Основы экологии и безопасности жизнедеятельности

Букунова Альмира Шошановна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Формирование понятий о взаимосвязях между экологической и производственной средой и их безопасностью, способов и критериев их идентификации, основные методы предупреждения, и снижение влияния негативных элементов в экологической и производственной сферах, нормирования условий для обеспечения безопасности и контроля факторов жизнедеятельности, а также прогнозирование, разработка мероприятий, мониторинг и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Химия. Школьный курс

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle письменный экзамен

Komponente: Компонент по выбору

Zyklus: Общеобразовательные дисциплины

Цель
  • Цель курса «Основы экологии и безопасности жизнедеятельности» формирование основ экологических знаний, являющихся теоретическим фундаментом всех природоохранных мероприятий, в том числе, мероприятий по обеспечению экологической безопасности человека, сохранению его здоровья, экологизация сознания и воспитание экологической культуры, позволяющие будущему специалисту использовать экологические знания и знания по безопасности жизнедеятельности
Задача
  • Основные закономерности, определяющие взаимодействия живых организмов со средой обитания; - закономерности потока энергии через живые системы и круговорота веществ, функционирования экологических систем и биосферы в целом; - основные принципы охраны природы и рационального природопользования; - социально-экологические последствия антропогенной деятельности; - концепцию, стратегии, проблемы устойчивого развития и практические подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях. - основные техносферные и проиродные опасности, их свойства и характеристики; - характер воздействия вредных и опасных факторов производства на человека и природную среду, методы защиты от них; - законодательные и правовые акты в области безопасности жизнедеятельности, способы и технологии защиты в чрезвычайных ситуациях; - средства и методы повышения безопасности и устойчивости производственных объектов, технических средств и технологических процессов.
Результат обучения: знание и понимание
  • Выявление и анализ естественных и антропогенных экологических процессов и возможных путей их регулирования; - ориентация в современных концепциях и стратегиях устойчивого развития человечества, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования и образа жизни людей с целью сохранения стабильности биосферы и развития социума без катастрофических кризисов; - применение полученных знаний о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности для сохранения устойчивого развития. -планирование спасательных работ; - оценка обстановок в ЧС природного и техногенного характера; - оценка условий труда по обеспечению безопасности: - осуществление элементарных расчетов по оценке антропогенного воздействия на окружающую среду, а также по оценке воздействия природных и техногенных чрезвычайных ситуаций на человека и окружающую среду, способов и методов защиты от их негативного воздействия.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • 1. Современный специалист должен быть подготовлен к успешному решению возникающих задач по обеспечению экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности работающих, производственного персонала и населения по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Результат обучения: формирование суждений
  • Формирование суждений (при изучении курса "Основы экологии и безопасности жизнедеятельности") направленных на изучение способов безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная), устойчивого функционирования объектов хозяйствования (организаций) в условиях чрезвычайных ситуаций, вопросы защиты от негативных факторов, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и защиты от применения современных средств поражения.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Результатами обучения и коммуникативными способностями являются: - применение полученных знаний о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности для сохранения устойчивого развития. -планирование спасательных работ; - оценка обстановок в ЧС природного и техногенного характера; - оценка условий труда по обеспечению безопасности: - осуществление элементарных расчетов по оценке антропогенного воздействия на окружающую среду, а также по оценке воздействия природных и техногенных чрезвычайных ситуаций на человека и окружающую среду, способов и методов защиты от их негативного воздействия.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Навыками обучения и показателями способности к учебе являются: – умение делать анализ и обобщение экологических факторов, опасных и вредных факторов окружающей среды; – умение формулировать задачи по экологической, производственной безопасности, безопасности при ЧС и адаптировать основные закономерности устойчивого развития общества и природы к профессиональной деятельности; – знание законодательных и правовых документов по экологической, производственной безопасности и безопасности при ЧС; -применение промышленных способов и технических средств защиты окружающей среды от воздействия промышленного загрязнения и при ЧС на практике. - использовать знания по организации безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики, в быту, в окружающей среде.
Lehrmethoden

Технология контекстного обучения – обучение в контексте профессии (реализуется в учебных заданиях, учитывающих специфику направления и профиля подготовки). Технология интерактивного обучения (реализуется в форме учебных заданий, предполагающих взаимодействие обучающихся, использование активных форм обратной связи). Технология электронного обучения (реализуется при помощи электронной образовательной среды ВКГТУ при использовании ресурсов электронно-библиотечной системы, при проведении автоматизированного тестирования).

