд развития. – Алматы, 2005. – 290 с.
  • Масленицкий И.Н., Чугаев Л.В., Борбат В.Ф. и др. Металлургия благородных металлов. М.: Металлургия, 1987. - 432 с.
  • Полькин С.И., Адамов Э.Х., Панин В.В. Технология бактериального выщелачивания цветных и редких металлов. - М.: Недра, 1982. - 288 с.
  • Меретуков М. А. Металлургия благородных металлов. Зарубежный опыт / , A. M. Орлов. – М. : Металлургия, 1991.