Mine surveying in underground mining
Description: This discipline represents the general theoretical and practical aspects on the surveyor's provision of the mining enterprise with everything necessary to implement a rational, uninterrupted and prospective mining operations at all stages of the development of mineral deposits (exploration, design, construction, operation), up to the liquidation of mining enterprises and reclamation (restoration) of disturbed lands by mining operations.
Amount of credits: 6
Пререквизиты:
- Geodesy
Course Workload:
Types of classes | hours |
---|---|
Lectures | 30 |
Practical works | 30 |
Laboratory works | |
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) | 30 |
SAW (Student autonomous work) | 90 |
Form of final control | Exam |
Final assessment method |
Component: Component by selection
Cycle: Profiling disciplines
Goal
- The discipline is aimed at studying the technical requirements and guidelines for the construction of surveying and surveying networks; survey of mine workings during underground mining; survey work during the construction (reconstruction) of mining enterprises; compilation and maintenance of surveying documentation, as well as practical mastery of the acquired knowledge.
Objective
- The objectives of the study of the discipline "Mine surveying in underground mining": to achieve professional training of the student to solve problems that match his qualifications, according to the requirements of the state educational standard of general education.
Learning outcome: knowledge and understanding
- пользоваться традиционным и современным оборудованием, применяемым при работах на шахтах и карьерах; – практически применять изученные методы измерений; – выполнять камеральную обработку материалов, отвечающую требованиям ГОСТ; – оформлять маркшейдерско-графическую документацию.
Learning outcome: applying knowledge and understanding
- О всех этапах освоения месторождений полезных ископаемых (разведке, проектировании, строительстве, эксплуатации), вплоть до ликвидации горных предприятий и рекультивации (восстановления) нарушенных земель горными работами. - о специфике работы маркшейдера на промышленных площадках.
Learning outcome: formation of judgments
- – методы создания новых и пополнение существующих разрезов в масштабах 1:500, 1:200 по всем планируемым выработкам, камерам для наглядной видимости выработок пройденных ранее на всех высотных отметках;. – задание направлений на все горизонтальные, наклонные и вертикальные выработки; – производство съемок всех горных выработок с последующим их нанесением на планшеты масштаба 1:500; – ведение книги маркшейдерских указаний (показывать задание направления с чертежами, считать и указывать домеры на все выработки, указывать любые отклонения от проекта, несоответствие крепи паспорту крепления и т.д).
Learning outcome: communicative abilities
- Уметь находить компромисы, соотносить свое мнение с мнением коллектива и быть способным к работе в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения.
Learning outcome: learning skills or learning abilities
- Стремиться к профессиональному и личностному росту в профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуру Иметь навыки ориентироваться в современных информационных потоках и адаптироваться к динамично меняющимся явлениям и процессам в мировой экономике.
Teaching methods
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Assessment of the student's knowledge
Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.
Period | Type of task | Total |
---|---|---|
1 rating | Определение координат и высот точек. Решение прямой и обратной геодезических задач | 0-100 |
Маркшейдерские съемки в шахте. Измерение горизонтальных углов и линий | ||
Общие сведения из теории погрешности (решение задач) | ||
Ориентирование подземной геодезической основы способом двух шахт. | ||
2 rating | Уравнивание результатов измерений и оценка точности полученных результатов | 0-100 |
Уравнивание результатов измерений, выполненных для ориентирования подземной геодезической основы способом соединительного треугольника | ||
Способы привязки горно-технических объектов | ||
Total control | Exam | 0-100 |
The evaluating policy of learning outcomes by work type
Type of task | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | Good | Satisfactory | Unsatisfactory | |
Лекция | Выставляется, если обучающийся раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя; успешно ответил на тестовые задания, правильно и обоснованно решил ситуационные задачи. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию преподавателя. | Выставляется, если ответ обучающегося удовлетворяет в основном требованиям на отметку «отлично», но при этом имеет место один из недостатков: допущены одна - две неточности при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух неточностей при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя. | Выставляется в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имеются ошибки при ответах на тесты, неточности в решении ситуационных задач, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала, определенного учебной программой дисциплины. | Выставляется в случаях, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала; допущены грубые ошибки при ответах на вопросы собеседования, неправильно решены ситуационные задачи, допущены ошибки в ответах на тесты, допущены ошибки в определении понятий при использовании специальной терминологии в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя. |