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Работа на практических (семинарских) занятиях 0-100
Работа на практических (семинарских) занятиях
Работа на практических (семинарских) занятиях
Подготовка и защита заданий по заданным темам в самостоятельной работе обучающегося
Работа с данными лекции и ответы на вопросы
2  Bewertung Работа на практических (семинарских) занятиях 0-100
Работа на практических (семинарских) занятиях
Подготовка и защита заданий по заданным темам в самостоятельной работе обучающегося
Работа с данными лекции и ответы на вопросы
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Подготовка и защита заданий по заданным темам в самостоятельной работе обучающегося В своей работе демонстрирует систематические теоретические знания в подготовке и защите заданий по заданным темам, знает терминологию, последовательно объясняет, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы В своей работе демонстрирует теоретические знания заданий по заданным темам, знает терминологию, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает незначительные ошибки, которые исправляет преподаватель Демонстрирует поверхностные теоретические знания в выполнении работы, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, неспособность делать аргументированные выводы и приводить примеры, и не знает последовательности изложения, допускает ошибки, которые преподаватель может исправить только при исправлении Демонстрирует незнание теоретических основ дисциплины, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, отказывается отвечать на занятия
Ответ на тесты рубежного контроля Теориялық материалдар мазмұны бойынша құрастырлған бақылау тесттерінің 90-100 пайызына дұрыс жауап беру арқылы материалды толық иегергенін көрсетуі білім сапасы максимумға жақын балл санымен бағаланды Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные тесты выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89 Содержание теоретического материала частично усвоено, имеются пробелы, выполняется большинство учебных заданий, предусмотренных учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть в 50-69 процентах Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения тестовых заданий низкое, процент правильных ответов по данным тестам ниже 49.
Итоговый контроль Демонстрация полного усвоения материала путем полного анализа контрольных вопросов, составленных по содержанию теоретического материала и правильного ответа на 90-100 процентов контрольных вопросов оценивается количеством баллов, качество знаний которых близко к максимальному Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные вопросы выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89 Содержание теоретического материала частично усвоено, имеются пробелы, выполняются контрольные вопросы, предусмотренные учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть в 50-69 процентах Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения ответов на контрольные вопросы низкое,процент правильных ответов на заданные вопросы ниже 49.
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Взаимодействие организма со средой обитания
  • Экологические системы, факторы их устойчивости
  • Учение о биосфере и ноосфере, факторы устойчивости биосферы
  • Атмосфера и ее современные экологические проблемы устойчивости
  • Гидросфера, использование ее ресурсов, загрязнение и охрана.
  • Земельные ресурсы , проблемы их рационального использования и устойчивости
  • Основы рационального природопользования и охраны окружающей среды
  • Основные понятия, термины и определения курса. Вопросы обеспечение безопасности жизнедеятельности в решениях правительства Республики Казахстан.
  • Организация единой государственной системы по обеспечению безопасности в чрезвачайных ситуациях
  • Сильно действующие ядовитые вещества. Классификация сильно действующия ядовитых веществ. Химически опасные объекты.
  • Типы взрывов. Радиационно-опасные объекты.
  • Основные способы и принципы защиты при чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
  • Устойчивость функционирования объукта народного хозяйства. Факторы влияющие на устойчивость работы объектов
  • Средства индивидуальной защиты. Порядок применения
Основная литература
