Вредные вещества промышленности и химическая безопасность
Описание: Дисциплина дает общие представления о вредных веществах промышленности и основных их источниках, таких как горнодобывающая промышленность, теплоэнергетика, металлургическая и металлообрабатывающая промышленность, химическая промышленность, добыча, транспортировка и переработка нефти и газа, и атомная промышленность, а также основные виды химических вредных веществ, их предельно допустимые концентрации в компонентах биосферы, а также вредные и опасные факторы химического производства, их влияние на организм человека и окружающую природную среду.
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Химический анализ
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 15 |
| Практические работы | 30 |
| Лабораторные работы | 15 |
| СРОП | 30 |
| СРО | 90 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля | экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Знакомство студентов с теоретическими и практическими основами токсикологии, углубление и расширение знаний студентов о механизмах и последствиях взаимодействия производственной деятельности, человека и природных экосистем
Задача
- Изучение основных источников выделения загрязняющих веществ; изучение химических свойств и биологического действия загрязняющих веществ; изучение нормативов нахождения загрязняющих веществ в рабочей зоне и окружающей среде; изучение методов обнаружения загрязняющих веществ в различных средах; получение базовых знаний о мерах снижения образования и распространения этих веществ.
Результат обучения: знание и понимание
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Освоение основных понятий по дисциплине | 0-100 |
| Понимание необходимых материалов при выполнении основных лекционных, практических и лабораторных работ. | ||
| Применение полученных теоретических знаний при выполнении практических и лабораторных работ | ||
| Промежуточные контрольные тесты. Выполнение самостоятельных работ, заданных в ходе курса. | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
| Практические работы | выполнил лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новойситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усво- енным при изучении других дисциплин. | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
| Самостоятельная работа обучающегося | В своей работе демонстрирует систематические теоретические знания в подготовке и защите заданий по заданным темам, знает терминологию, последовательно объясняет, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы | В своей работе демонстрирует теоретические знания заданий по заданным темам, знает терминологию, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает незначительные ошибки, которые исправляет преподаватель | Демонстрирует поверхностные теоретические знания в выполнении работы, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, неспособность делать аргументированные выводы и приводить примеры, и не знает последовательности изложения, допускает ошибки, которые преподаватель может исправить только при исправлении | Демонстрирует незнание теоретических основ дисциплины, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, отказывается отвечать на занятия |
| Сдача лекционных тем | Демонстрирует системные теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы | Демонстрирует теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность, явления и процессы, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает несущественные ошибки, которые учитель исправляет самостоятельно или с небольшой поправкой | Демонстрирует поверхностные теоретические знания, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированные выводы и приводить примеры, не знает монологической речи, терминологии, логики и последовательности изложения, допускает ошибки, которые учитель может исправить только при исправлении | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, которые не может исправить даже учитель, отказывается отвечать на занятия. |
| Рубежный контроль | Демонстрация полного владения материалом путем правильного ответа на 90-100 процентов контрольных тестов, составленных по содержанию теоретического материала, оценивалась в количестве баллов, близком к максимальному качеству знаний | Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные тесты выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89 | Содержание теоретического материала частично усвоено, имеются пробелы, выполняется большинство учебных заданий, предусмотренных учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть в 50-69 процентах | Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения тестовых заданий низкое, процент правильных ответов по данным тестам ниже 497 |
| Итоговый контроль | Демонстрация полного усвоения материала путем полного анализа контрольных вопросов, составленных по содержанию теоретического материала и правильного ответа на 90-100 процентов контрольных вопросов оценивается количеством баллов, качество знаний которых близко к максимальному. | Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные вопросы выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89. | Содержание теоретического материала частично усвоено,имеются пробелы, выполняются контрольные вопросы, предусмотренные учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть на 50-69%. | Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения ответов на контрольные вопросы низкое,процент правильных ответов на заданные вопросы ниже 49. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Тема 1
- Тема 2
- Тема 3
- Тема 4
- Тема 5
- Тема 6
- Тема 7
- Тема 8
- Тема 9
- Тема 10
- Тема 11
- Тема 12
- Тема 13
- Тема 14
Основная литература
- 1. Закон Республики Казахстан «О гражданской защите» от 11 апреля 2014 года № 188-V 3PK. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г). 2. Байзолданов Т. Токсикологическая химия: учебник / Т. Байзолданов.- Алматы: Эверо, 2021,-240 с. Часть 1. 3. Байзолданов Т. Токсикологическая химия: учебник / Т. Байзолданов - Алматы: Эверо, 2021. -252 с. Часть 3. 4. В.А. Басуров, Н.И. Зазнобина Химическая безопасность: учеб. пособие / Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2016. – 98 с. 5. Ободовский И.М. Основы радиационной и химической безопасности/ Интелект. -2015. -304с. 6. Ковалев С.А., Кузеванов В.С. Антология безопасности. Химическая безопасность / ОГУ им. Ф.М. Достоевского.2019. -60с. 7. Гелашвили Д.Б., Безель В.С., Романова Е.Б., Безруков М.Е., Силкин А.А., Нижегородцев А.А. Принципы и методы экологической токсикологии - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет – 2015 – 745 с. 8. Баширов В.Д. Практикум по промышленной токсикологии - Оренбургский гос. ун-т: Оренбург: ОГУ - 2013. - 106 с. 9. Сотникова, Е.В. Техносферная токсикология: учебное пособие для студентов вузов / Е.В. Сотникова, В.П. Дмитренко. - СПб. Лань, 2013. - 400 с.
Дополнительная литература
- 1. Экологический кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI ЗРК (с изменениями, внесенными от 02.01.2023 № 184, от 19.04.2023 № 223) 2. Кузнецов И.Е. Защита воздушного бассейна от загрязнений вредными веществами химических предприятий / И. Е. Кузнецов, Т. М. Троицкая. - М.: Химия, 1979. 3. Нурбаева Н.А. Хранение промышленных отходов: монография / Н. А. Нурбаева; Мин-во образования и науки РК, ВКГТУ им. Д. Серикбаева. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2009. - 119 с. 3. Классификатор отходов от 31 мая 2007 года N 169-п. 4. Доника.А.Д., Ильин В.Я. Основы токсикологии токсичных химических веществ - Волгоград – 2009. – 194 с. 5. Кирюшин В.А. Токсикология химически опасных веществ и мероприятия в очагах химического поражения – Рязань: РГМУ - 2004. - 163 с. 6. Губина Т. И. Основы экологической токсикологии: учеб, пособие для студ. естественно-науч. и техн. спец. и напр. вузов /Т. И. Губина, С. М. Рогачева. - Саратовский гос. техн, ун-т им. Гагарина Ю. А. - Саратов: СГТУ - 2012. - 108 с. 7. Самстыко О. А. Экология и контроль состояния окружающей среды: учебно-метод, пособие для студентов химико-технологических специальностей /О. А. Самстыко, В. И. Романовский. – Минск: БГТУ - 2014. – 99 с. 8. IPR SMART http://www.iprbookshop.ru 9. ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com. 10. EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com