Вредные вещества промышленности и химическая безопасность

Жаманбаева Манира Крыкбаевна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина дает общие представления о вредных веществах промышленности и основных их источниках, таких как горнодобывающая промышленность, теплоэнергетика, металлургическая и металлообрабатывающая промышленность, химическая промышленность, добыча, транспортировка и переработка нефти и газа, и атомная промышленность, а также основные виды химических вредных веществ, их предельно допустимые концентрации в компонентах биосферы, а также вредные и опасные факторы химического производства, их влияние на организм человека и окружающую природную среду.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Химический анализ

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы 15
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Знакомство студентов с теоретическими и практическими основами токсикологии, углубление и расширение знаний студентов о механизмах и последствиях взаимодействия производственной деятельности, человека и природных экосистем
Задача
  • Изучение основных источников выделения загрязняющих веществ; изучение химических свойств и биологического действия загрязняющих веществ; изучение нормативов нахождения загрязняющих веществ в рабочей зоне и окружающей среде; изучение методов обнаружения загрязняющих веществ в различных средах; получение базовых знаний о мерах снижения образования и распространения этих веществ.
Результат обучения: знание и понимание
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Освоение основных понятий по дисциплине 0-100
Понимание необходимых материалов при выполнении основных лекционных, практических и лабораторных работ.
Применение полученных теоретических знаний при выполнении практических и лабораторных работ
Промежуточные контрольные тесты. Выполнение самостоятельных работ, заданных в ходе курса.
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Практические работы выполнил лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новойситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усво- енным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Самостоятельная работа обучающегося В своей работе демонстрирует систематические теоретические знания в подготовке и защите заданий по заданным темам, знает терминологию, последовательно объясняет, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы В своей работе демонстрирует теоретические знания заданий по заданным темам, знает терминологию, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает незначительные ошибки, которые исправляет преподаватель Демонстрирует поверхностные теоретические знания в выполнении работы, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, неспособность делать аргументированные выводы и приводить примеры, и не знает последовательности изложения, допускает ошибки, которые преподаватель может исправить только при исправлении Демонстрирует незнание теоретических основ дисциплины, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, отказывается отвечать на занятия
Сдача лекционных тем Демонстрирует системные теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы Демонстрирует теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность, явления и процессы, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает несущественные ошибки, которые учитель исправляет самостоятельно или с небольшой поправкой Демонстрирует поверхностные теоретические знания, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированные выводы и приводить примеры, не знает монологической речи, терминологии, логики и последовательности изложения, допускает ошибки, которые учитель может исправить только при исправлении Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, которые не может исправить даже учитель, отказывается отвечать на занятия.
Рубежный контроль Демонстрация полного владения материалом путем правильного ответа на 90-100 процентов контрольных тестов, составленных по содержанию теоретического материала, оценивалась в количестве баллов, близком к максимальному качеству знаний Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные тесты выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89 Содержание теоретического материала частично усвоено, имеются пробелы, выполняется большинство учебных заданий, предусмотренных учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть в 50-69 процентах Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения тестовых заданий низкое, процент правильных ответов по данным тестам ниже 497
Итоговый контроль Демонстрация полного усвоения материала путем полного анализа контрольных вопросов, составленных по содержанию теоретического материала и правильного ответа на 90-100 процентов контрольных вопросов оценивается количеством баллов, качество знаний которых близко к максимальному. Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные вопросы выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89. Содержание теоретического материала частично усвоено,имеются пробелы, выполняются контрольные вопросы, предусмотренные учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть на 50-69%. Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения ответов на контрольные вопросы низкое,процент правильных ответов на заданные вопросы ниже 49.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Тема 1
  • Тема 2
  • Тема 3
  • Тема 4
  • Тема 5
  • Тема 6
  • Тема 7
  • Тема 8
  • Тема 9
  • Тема 10
  • Тема 11
  • Тема 12
  • Тема 13
  • Тема 14
Основная литература
  • 1. Закон Республики Казахстан «О гражданской защите» от 11 апреля 2014 года № 188-V 3PK. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г). 2. Байзолданов Т. Токсикологическая химия: учебник / Т. Байзолданов.- Алматы: Эверо, 2021,-240 с. Часть 1. 3. Байзолданов Т. Токсикологическая химия: учебник / Т. Байзолданов - Алматы: Эверо, 2021. -252 с. Часть 3. 4. В.А. Басуров, Н.И. Зазнобина Химическая безопасность: учеб. пособие / Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2016. – 98 с. 5. Ободовский И.М. Основы радиационной и химической безопасности/ Интелект. -2015. -304с. 6. Ковалев С.А., Кузеванов В.С. Антология безопасности. Химическая безопасность / ОГУ им. Ф.М. Достоевского.2019. -60с. 7. Гелашвили Д.Б., Безель В.С., Романова Е.Б., Безруков М.Е., Силкин А.А., Нижегородцев А.А. Принципы и методы экологической токсикологии - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет – 2015 – 745 с. 8. Баширов В.Д. Практикум по промышленной токсикологии - Оренбургский гос. ун-т: Оренбург: ОГУ - 2013. - 106 с. 9. Сотникова, Е.В. Техносферная токсикология: учебное пособие для студентов вузов / Е.В. Сотникова, В.П. Дмитренко. - СПб. Лань, 2013. - 400 с.
Дополнительная литература
  • 1. Экологический кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI ЗРК (с изменениями, внесенными от 02.01.2023 № 184, от 19.04.2023 № 223) 2. Кузнецов И.Е. Защита воздушного бассейна от загрязнений вредными веществами химических предприятий / И. Е. Кузнецов, Т. М. Троицкая. - М.: Химия, 1979. 3. Нурбаева Н.А. Хранение промышленных отходов: монография / Н. А. Нурбаева; Мин-во образования и науки РК, ВКГТУ им. Д. Серикбаева. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2009. - 119 с. 3. Классификатор отходов от 31 мая 2007 года N 169-п. 4. Доника.А.Д., Ильин В.Я. Основы токсикологии токсичных химических веществ - Волгоград – 2009. – 194 с. 5. Кирюшин В.А. Токсикология химически опасных веществ и мероприятия в очагах химического поражения – Рязань: РГМУ - 2004. - 163 с. 6. Губина Т. И. Основы экологической токсикологии: учеб, пособие для студ. естественно-науч. и техн. спец. и напр. вузов /Т. И. Губина, С. М. Рогачева. - Саратовский гос. техн, ун-т им. Гагарина Ю. А. - Саратов: СГТУ - 2012. - 108 с. 7. Самстыко О. А. Экология и контроль состояния окружающей среды: учебно-метод, пособие для студентов химико-технологических специальностей /О. А. Самстыко, В. И. Романовский. – Минск: БГТУ - 2014. – 99 с. 8. IPR SMART http://www.iprbookshop.ru 9. ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com. 10. EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com