  • 1 ҚР заңы «Қазақстан Республикасының Конституциясы» 1995 жылы 30 тамызда республикалық референдумда қабылданған. 17.09.2022 № 142-VII толықтырулар мен өзгертулер енгізілген. 2 Қазақстан Республикасының экология кодексі. Қазақстан Республикасының 2021 жылғы 2 қаңтардағы № 400-VI ҚРЗ Кодексі 3 Азаматтық қорғау туралы Қазақстан Республикасының Заңы 2014 жылғы 11 сәуірдегі №188-V ҚРЗ. ҚР 29.06.2021 № 58-VII өзгертулер мен түзетулермен. 4 Букунова А. Ш., Кайсина М. И., Жаманбаева М.Қ., Идришева Ж.Қ., Оразова С.С. Жалпы және қолданбалы экология негіздері: Оқу құралы.-Өскемен: С.Аманжолов атындағы «ШҚМУ» «Берел» баспасы, 2020. – 161б. 5 Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии : учебник для СПО / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева ; под ред. Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 190 с. 6 Астафьева, О. Е. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 354 с. 7 Букунова А.Ш., Даумова Г.К., Жаманбаева М.Қ., Кайсина М.И. Өмір тіршілігінің қауіпсіздігі негіздері: Оқу құралы.-Өскемен: ЖШС: «ШҚТУ» баспаханасы, 2021. – 126б. 8 Аипов А.К., Охрана труда и безопасность жизнедеятельности; Учебное пособие,-Астана: Каз.УЭФМТ, 2013.- 305с. 9 Сулейменов Р.Қ. Табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар туралы. Алматы: Lem , 2016. 460б. 10 Өмір-тіршілік қауіпсіздігі: оқулық / Құраст. С. Арпабеков.- Алматы, 2014.320б. 11 Сычев Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / Сычев Ю. Н., 2014, Финансы и статистика. – 224 с. 12 Вишняков, Я.Д. безопасность жизнедеятельности. теория и практика 4-е изд., пер. и доп. учебник для бакалавров / Я.Д. Вишняков. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 543 c.
Дополнительная литература
  • 1 Егорина А.В., Соколов В.М., Лагутин Л.А., Перемитина С.В., Кайсина М.И. - Экология и устойчивое развитие- Усть-Каменогорск, 2011 г, 124 с. 2 Гигиена и экология человека : Учеб. пособие / Л. Ю. Трушкина, А. Г. Трушкин, Л. М. Демьянова ; под ред. Р. Ф. Морозовой, под ред. А. Г. Трушкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 447 с. 3 Экология кузнечно-штамповочного производства : производственно-практическое издание / Ю. А. Зимин. - М. : Интермет Инжиниринг, 2005. - 199 с. 4 Практикум по экологии и охране окружающей среды : Учеб. пособие для ВУЗов / А.И.Федорова, А.Н.Никольская. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 286 c. 5 Экологиядан оқу - әдістемелік құрал: оқу құралы / Г.С.Оспанова, Г.Т.Бозшатаева ; ҚР білім және ғылым министрлігі, М. Әуезов атындағы Оңтүстік Қазақстан мемлекеттік университеті. - Алматы : Экономика, 2000. - 136 б. 6 Экология : оқулық / Г.С.Оспанова, Г.Т.Бозшатаева ; Қазақстан Республикасы білім және ғылым министрлігі, Т.Рысқұлов атындағы ҚазЭУ. - Алматы : Экономика, 2002. - 399 б. 7 Геоэкология негіздері : Оқу құралы / Ә.Б.Байбатша ; Қазақстан Республикасы білім және ғылым министрлігі, ҚазҰТУ. - Алматы : Қаз ҰТУ, 2001. - 129 б. 8 Байбатша Ә.Б. Геоэкология негіздері [Текст] : Оқу құралы / Ә.Б.Байбатша, 2001. - 129 б. 9 Основы экологического права и проблемы экологии : учебное пособие / А.В.Николаев ; СПбИВЭСЭП, О-во "Знание" С-Пб и Ленинград. обл. - СПб. : ИВЭСЭП, 2001. - 74 c. 10 Экология және табиғат қорғау : 4000-га жуық термин. Қазақ тілі терминдерінің салалық ғылыми түсіндірме сөздігі. / ҚР білім және ғылым министрлігі, ҚР мәдениет, ақпарат және қоғамдық келісім министрлігі. - Алматы : Мектеп, 2002. - 391 б. 11 Экология және бүгінгі әлем : Экология жөніндегі әдебиеттерді орта мектеп және арнаулы орта оқу орындарының кітапханаларында насихаттауға арналған әдістеме-библиографиялық құрал / ҚР білім және ғылым министрлігі, Республикалық ғылыми-педагогикалық кітапхана ; Ред. А. Насырова . - Алматы : [б. и.], 2001. - 30 б. 12 Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М., 1991 13 Лосев К.С. На пути к устойчивому развитию // Зеленый мир. - 1995 14 Аипов А.К., Тіршілік; Оқу құралы,-Астана: Каз.УЭФМТ, 2009. -290б. 15 Технология машиностроения. Введение в специальность : учеб. пособие / В. М. Виноградов. - М. : Академия, 2006. - 175 с. 16 Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов / Л. А. Михайлов [и др.] ; под ред. Л. А. Михайлова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 460 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с. 456-460. 17 Приходько В.Г. Безопасность жизнедеятельности.- Алматы, 2006. -365с. 18 Суровцев А.А.,Мельников Е.Н., и др. Безопасность жизнедеятельности. Книга 1,2/ Учебное пособие для ВУЗов, Алматы, 2006. 160с. 19 Графкина, М.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / М.В. Графкина, Б.Н. Нюнин, В.А. Михайлов. — М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 416 c. 20 Евсеев, В.О. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров / В.О. Евсеев, В.В. Кастерин, Т.А. Коржинек; Под ред. Е.И. Холостова, О.Г. Прохорова. — М.: Дашков и К, 2013. — 456 c. 21 Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров. 19-е изд., пер. и доп. / Э.А. Арустамов. — М.: Дашков и К, 2016. — 448 c. 22 Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (Техносферная Безопасность): Учебник. 5-н изд., пер. и доп. / С.В. Белов. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 702 c.