Лесные культуры с основами лесных мелиораций
Описание: Формирует знания в области правильного планирования лесокультурного производства для создания наиболее жизнестойких, долговечных и высокопродуктивных насаждений на основе лесокультурного районирования по условиям местопроизрастания и подбора древесных пород в соответствии с различных природно-климатическими и лесорастительными условиями и целями лесовыращивания; знания в области защитного лесоразведения и освоении комплекса мероприятий по борьбе с засухой, ветровой и водной эрозией почв и другими наносящими вред народному хозяйству неблагоприятными природными явлениями за счет увеличения лесистости РК на землях сельскохозяйственного пользования и облесения неудобных земель и песчаных массивов.
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Лесные питомники
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | |
Лабораторные работы | 30 |
СРОП | 30 |
СРО | 90 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Приобретение практических навыков правильного планирования лесокультурного производства, создания наиболее жизнестойких, долговечных и высокопродуктивных насаждений необходимо районирование лесокультурных работ в зависимости от условий местопроизрастания, то есть выбор древесных пород для создания леса в различных природно-климатических и лесорастительных условиях, а также целями лесовыращивания древесного сырья.
Задача
- приобрести теоретические положения и практические навыки в вопросах, связанных с лесорастительным и лесокультурным районированием территории республики;
- научиться правильно и обоснованно подбирать ассортимент древесных видов и типов лесных культур для выращивания искусственных лесонасаждений различного назначения.
Результат обучения: знание и понимание
- понимать основы лесорастительного районирования и лесной типологии;
- знать способы и методы создания и оценки лесных культур и лесомелиоративных насаждений;
- знать виды и типы лесных культур по лесорастительным зонам РК;
- знать принципы и технологии создания и выращивания лесомелиоративных насаждений, предназначенных для длительного улучшения природных условий, ослабления процессов водной и ветровой эрозии.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- разрабатывать проект лесных культур и лесомелиоративных насаждений, создавать лесные культуры целевого назначения;
- разрабатывать агротехнику создания лесных культур и мероприятия по улучшению природных условий, составлять расчетно-технологические карты;
- проводить учет и оценку качества лесных культур и лесомелиоративных насаждений, перевод их в покрытую лесом площадь.
Результат обучения: формирование суждений
- уметь давать объективную оценку, раскрывать содержание понятий и излагать свои знания по дисциплине, а также должны выражать субъективную оценку и отношение к этому знанию.
Результат обучения: коммуникативные способности
- умение решать круг вопросов, связанных с проектированием и технологиями создания лесных культур и лесомелиоративных насаждений в разных лесорастительных условиях РК.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- умение творчески применять полученные знания в конкретных лесоэкологических условиях хозяйственно-экономических, обосновывать принятые решения.
Методы преподавания
технология организации активных лекционных форм: лекция-визуализация (содержание представлено в образе рисунка, графика, схемы); бинарная лекция (вдвоем) — проблематизация происходит за счет формы и содержания; лекция — пресс-конференция; лекция-консультация; лекция-провокация; лекция-диалог; лекция с применением дидактических методов (мозговая атака, метод конкретных ситуаций и др.).
технология коллективного взаимообучения;
коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);
информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии;
технологии активного и проблемного обучения.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Лабораторные занятия 1-8 | 0-100 |
Устный опрос / тестирование | ||
СРОП | ||
Рубежный контроль 1 | ||
2 рейтинг | Лабораторные занятия 9-15 | 0-100 |
Устный опрос / тестирование | ||
СРОП | ||
Рубежный контроль 2 | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Работа на лабораторных занятиях | выполнил лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий и методики; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Устный опрос/ тестирование/ колловиум | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии. |
СРО | выполнил работу (раздел курсового проекта, отчет, реферат, презентацию) в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий и содержания задания; выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления выполнены правильно и аккуратно; правильно выполняет анализ ошибок, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | выполнил требования к оценке «5», но допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема задания, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Итоговый контроль | Ответил на все вопросы, темы раскрыты полностью, правильно даны все определения. | выполнил требования к оценке «5», но допущены одна ошибка или не более двух недочетов. | Ответил не на все вопросы, но не менее 50% объема задания, были допущены ошибки; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не ответил ни на один из вопросов. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Лесорастительное районирование
- Системы создания лесных культур
- Способы размещения посадочных и посевных мест
- Обработка почвы под лесные культуры
- Посев и посадка леса
- Уход за лесными культурами
- Техническая приемка и инвентаризация лесных культур
- Типы лесных культур по лесорастительным зонам Казахстана
- Создание лесных культур целевого назначения
- Лесные мелиорации
- Технология создания лесозащитных полос
- Эрозия почв и борьба с ней
- Защитные лесные насаждения
- Пески и их закрепление
- Рекультивация нарушенных земель
Основная литература
- Лесные культуры : учебник / А. Р. Родин, С. А. Родин, Е. А. Калашникова, С. Б. Васильев ; под редакцией В. Ф. Никитина. — 2-е изд. — Москва : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. — 210 с.
- Лесные культуры : учебно-методическое пособие / Т. В. Нуреева, М. А. Карасева, А. В. Ушнурцев, Л. Н. Сотнева. — Йошкар-Ола : ПГТУ, 2018. — 104 с.
- Лесные культуры : учебно-методическое пособие / В. Ф. Никитин, И. И. Дроздов, С. Б. Васильев [и др.]. — Москва : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019. — 176 с.
- Дроздов, И. И. Проектирование лесных культур. Технологические карты и Схемы : учебное пособие / И. И. Дроздов, Г. В. Силаев. — 2-е изд. — Москва : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. — 63 с.
- Тимерьянов, А. Ш. Лесная мелиорация : учебное пособие / А. Ш. Тимерьянов. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 160 с.
- Сысоев В.В., Тихонов Н.Н. Лесомелиорация ландшафтов. Учебное пособие. – Пенза: РИО ПГСХА, 2014. – 129 с.
Дополнительная литература
- Правила проведения мероприятий на участках государственного лесного фонда по воспроизводству лесов и лесоразведению в Республике Казахстан. Приказ по Комитету лесного и охотничьего хозяйства МСХ РК от 03.12.2004, N 258.
- Кабанова С.А., Данченко М.А. Лесохозяйственные технологии создания устойчивых лесных культур в Казахстане. Монография. — Кокшетау: И.П. Устюгов, 2017. — 200 с.
- Правила перевода угодий, не покрытых лесом, в угодья, покрытые лесом, в государственном лесном фонде. Приказ по Комитету лесного и охотничьего хозяйства МСХ РК 17 января 2005 года № 12.
- Искаков С.И., Кентбаев Е.Ж. Проект лесных культур. Методическое указание по курсовому проектированию для студентов лесохозяйственных специальностей. КазНАУ, Алматы, 2005.
- ОСТ 56-82-9-87 Лесные культуры. Оценка качества.
- Байзаков С.Б., Медведев А.Н., Искаков С.И., Муканов Б.М. Лесные культуры в Ка-захстане (книга вторая): Алматы. КазНАУ. Изд-во «Агроуниверситет», 2007.