Физика горных пород и процессов

Абдрашева Замира Жомартовна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Физика горных пород и процессов (ФГП) – это учение о физико-технических свойствах и физических процессах в горных породах, закономерностях изменения свойств и принципах использования при решении различных технологических задач горного производства. Курс содержит основные физико-технические параметры пород, их зависимости от состава и строения пород, изменчивость при воздействии внешних физических полей; методы их экспериментального определения.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Физика

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Итоговый контроль (экзамен)

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Изучение физико-механических свойств, процессов и закономерностей изменения свойств и принципах их использования при решении различных технологических задач горного производства.
Задача
  • Дать знания о физических свойствах горных пород и массивов, физических явлениях и процессах в породных массивах; методах их определения, изучение физико-технических параметров горных пород, влияющих на технологию ведения горных работ, добычу и переработку полезных ископаемых; приобретение навыков определения свойств горных пород и породных массивов, обработки полученных экспериментальных данных.
Результат обучения: знание и понимание
  • студенты должны знать и понимать: основные понятия и определения физики горных пород; физические свойства горных пород; влияние физических полей на свойства горных пород; физические процессы в породных массивах, базовые физико-технические параметры горных пород. методы их определения.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • уметь исследовать физико-механические свойства горных пород; осуществлять направленное изменение свойств и состояние горных пород и массивов; использовать физико-технические параметры горных пород в расчетах основных процессов горного производства
Результат обучения: формирование суждений
  • Уметь делать выводы по результатам эксперимента, использовать результаты
Результат обучения: коммуникативные способности
  • научным, инженерным и организационным потенциалом для решения задач горного производства и реализации технологического регламента процессов добычи полезных ископаемых на основе знаний их физической сущности.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • способность изучать новые методы исследования свойств горных пород, расширить круг решения технологических задач с учетом влияния физика-технических параметров горных пород, интегрировать междисциплинарные подходы.
*TeachingMethods(zh-CN)*

