Орман ботаникасы

Асангалиев Елибек Атрауович

Оқытушының портфолиосы

Сипаттама: Онтогенездің әр түрлі кезеңдеріндегі өсімдіктер құрылысының ерекшеліктерін, олардың биологиясын, өсімдіктер әлемінің жіктелуі мен алуан түрлілігін, филогенетикалық қатынастарды, өсімдіктердің ортамен өзара қатынасын, олардың таралуы мен өсімдік түзілуінің мәнін зерттеумен байланысты сұрақтар шеңберін қамтиды.

Кредиттер саны: 5

Пререквизиты:

  • Адам. Қоғам. Құқық (Адам және қоғам)

Пәннің еңбек сыйымдылығы:

Жұмыс түрлері сағат
Дәрістер 15
Практикалық жұмыстар
Зертханалық жұмыстар 30
СӨЖО 30
СӨЖ 75
Қорытынды бақылау нысаны емтихан
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны

Компонент: Таңдау бойынша компонент

Цикл: Базалық пәндер

Мақсат
  • Пәнді оқытудың мақсаты болып, орман экожуйесіндегі әртүрлі өсімдіктерінің биологиясы мен систематикасын оқыту.
Міндет
  • осы мамандықтың негізін қалайтын пәнді толығымен жеткізу
  • өсімдіктерді жүйелеу әдістерін меңгеру;
  • Геоботаника және фитогеография элементтерімен танысу.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
  • өсімдіктердің құрылысын және олардың метафорфозалары, көбею түрлері, осы заманғы өсімдік әлемінің жүйеленуін, фитогеография мен геоботаниканың элементтерін;
  • өсімдіктердің құрылысы және олардың метаморфоздары;
  • өсімдіктердің көбею түрлері;
  • знать систематику растений;
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
  • ботаника пәнінде алған білімдерін тәжірибе жүзінде қолдана білуі қажет
  • жекелеген органдар мен өсімдіктерге морфологиялық талдау жүргізу, өсімдіктердің метаморфоздарын талдау, олардың табиғатын тану;
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
  • ботаника пәні орман қорлары және орманшылық мамандығының ең басты бапалдағы екенін түсінулері қажет
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
  • жұмыста маңызды мәселелерді дұрыс әрі жылдам шешуі қажет, коллективты басқара білулері қажет
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
  • - өсімдіктердің тіршіліктік түрлерін айыра білуді, өсімдіктердің жекелеген мөлшеріне морфологиялық талдау жасап, олардың метаморфозоларын талдай біліп, олардың табиғатын тани білуді.
Оқыту әдістері

проблемалық және жобалық-бағдарлы оқыту технологиясы;

оқу-зерттеу қызметінің технологиялары;

коммуникативтік технологиялар (дискуссия, пресс-конференция, оқу пікірсайыстары және басқа да белсенді формалар мен әдістер); білім алушылар іскерлік, рөлдік, Имитациялық ойындарға қатысатын ойын технологиялары;

ақпараттық-коммуникациялық (соның ішінде қашықтықтан білім беру ) технологиялар.

технологии активного и проблемного обучения.

Білім алушының білімін бағалау

Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.

Кезең Тапсырма түрі Өлшем
1  рейтинг Практикалық сабақ 1 0-100
Ауызша сауалнама
СӨЖ
Аралық бақылау
2  рейтинг Практикалық сабақ 9 0-100
Ауызша сауалнама
СӨЖ
Аралық бақылау
Қорытынды бақылау емтихан 0-100
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі 90-100 70-89 50-69 0-49
Өте жақсы Жақсы Қанағаттанарлық Қанағаттанарлықсыз
Работа на лабораторных занятиях выполнил лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий и методики; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Устный опрос/ тестирование/коллоквиум демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии.
СРО выполнил работу (отчет, реферат, презентацию) в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий и содержания задания; выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления выполнены правильно и аккуратно; правильно выполняет анализ ошибок, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема задания, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Итоговый контроль Ответил на все вопросы, темы раскрыты полностью, правильно даны все опреденения. выполнил требования к оценке «5», но допущены одна ошибка или не более двух недочетов. Ответил не на все вопросы, но не менее 50% объема задания, были допущены ошибки; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не ответил ни на один из вопросов.
Бағалау нысаны

Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:

  • Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
  • Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.

