Көркем өсімдіктердің морфологиясы мен анатомиясы
Сипаттама: Өсімдіктердің сыртқы және ішкі құрылымы, олардың органдары мен ұлпалары, жасушалық және ұлпалық деңгейлерде өсімдіктердін ішкі құрылым функцияларының ерекшеліктері, өсімдіктердің көбею және даму ерекшеліктері туралы түсінік қалыптастырады.
Кредиттер саны: 5
Пререквизиты:
- Адам. Қоғам. Құқық (Адам және қоғам)
Пәннің еңбек сыйымдылығы:
Жұмыс түрлері | сағат |
---|---|
Дәрістер | 15 |
Практикалық жұмыстар | |
Зертханалық жұмыстар | 30 |
СӨЖО | 30 |
СӨЖ | 75 |
Қорытынды бақылау нысаны | емтихан |
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны |
Компонент: Таңдау бойынша компонент
Цикл: Базалық пәндер
Мақсат
- формирование знаний о жизнедеятельности, внешнем и внутреннем строении растений, их онтогенетических и сезонных изменениях, способах размножения и расселения, зависимости от условий обитания
Міндет
- ознакомить студентов с основными элементами, составляющими тело травянистых и древесных растений, с внутренним строением вегетативных и генеративных органов в связи с выполняемыми функциями
- ознакомить с основными направлениями морфологической эволюции растений
- ознакомить с биологической сущностью воспроизведения и размножения
- ознакомить сезонными изменениями растений
- ознакомить студентов с основными закономерностями роста, развития и строения растений с учетом современных знаний и достижений ботаники
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
- Знать анатомическое и морфологическое строение отдельных органов растений, зависимость строения от выполняемой функции, признаки и причины усовершенствования растений в филогенезе, а также термины и понятия данного курса
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
- Владение методикой определения и морфологического описания растений, умение распознавать характерные анатомические и морфологические признаки различных растительных структур, исследовать цитологические объекты.
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
- Умение анализировать изучаемый материал, выделять главное, сравнивать, устанавливать причины и следствия наблюдаемых явлений, делать правильные обобщения и выводы.
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
- Создание научной базы для эффективного освоения специальных дисциплин в области лесного хозяйства
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
- Использование лабораторного и полевого оборудования и аппаратуры для изучения анатомии и морфологии растений
Білім алушының білімін бағалау
Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.
Кезең | Тапсырма түрі | Өлшем |
---|---|---|
1 рейтинг | Лабораторные занятия 1-8 | 0-100 |
Коллоквиум | ||
СРО | ||
Рубежный контроль 1 | ||
2 рейтинг | Лабораторные занятия 9-15 | 0-100 |
Коллоквиум | ||
СРО | ||
Рубежный контроль 2 | ||
Қорытынды бақылау | емтихан | 0-100 |
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Өте жақсы | Жақсы | Қанағаттанарлық | Қанағаттанарлықсыз | |
Работа на лабораторных занятиях | выполнил лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий и методики; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Устный опрос/ тестирование/коллоквиум | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии. |
СРО | выполнил работу (отчет, реферат, презентацию) в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий и содержания задания; выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления выполнены правильно и аккуратно; правильно выполняет анализ ошибок, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | выполнил требования к оценке «5», но допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема задания, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Итоговый контроль | Ответил на все вопросы, темы раскрыты полностью, правильно даны все определения. | выполнил требования к оценке «5», но допущены одна ошибка или не более двух недочетов. | Ответил не на все вопросы, но не менее 50% объема задания, были допущены ошибки; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не ответил ни на один из вопросов. |
Бағалау нысаны
Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:
- Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
- Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.
Қорытынды бағаны есептеу формуласы:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;
Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.
Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:
Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:
Әріптік жүйе бойынша бағалар | Балдардың сандық эквиваленті | Балдар (%-тік құрамы) | Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Өте жақсы |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Жақсы |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Қанағаттанарлық |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Қанағаттанарлықсыз |
F | 0 | 0-24 |
Дәріс сабақтарының тақырыптары
- Морфология растений, основные положения и задачи
- Строение вегетативных органов цветкового растения
- Строение растительной клетки
- Строение растительных тканей
- Зародыш и проросток как начальные этапы развития цветкового растения
- Строение семени и корня
- Метаморфозы побега
- Размножение растений
- Вегетативное размножение растений
- Строение генеративных органов растений
- Морфология и анатомия низших растений
- Морфология и анатомия высших споровых растений
Негізгі әдебиет
- Антонова Е.В., Морозова И.М. Ботаника: анатомия и морфология растений. Пособие. — Витебск: Витебский государственный университет имени П. М. Машерова, 2014. — 236 с. — ISBN 978-985-517-431-9.
- Лотова, Л. И. Ботаника : Морфология и анатомия высших растений: учеб. / Л. И. Лотова. – Изд. 3-е, испр. – М. : КомКнига, 2007. – 512 с.
- Ботаника : учеб. для вузов : в 4 т. / П. Зитте, Э. В. Вайлер, Й. В. Кадерайт [и др.]. – М. : Академия, 2007.
- Практикум по анатомии и морфологии растений: учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Викторов, М. А. Гуленкова, Л. Н. Дорохина [и др.] ; под ред. Л. Н. Дорохиной. – М. : Академия, 2001. – 176 с.
- Ботаника [Электронный ресурс]: электрон. учеб.-метод. комплекс по дисциплине / Н. В. Степанов, И. Е. Ямских, Е. А. Иванова [и др.]. – Электрон. дан. – Красноярск: ИПК СФУ, 2009. – (Ботаника: УМКД № 1341 / рук.творч. коллектива Н. В. Степанов). – 1 электрон. опт. диск (DVD).
- Никитина, В. И. Анатомия и морфология растений : учебное пособие / В. И. Никитина, М. А. Худенко. — Красноярск : КрасГАУ, 2018. — 156 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/130106
Қосымша әдебиеттер
- Лотова, Л. И. Ботаника : Морфология и анатомия высших растений: учеб. / Л. И. Лотова. – Изд. 3-е, испр. – М. : КомКнига, 2007. – 512 с.
- Ботаника : учеб. для вузов : в 4 т. / П. Зитте, Э. В. Вайлер, Й. В. Кадерайт [и др.]. – М. : Академия, 2007.
- Практикум по анатомии и морфологии растений: учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Викторов, М. А. Гуленкова, Л. Н. Дорохина [и др.] ; под ред. Л. Н. Дорохиной. – М. : Академия, 2001. – 176 с.
- Ботаника [Электронный ресурс]: электрон. учеб.-метод. комплекс по дисциплине / Н. В. Степанов, И. Е. Ямских, Е. А. Иванова [и др.]. – Электрон. дан. – Красноярск: ИПК СФУ, 2009. – (Ботаника: УМКД № 1341 / рук.творч. коллектива Н. В. Степанов). – 1 электрон. опт. диск (DVD).
- Бавтуто Г.А., Ерей Л.М. Практикум по анатомии и морфологии растений. Минск: Новое знание, 2002. 464 с.