Практические занятия | Оценка «отлично» выставляется, если студент активно работает в течение всего практического занятия, дает полные ответы на вопросы преподавателя в соответствии с планом практического занятия и показывает при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание соответствующей литературы, способен выразить собственное отношение к данной проблеме, проявляет умение самостоятельно и аргументированно излагать материал, анализировать явления и факты, делать самостоятельные обобщения и выводы, правильно выполняет учебные задачи, допуская не более 1-2 арифметических ошибок или описок. | Оценка «хорошо» выставляется при условии соблюдения следующих требований: студент активно работает в течение практического занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое, обоснованное фактами, со ссылками на соответствующие литературные источники, освещение вопросов завершено выводами, студент обнаружил умение анализировать факты и события, а также выполнять учебные задания. Но в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала, четко выраженное отношение студента к фактам и событиям или допущены 1-2 арифметические и 1-2 логические ошибки при решении задач. | Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент в целом овладел сути вопросов по данной теме, обнаруживает знание лекционного материала,и учебной литературы, пытается анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении практического материала или 3-4 логических ошибок при решении специальных задач. | Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда студент обнаружил несостоятельность осветить вопрос вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения, обнаружено неумение решать учебные задачи. |
Реферат | выставляется, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. | выставляется, если основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. | выставляется, если имеются существенные отступления от требований к реферированию; в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. | выставляется, если тема реферата не раскрыта, выявлено существенное непонимание проблемы или же реферат не представлен вовсе. |
Контрольная работа | выставляется студенту, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой; как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. | выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоившему основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. | выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомому с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на зачете и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. | выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. |
Evaluation form
The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:
- 40% of the examination result;
- 60% of current control result.
The final grade is calculated by the formula:
FG = 0,6 | MT1+MT2 | +0,4E |
2 |
Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;
E is a digital equivalent of the exam grade.
Final alphabetical grade and its equivalent in points:
The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:
Alphabetical grade | Numerical value | Points (%) | Traditional grade |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Excellent |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Good |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Satisfactory |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Unsatisfactory |
F | 0 | 0-24 |
Topics of lectures
- Предмет курса «Маркшейдерское дело»
- Подземные горизонтальные маркшейдерские съемки
- Ориентирно-соединительные съемки
- Ориентирно-соединительные съемки
- Теодолитная съемка в шахте
- (продолжение)
- Маркшейдерские работы на промышленной площадке шахты
- Задачи, решаемые маркшейдерской службой на горных предприятиях
- Задачи, решаемые маркшейдерской службой на горных предприятиях (продолжение)
- Съемочные работы
- Съемочные работы (продолжение)
- Съемочные работы (продолжение)
- Маркшейдерские замеры
- Горная графическая документация
- Горная графическая документация (продолжение)
Key reading
- Основы геодезии и маркшейдерии, Смолич С.В., Верхотуров А.Г., Юдина И.Н., 2016.
- Методическая разработка. (по выполнению СРСП (курсовая работа) по курсу «Маркшейдерское дело». Ипалаков Т.Т. Изд-во ВКГТУ, 2013
- Методическая разработка. (по выполнению практических занятий по курсу «Маркшейдерское дело». Ипалаков Т.Т., Рахымбердина М.Е. Изд-во ВКГТУ, 2013
- Касенов Б.С., Жаркимбаев Б.М., Солтабаева С.Т. Практикум общего курса маркшейдерского дела / Учебное пособие. – Алматы: КазНИТУ имени К.И.Сатпаева, 2015 – 126
- Конспект лекций по курсу «Маркшейдерское дело». Ипалаков Т.Т. Изд-во ВКГТУ, 2013
- Маркшейдерское дело : учебник / В. Н. Гусев, А. Г. Алексенко, Е. М. Волохов [и др.]. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский горный университет, 2016. — 448 c. — ISBN 978-5-94211-774-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/78145.html
Further reading
- И.И. Попов, Б.М. Жаркимбаев. Маркшейдерское дело. Алматы, 2000 – с.ил.
- Симонян Р.Р. Маркшейдерское дело. - М.:Недра, 1982.– 303с.
- И.Н. Ушаков и др. Маркшейдерское дело. М.- Недра, 1989, 437 с.; ил.
- Несмеянова, Ю. Б. Маркшейдерское обеспечение безопасности ведения горных работ : практикум / Ю. Б. Несмеянова. — Москва : Издательский Дом МИСиС, 2016. — 29 c. — ISBN 978-5-906846-70-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/98189.html