Қорытынды бағаны есептеу формуласы:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;

Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.

Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:

Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:

Әріптік жүйе бойынша бағалар Балдардың сандық эквиваленті Балдар (%-тік құрамы) Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар
A 4.0 95-100 Өте жақсы
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Жақсы
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Қанағаттанарлық
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Қанағаттанарлықсыз
F 0 0-24
Дәріс сабақтарының тақырыптары
  • Орман ботаникасы биологиялық ғылым ретінде
  • Өсімдік клеткасының құрылымы
  • Өсімдік ұлпалары
  • Жоғары өсімдіктердің вегетативтік органдары
  • Гүл өсімдіктерінің генеративтік органдары
  • Өсімдіктердің көбею түрлері
  • Гүл өсімдіктерінің өсуі және дамуы
  • Геоботаника
  • Өсімдіктердің жүйеленуі
  • Жоғары даулы өсімдіктердің жүйеленуі
  • Саңырауқұлақтар, қыналар
  • Балдырлар, мүк
  • Плаундар, қиғаш шоқшабас құйрық
  • Ашық тұқымдылар жүйелеу
  • Жабық тұқымдарды жүйелеу
Негізгі әдебиет
  • Имескенова, Э. Г. Ботаника / Э. Г. Имескенова, В. Ю. Татарникова. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 148 с. — ISBN 978-5-507-44140-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/247304 (дата обращения: 21.11.2022).
  • Мельникова, Н. А. Ботаника : методические указания / Н. А. Мельникова. — Самара : СамГАУ, 2019. — 24 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/244574 (дата обращения: 21.11.2022).
  • Ракина, М. С. Ботаника : учебное пособие / М. С. Ракина. — Кемерово : Кузбасская ГСХА, 2018. — 442 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/142997 (дата обращения: 21.11.2022).
  • Ботаника : учебник для вузов / Г. П. Яковлев, М. Ю. Гончаров, М. Н. Повыдыш и др. - 4-е изд., испр. и доп. (эл.). - СПб. : СпецЛит, 2018. - 881 c. - ISBN 9785299008340. - Текст : электронный // ЭБС "Букап" : [сайт]. - URL : https://www.books-up.ru/ru/book/botanika-6562061/ (дата обращения: 21.11.2022).
  • Андреева И.И., Родман Л.С. А65 Ботаника. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИБКОМ;. ТРАНСЛОГ, 2016. — 596 с.: ил. — (Учебники и учеб. пособия для студентов высших учебных заведений).
  • Брынцев, В. А. Ботаника : учебник / В. А. Брынцев, В. В. Коровин. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Лань, 2015. — 400 с. — ISBN 978-5-8114-1741-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61357 (дата обращения: 21.11.2022).
Қосымша әдебиеттер
  • Гордеева Т.Н., Круберг Ю.К., Письяукова В.В. Практический курс систематики растений, изд. «Просвещение», М.,2001, 319 с.
  • Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника- М., «Колос», 1972, 432 с.
  • Колесников А.И. Декоративная дендрология. - М., Лесная промышленность, 2004, 703 с.
  • Родионова A.C., Скупченко В.Б., Малышева О.Н., Джикович Ю.Н. Ботаника, М., ACADEMIA, 2006, 282 с.
  • Громадин A.B., Матюхин Д.Л. Дендрология, Москва, ACADEMIA, 2006, 360 с.
  • Яковлев Г.П., Челобитько В.А. Ботаника, Санкт-Петербург, Издательство СПХФА, 2003, 647 с.
  • Ботаника. Учебник для вузов : в 4 т. / П. Зитте, Э. В. Вайлер, Й. В. Кадераит, А. Брезински, К. Кернер ; на основе учебника Э. Страсбургера [и др.] ; пер. с нем. Н.В.Хмелевской, К.Л.Тарасова, К.П.Глазуновой, А.П.Сухорукова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.
  • Андреева И.И., Родман Л.С. А65 Ботаника. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИБКОМ;. ТРАНСЛОГ, 2016. — 596 с.: ил. — (Учебники и учеб. пособия для студентов высших учебных заведений).