Лекция проводиться с применением традиционных и активных форм обучения: дискуссия, тренинг или беседа; демонстрация слайдов. Вопросы преподавателя нацелены на активацию процессов усвоения материала, а также на развитие логического мышления. Преподаватель заранее намечает список вопросов, стимулирующих ассоциативное мышление и установления связей с ранее освоенным материалом. Практические занятия позволяют преподавателю также индивидуально общаться со студентами и подходят для интерактивных методов обучения.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Обсуждение лекции 0-100
Выполнение практических заданий
Реферат (презентация)
Индивидуальное семестровое задание
2  *Rating(zh-CN)* Обсуждение лекции 0-100
Выполнение практических заданий
Реферат (презентация)
Индивидуальное семестровое задание
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Работа на практических занятиях выполнил практическое задание в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новых задачах. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью выполнил задание не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил задание не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Подготовка и защита заданий по заданным темам в самостоятельной работе обучающегося В своей работе демонстрирует систематические теоретические знания в подготовке и защите заданий по заданным темам, знает терминологию, последовательно объясняет, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы В своей работе демонстрирует теоретические знания заданий по заданным темам, знает терминологию, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает незначительные ошибки, которые исправляет преподаватель Демонстрирует поверхностные теоретические знания в выполнении работы, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, неспособность делать аргументированные выводы и приводить примеры, и не знает последовательности изложения, допускает ошибки, которые преподаватель может исправить только при исправлении Демонстрирует незнание теоретических основ дисциплины, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, отказывается отвечать на занятия
Работа с лекционным материалом и ответы на вопросы (устно и письменно) Демонстрирует системные теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы Демонстрирует теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность, явления и процессы, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает несущественные ошибки, которые учитель исправляет самостоятельно или с небольшой поправкой Демонстрирует поверхностные теоретические знания, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированные выводы и приводить примеры, не знает монологической речи, терминологии, логики и последовательности изложения, допускает ошибки, которые учитель может исправить только при исправлении Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, которые не может исправить даже учитель, отказывается отвечать на занятия.
Итоговый контроль Демонстрация полного владения материалом путем правильного ответа на 90-100 процентов контрольных тестов или вопросов, составленных по содержанию теоретического материала, оценивалась в количестве баллов, близком к максимальному качеству знаний Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные тесты или вопросы выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89 Содержание теоретического материала частично усвоено, имеются пробелы, выполняется большинство учебных заданий, предусмотренных учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть в 50-69 процентах Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения тестовых заданий или вопросов низкое, процент правильных ответов по данным тестам ниже 49.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение. Цель и задачи физики горных пород. Основные понятия предмета физики горных пород. Место ФГПП среди других наук. Объекты и направленность исследований.
  • Минералы и горные породы. Строение и состав минералов и горных пород. Горные породы как объект разработки. Массив. Горная масса. Классификация свойств пород. Влияние минерального состава и строения пород на их свойства.
  • Общие понятия о физико-технических свойствах горных пород и физических процессах. Физико-технических свойства пород. Базовые физико-технические параметры.
  • Механические свойства горных пород. Плотность пород. Напряжения и деформация в породах. Упругие свойства пород. Пластические свойства пород.
  • Реологические свойства пород. Ползучесть горных пород. Релаксация напряжений.
  • Прочность и разрушение горных пород. Теории прочности горных пород. Теория Мора.
  • Тепловые свойства пород. Распространение и накопление тепла. Теплоемкость пород. Удельный тепловой поток.Теплопроводность и температуропроводность пород.Тепловое расширение. Термические напряжения в горных породах.
  • Упругие колебания и акустические свойства горных пород. Продольные упругие колебания. Поперечные упругие колебания. Скорость распространения упругих волн. Коэффициент отражения.
  • Электрические свойства пород. Электрическая поляризация. Диэлектрическая проницаемость. Электрическая проводимость. Диэлектрические потери.
  • Магнитные свойства пород. Магнитная индукция. Намагниченность горных пород. Парамагнетики. Диамагнетики. Ферромагнетики.
  • Гидравлические свойства горных пород. Содержание жидкостей и газов в породах. Перемещение жидкостей и газов в породах. Физически связанная вода. Молекулярная или пленочная влагоемкость. Свободная вода.
  • Обобщенные горно-технологические параметры пород. Крепость горных пород. Хрупкость и пластичность пород. Твердость горных пород. Вязкость, дробимость и абразивность горных пород.
  • Физические состояние горных пород в массиве. Трещиноватость пород. Физико-технические свойства разрыхленных пород.
  • Процессы подготовки массива пород к выемке. Осушение массивов. Разупрочнение пород. Упрочнение пород. Механическое отделение пород от массива и их экскавируемость.
  • Физические процессы горного производства. Механическое бурение пород и их буримость. Взрывание горных пород. Взрываемость горных пород и расчеты процессов взрывания. Дробление и измельчение полезного ископаемого после извлечения. Транспортирование горных пород.
Основная литература
  • Шведов И.М. Физика горных пород. Механические свойства горных пород, НИТУ МИСиС, 2019 год
  • Букин, В.С. Физика горных пород: учебное пособие / В.С. Букин, А.С. Калганов. – Чита: ЗабГУ, 2019. – 115 с. – [Электронный ресурс]. – URL: https://e.lanbook.com/book/173611.
  • Боровков, Ю.А. Основы горного дела: учебник / Ю.А. Боровков, В.П. Дробаденко, Д.Н. Ребриков. – 4-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2019. – 468 с. – [Электронный ресурс]. – URL: https://e.lanbook.com/book/111398.
  • Ольховатенко, В.Е. Исследования физико-механических свойств горных пород золоторудных месторождений Дальнего Востока и оценка устойчивости бортов карьеров: монография / В. Е. Ольховатенко. – Томск: ТГАСУ, 2020. – 156 с. – [Электронный ресурс]. – URL: https://e.lanbook.com/book/170446.
  • Якимов, А. А. Физика горных пород. Лабораторный практикум : учебное пособие / Якимов А. А.,Сидорова Г. П. - Чита : ЗабГУ, 2022. - 196 с
Дополнительная литература
  • Физика горных пород: учебник для вузов / Л.Я. Ерофеев (и др.); под ред. Л.Я. Ерофеева. – Томск: ТПУ, 2006. – 520 с.
  • Физика горных пород. Горное давление. Лабораторный практикум: учебное пособие /С.Ф. Алексеенко, В.П. Мележик. – Киев: Вища шк., 1990. – 183 с.
  • Порцевский А.К., Катков Г.А. Основы физики горных пород, геомеханики и управления состоянием массива. – Учебник для вузов, Изд. МГГУ, 2004 г,, 120 С.
  • Ржевский В.В., Новик Г.Я. Основы физики горных пород, М., Недра, 2004, 359 с.
  • Ильницкая Е.И. и др. Свойства горных пород и методы их определения. М., Недра, 2009, 392 с.
  • Кобранова В.Н., Лепарская Н. Определение физических свойств горных пород. М., Гостоптехиздат, 160с., переизд. 2010 г.